История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Н ЕДАВНО . театр Крас­ нознаменного Север­ ного флота поставил спек­ такль по пьесе А. Н. Ост­ ровского «Невольницы». Это произведение, завершен­ ное драматургом в 1880 го­ ду, менее других его пьес известно широкой публике. Впервые спектакль шел на сцене с участием великой русской актрисы М. Н. Е р ­ моловой, выступившей в центральной роли Евлалии. По словам критика, образ этот «был насквозь реали­ стический, и тем сильнее он обвинял ту общественную среду, тот общественный строй, который делает из женщин «невольниц» или каторжного труда. или по­ зорного безделья, унижаю­ щего человеческое достоин­ ство». Именно эту мысль и по­ старались показать режиссер О. К. Овечкин, поставивший спектакль, н исполнительни­ ца роли Евлалии артистка С. Шнманская. Женщина, которая 25 лет Своей жизни провела в пан­ сионе своей матери и для которой почти единствен­ ным источником информа­ ции о жизни были романы, выходит замуж за богатого, но нелюбимого человека. Любит она другого — бедно­ го служащего Мулина, не замечая того, что ореол благородства и возвышенно­ сти, в котором он ей видит­ ся , создан е е воображением. Муж Евлалии Евдоким Егорович Стыров — человек у ж е . немолодой. О своей ж е ­ нитьбе на Евлалии он гово­ рит: «Я купил ее у матери». Правда, по отношению к Ев­ лалии он терпелив, мягок. Кстати, заслуженный артист РСФСР С. Садиков, испол­ няющий эту роль, удачно ^подчеркивает эту мягкость. Муж даже готов предоста­ вить Евлалии полную свобо­ ду действий. И тем не менее Евлалия — невольница. Ее сопротивление чужому, не­ навистному ей образу жизни в конце концов оказывается сломленным. Артистке Шиманской уда­ лось создать обаятельный образ русской женщины, искренней, несколько наив­ ной. Она горячо верит в лю­ дей, верит во все доброе, хорошее в жизни. Вместе с старается сберечь цельность своей души, право распоря­ жаться своими чувствами, то Софья откровенно при­ спосабливается к обстоя­ тельствам. Она без стесне­ ния покупает ласки своего любовника. -Рабокий способ устроить овокк- жизнь по­ средством хитростей, обма­ на, лицемерия, который она избирает, полностью отвеча- иазвать и народного артиста РСФСР А. Найчука (Миро­ на). который тоже точно чувствует жанр комедии. К сожалению, внешний вид Ми­ рона— Найчука вызывает недоумение. Вряд ли возмо­ жен лакей подобного вида в доме такого богатого чело­ века, как Стыров. Хотелось бы коротко ос­ тановиться на образе Мар- ПРИНЯЛИ УСЛОВИЯ Т е а т р тем Евлалия — Шнманская эгоистична в своей любви и как-то забавно самоуверен­ на. И это придает - образу жизненность, достоверность. Резко меняется Евлалия, когда видит, наконец, в ис­ тинном свете своего возлюб­ ленного. Вся она внутренне гаснет. Руки бессильно опу­ щены, взгляд теряет выра­ жение. У нее больше Нет ни сил, ни охоты бороться за себя, за свое счастье. Она сама заявляет своему супругу, что охотно будет учиться играть в винт. В пьесе — это не просто игра. Это символ, знак того, что человек принял условия «игры» того общества, той среды, в которой волей судьбы оказался. Вот поче­ му так умилен поступком Евлалии ее супруг. — Евлалия, милая Евла­ лия! Вот, господа, когда я счастлив вполне. Играй, Ев­ лалия, . играй по большой! Проигрывай тысячи, я ни­ чего для тебя не пожалею! Вот это, господа, праздник! Человек, шампанского... Наряду с Евлалией в спектакле существует еще одна невольница — Софья. Но если Евлалия сопротив­ ляется своему окружению, ет духу общества, в которой она живет. Артистка В. Федорова, „ исполняющая роль Софьям: трактует ее несколько п р ^ молинейно. Ее Софья порой даже вульгарна. А ведь текст пьесы дает возмож­ ность д л я более тонкой про­ работан роли. Несомненная удача спек­ такля — Мулин в исполне­ нии артиста А. Агафонова. Это внешне милый, даже обаятельный человек. По­ скольку бедность в планы Мулина, каъ: он сам призна­ ется, не входит, для него очень важно положение, ко­ торое он занимает в конто­ ре Стырова и Коблова. По­ этому не устраивает его и любовь восторженной де­ вушки , столь для него обре­ менительная и непонятная. Какое облегчение написано на его лице, когда он узнает о намерении Евлалии иг­ рать в винт (слава богу, об­ разумилась!). В этой сцене Мулин—Агафонов очень ес­ тествен в отличие от неко­ торых других действующих лиц. /К сожалению, осталь­ ные мужчины на сцене вели себя скованно, принужденно. И жанровое попадание у Агафонова точнее, чем у других. Правда, можно еще фы. созданной артисткой А. Смирновой. Она и расто- .ропна, и обходительна, и па­ мятлива, особенно на пло­ хое. Крадущаяся кошачья походка выдает в ней чело­ века хитрого, опасного. Тон­ ко плетет Марфа кружево интриги, идя к своей цели: буржуазная среда морально разлагает не только господ, но и слуг. Спектакль несколько вял по ритмам. Особенно это от­ носится к сценам Стырова с Кобловым, Мулиным, Мар­ фой. Никак не ощущается внешняя жизнь, идущая за порогом этого дома. И все-таки общее впечат­ ление — хорошее. Видимо, его определяет удача цент­ рального образа — Евла­ лии. Он истинно драматичен, не оставляет зрителей рав­ нодушными. Заслуга же режиссера и всего творческого коллектива в том, что, несмотря на гру­ стный финал, спектакль зву­ чит оптимистично. Он как бы призывает верить в боль­ шие возможности человека, которые готовы по-новому раскрыться. когда людям удастся покончить с уни­ жающим их рабством. О. ЛЕБЕДЕВА . г. Североморск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz