История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Н ЕДАВНО . театр Крас нознаменного Север ного флота поставил спек такль по пьесе А. Н. Ост ровского «Невольницы». Это произведение, завершен ное драматургом в 1880 го ду, менее других его пьес известно широкой публике. Впервые спектакль шел на сцене с участием великой русской актрисы М. Н. Е р моловой, выступившей в центральной роли Евлалии. По словам критика, образ этот «был насквозь реали стический, и тем сильнее он обвинял ту общественную среду, тот общественный строй, который делает из женщин «невольниц» или каторжного труда. или по зорного безделья, унижаю щего человеческое достоин ство». Именно эту мысль и по старались показать режиссер О. К. Овечкин, поставивший спектакль, н исполнительни ца роли Евлалии артистка С. Шнманская. Женщина, которая 25 лет Своей жизни провела в пан сионе своей матери и для которой почти единствен ным источником информа ции о жизни были романы, выходит замуж за богатого, но нелюбимого человека. Любит она другого — бедно го служащего Мулина, не замечая того, что ореол благородства и возвышенно сти, в котором он ей видит ся , создан е е воображением. Муж Евлалии Евдоким Егорович Стыров — человек у ж е . немолодой. О своей ж е нитьбе на Евлалии он гово рит: «Я купил ее у матери». Правда, по отношению к Ев лалии он терпелив, мягок. Кстати, заслуженный артист РСФСР С. Садиков, испол няющий эту роль, удачно ^подчеркивает эту мягкость. Муж даже готов предоста вить Евлалии полную свобо ду действий. И тем не менее Евлалия — невольница. Ее сопротивление чужому, не навистному ей образу жизни в конце концов оказывается сломленным. Артистке Шиманской уда лось создать обаятельный образ русской женщины, искренней, несколько наив ной. Она горячо верит в лю дей, верит во все доброе, хорошее в жизни. Вместе с старается сберечь цельность своей души, право распоря жаться своими чувствами, то Софья откровенно при спосабливается к обстоя тельствам. Она без стесне ния покупает ласки своего любовника. -Рабокий способ устроить овокк- жизнь по средством хитростей, обма на, лицемерия, который она избирает, полностью отвеча- иазвать и народного артиста РСФСР А. Найчука (Миро на). который тоже точно чувствует жанр комедии. К сожалению, внешний вид Ми рона— Найчука вызывает недоумение. Вряд ли возмо жен лакей подобного вида в доме такого богатого чело века, как Стыров. Хотелось бы коротко ос тановиться на образе Мар- ПРИНЯЛИ УСЛОВИЯ Т е а т р тем Евлалия — Шнманская эгоистична в своей любви и как-то забавно самоуверен на. И это придает - образу жизненность, достоверность. Резко меняется Евлалия, когда видит, наконец, в ис тинном свете своего возлюб ленного. Вся она внутренне гаснет. Руки бессильно опу щены, взгляд теряет выра жение. У нее больше Нет ни сил, ни охоты бороться за себя, за свое счастье. Она сама заявляет своему супругу, что охотно будет учиться играть в винт. В пьесе — это не просто игра. Это символ, знак того, что человек принял условия «игры» того общества, той среды, в которой волей судьбы оказался. Вот поче му так умилен поступком Евлалии ее супруг. — Евлалия, милая Евла лия! Вот, господа, когда я счастлив вполне. Играй, Ев лалия, . играй по большой! Проигрывай тысячи, я ни чего для тебя не пожалею! Вот это, господа, праздник! Человек, шампанского... Наряду с Евлалией в спектакле существует еще одна невольница — Софья. Но если Евлалия сопротив ляется своему окружению, ет духу общества, в которой она живет. Артистка В. Федорова, „ исполняющая роль Софьям: трактует ее несколько п р ^ молинейно. Ее Софья порой даже вульгарна. А ведь текст пьесы дает возмож ность д л я более тонкой про работан роли. Несомненная удача спек такля — Мулин в исполне нии артиста А. Агафонова. Это внешне милый, даже обаятельный человек. По скольку бедность в планы Мулина, каъ: он сам призна ется, не входит, для него очень важно положение, ко торое он занимает в конто ре Стырова и Коблова. По этому не устраивает его и любовь восторженной де вушки , столь для него обре менительная и непонятная. Какое облегчение написано на его лице, когда он узнает о намерении Евлалии иг рать в винт (слава богу, об разумилась!). В этой сцене Мулин—Агафонов очень ес тествен в отличие от неко торых других действующих лиц. /К сожалению, осталь ные мужчины на сцене вели себя скованно, принужденно. И жанровое попадание у Агафонова точнее, чем у других. Правда, можно еще фы. созданной артисткой А. Смирновой. Она и расто- .ропна, и обходительна, и па мятлива, особенно на пло хое. Крадущаяся кошачья походка выдает в ней чело века хитрого, опасного. Тон ко плетет Марфа кружево интриги, идя к своей цели: буржуазная среда морально разлагает не только господ, но и слуг. Спектакль несколько вял по ритмам. Особенно это от носится к сценам Стырова с Кобловым, Мулиным, Мар фой. Никак не ощущается внешняя жизнь, идущая за порогом этого дома. И все-таки общее впечат ление — хорошее. Видимо, его определяет удача цент рального образа — Евла лии. Он истинно драматичен, не оставляет зрителей рав нодушными. Заслуга же режиссера и всего творческого коллектива в том, что, несмотря на гру стный финал, спектакль зву чит оптимистично. Он как бы призывает верить в боль шие возможности человека, которые готовы по-новому раскрыться. когда людям удастся покончить с уни жающим их рабством. О. ЛЕБЕДЕВА . г. Североморск.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz