История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ва. Преодолевают или не преодолевают они его по-разному, в - силу своей индивидуально сти. Иногда неверны ми средствами, как, напрпмер, Элла Куп риянова, отвергающая «взрослые», а значит, по ее мнению, уста ревшие взгляды на жнзнь. Элла отно сится к типу людей, которых я наблюдала и знаю. Этих молодых людей часто называ ют «раскованным по колением». Признать ся, такой тип поведе ния больше схож с моим характером по активности и средст-вам отстаивания пози ций. Такие люди не всегда правы, но сама их борьба • за . свои убеждения очень мне симпатична. Корни их характера — в че стности. Встанешь ты š критический момент Пли не встанешь, сде лаешь то, что счи таешь нужным сде лать, ИЛИ С і МОЛЧІІШЬ. ...Хамство, конечно: студенты имитировали, будто у Кузьмича день • ли; почему... Может быть, мы чего-то не донесли, может, крас ки резковаты? Что ис пугало эту женщину? Независимость Эллы? То, что она вышла из повиновения? То, что . у нее в двадцать лет • «отношения» с одно курсником? Да мы ведь и не за тем ста вили спектакль, чтобы наши герои нравились или не нравились! Элла—человек, ост ро чувствующий не справедливость. Шелу ха слетела, как только отец и мать оказались в конфликтной , ситуа ции. Вопрос встал од нозначно: есть дочь 11 ли нет. ГIо-другому: есть Человек или иет.; Сначала я . очень расстроилась после этой конференции. По том поняла: та жен щина просто не захо тела задуматься о мо тивах . поведения Эллы., ІІо, «может быть, луч ше доставить себе не сколько неприятных минут размышлений, чем закрыты глаза на ТАКИЕ НЕСХОЖИЕ СУДЬБЫ... НАШ ЗЕМЛЯХ и СОВРЕМЕННИК ;‘ Д ЛЛА встрети- лась с ней, ког да, эта деревенская де вочка-подросток при ехала на каникулы к бабушке. Они встрети лись, когда Алле Гае вой — актрисе театра Краснознаменного Се верного флота — да ли роль этоіі самой девочки Маши в спек такле «Эй ты, здрав ствуй!». У актеров сущест вует термин «жизнь вне пьесы». Там, за сценической площад кой, за рамками реп лик, люди совершают поступки, проходит целая череда событий. Чтобы донести зрите- лю главнуго ммель спектакля, надо про жить с героем всю его жизнь, понять, чем он дышит, как ходит, с кем общается... Алла для себя решила: пло хо живется ее Маше. Отец от них ушел. Он • на баяне играл, час тушки пел. Хорошие частушки. А потом встретил какую-то бу фетчицу и ушел. «Ои не подлец, он бес характерный» , — пов торяет девочка чьи-то «взрослые» слова. А еще, репнтла акт риса. Маша талантли ва. В жизни талантли ва, потому что умеет тонко чувствовать чу жое горе*, всем серд цем отзываться на не го. Она талантлива уже в самом начале спектакля, только зри тель еще не знает об этом. А Алла знает, но вместе со своей ге роиней неуклюже и навязчиво пытается на ладить контакт с со седским мальчишкой — таким начитанным, всезнающим... Дружба начинается через конфликты, ссоры, но. — Дружба, и в итоге маленький человек Маша оказывается сильнее, духовно бо гаче и серьезнее сво его соседа. И когда К мальчишка, впервые столкнувшийся с опас ностью смерти — смерти отца, потрясен ный, испуганный, на пивается с горя, — Маша оказывается единственно нужным ему в этот момент че ловеком, способным его понять. — Знаете, что для меня важно в этой. ро ли? — говорит Алла. — Мы часто не знаем людей, с которыми общаемся каждый день. И становимся беднее от этого... Ведь не случись экст ремальной ситуации, этот мальчик так ни когда бы и не понял, что Маша — человек огромной • душевной силы. Это какой-то удивительный русский женский характера хо тя моей героине всего шестнадцать... АТЯ в «Варва-, рах», Лиза Про тасова в «Анне Каре ниной», Луиза в «Ко варстве и любви»... В Туле и Ульяновске, где работала Алла пос ле окончания ГИТИСа, она больше обраща лась к классическим образам женщин, а в Мурманске ее герои нями стали* современ ницы: Катерина, сек ретарь правления кол хоза («Смешной день»), Тамара («За кон вечности»), сту д е н т а Элла («Взрос лая дочь молодого че ловека»)... Девочки, девушки, молодые . женщины, живущие рядрм- с на лог, такие несхожие в характерах, они стали ее прожитыми судьба ми, ее болью, ее побе дами и поражениями. — Нашим современ ницам, особенно моло дым, свойственно же лание свободы, незави симости, защиты соб ственного «я». II как женщинам, им всегда предстоит преодоле вать барьер одииочест- рождения, и забросали кафедру цветами, сорвав лекцию . Потом сплели венки и разгуливали по ф а кул ь те ту , демонстри руя свой про тест против преподавателей, которым давно уже на пенсию пора, а они все «шамка ю т что-то непонятное и челю сть на ходу ловят». Утонченное, но хам ство . Неверно выбранное сред ство для разумной, в общем-то, цели; дока з а т ь ,-ч то они пришли в и н с ти ту т за знаниями, а значит, и преподавате ли должны чи та ть гра мотные, современные, умные лекции..* Декан Ивченко, кото рый сам когда-то вместе с отцом Эллы учился у Кузьмича, решает, есте ственно, отчислить за чинщиков. Он еще не знает, что Элла — дочь Бэмса. Он вы яснит это только вечером, когда через двадцать ле т при дет к Бэмсу по случаю приезда еще одного быв шего сокур сника — У тю га . Ивченко прихо дит в семью Куприяно вы х, где Бэмс все еще м учается той студенче ской (а скорее — жиз ненной> несправедли востью . ногда он ч у ть оы- ло не вылетел с ф а кул ь те та за пристрастие к джазу, , к галстукам «Пожар , в дж ун глях» и брюкам-дудочкам, кото рые ' с мылом на тя ги вал... Э то потом все по няли, что Арм строн г — прекрасный м узы кан т и кока-кола, к а к выясни лось просто тонизирую щий напиток... Но в те послевоенные годы за са ми э ти слова молодежь причисляли к разряду распущ енны х. Бывшие однокурсники танцевали «запретную» «Чу-чу», когда вошла Элла. В то т день она долго пы талась объяс ни ть Ивченко смысл со* деянного, сама пришла ш кабинет и взяла всю вину на себя. К Ивчен ко- — Ивченко! — кото рого студен ты любили, потому ч то он был со временным и демокра тичным . вы ставил ее за дверь. Он оказался Та ким же, ка к Все. И по сле этого Элла видит e ra в собственном доме, «выделываю щ е г о с я» вместе с родителями и Утюгом : «Я вас всех не навижу!» — Как-то на зри тельской конференции встала женщина и ска зала: «Я бы не хо тела, чтобы моя дочь была такой». Мы дол го с ней выясня- проолему, которая су ществует независимо от нашего желания и порой приносит нам немало хлопот. Г* КОРО театр КСФ * ^ подарит зрителю новый спектакль «Точ ка отсчета» по пьесе А. Шагиняи «Офице ры». Жизнь актрисы станет богаче еще на одну судьбу. Снова — непростую судьбу. У практичной , толко вой, умной, красивой женщины что-то в ж из ни складывается не так . Завтра любимый чело век должен уе ха ть — ему предложили рабо та т ь инженером на под водной лодке.. Сегодня она должна решить: е ха ть с ним или оста ть ся в Москве, заниматься любимой работой, писать диссертацию ... — Спектакль в ра боте, и я все еще ищу этот образ. По перво начальному замыслу, Лина — мещанка. Она держится за свою мос ковскую квартиру, за диссертацию, за долж ность. Поэтому она и остается одна, а Он встречает другую, на стоящую женщину... Я с этим не согласна. Здесь нет никакого конфликта. Моя герои ня — любит! Да, она обеспеченный человек, но что в этом плохо го? Она честно рабо тает, причем работа ет на своем месте — эго очень важно в на шей жизни. А что она. заведующая отделом в НИИ, станет делать в военном городке? Пре подавать математику, если будет свободное место в школе? Если же нет — хоть буфет чицей в клубе, пред лагает лКим. Он требу ет ответа сразу же, сейчас. Лина сомнева ется, и это естествен но! Я не вижу здесь предательства... Толь ко время может ре шить. что еіі действи тельно нужно. Лина приезжает. Там, вдалеке, у него уже другая женщина. Лина знает об этом, и все- таки решается при ехать : «Я хо ч у быть твоей женой, Ким. Про вожать тебя на работу, ж ари ть тебе картош ку... Мне таи тебя не хва та ет, Ким! У нас будут де т и —Наташ а и Сережа... Хорошо, назовем их. как ты захочешь... Я должна собрать свои вещи и уехать?..» , — Отлюбилось — ’ так ліогло быть. Да и Лина, должно быть, настолько привыкла к Киму, что само ощу- .щение любви как-то стерлось. Нужен был стресс, чтобы по нять: любовь-то жива! Если не- будет любви — нечего играть, это неинтересный чело- лек... Просто Киму была нужна та, дру гая, женщина в ее от крытой чистоте и клас сическом понятии о верности. Когда погиб на подлодке муж, она не уехала из городка в память о нем... ІІо разве моя разлюблен ная героиня стала от этого плохой! Г ПЕКТАКЛЪ в ра- ^ боте. Идет тот процесс, когда. по признанию Аллы, есть репетиции или нет. ду маешь ты о пьесе или не думаешь, спишь ты или сидишь в гостях, подсознательно, в го лове и в душе, скла дывается новый харак тер — новой героини. II когда я спрашиваю наг прощание, что вол нует Аллу в женщи нах сегодняшнего дня, она почти не задумы ваясь цитирует: — «Дождетесь, что когда-нибудь женщины возьмут власть з свои руки». Это Лина гово рит Киму... Знаете, в век эмансипации - ино гда так хочется поло житься на мужчин, а не решать свои проб лемы самостоятельно. Е. КАРАСЕВА. I Іа снимке внизу: А, Гаева в сцене из спектакля «Взрослая дочь молодого челове ка».
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz