История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Г7 ОВЕСТЬ Вячеслава I 1 1 Кондратьева «От­ пуск по ранению», опубли­ кованная год с лишним назад в журнале «Зна­ мя». сразу же привлек­ ла к себе внимание читате­ лей. Автор обратился к наименее исследованному художниками аспекту воен­ ной темы. В повести «От­ пуск по ранению» говорится о душевных ранах, кото­ рые наносит людям война и ноторые бывают порой больнее и заживают труд­ нее, чем раны телесные. ннла артистка А. Журавле­ ва. Ей удалось создать оба­ ятельный, щемящий в сво­ ей драматичности образ тер­ пеливой труженицы-мате­ ри, которая знает, что пода­ ренные ей дни свидания с сыном скоротечны, что она может его потерять. II все- таки пустые глаза, пустая душа пугают мать больше, чем возможность физиче­ ской гибели сына. Когда Володька призна­ ется, что интеллигентность только мешала ему на фронте, мать (вся напряжен- . T E R T P лейтенанта Володьки Она о том. как мучительно ищет порой человек единст­ венно верный для него путь в лихую для страны годину. Об этом и спектакль, по­ ставленный на сцене театра Краснознаменного Северно­ го флота главным режиссе­ ром Б. Гутннковым. В роли молодого лейтенанта Во- лодьки выступил артист А. Агафонов. Мы знакомимся с Во- лодькой в. казалось бы, сча­ стливый для него час. Пос­ ле жестоких фронтовых будней (молодой лейтенант воевал подо Ржевом) он по­ падает в Москву, в родноіі дом. к матери. Но в нем ничего не осталось от того восторженного мальчика, который еще недавно жил здесь, уходил отсюда на фронт. Мать не узнает его. — У тебя очень стран­ ные глаза, Володя, — гово­ рит она. — ...Они очень ус­ талые и какие-то пустые. Такие пустые, что мне страшно в них глядеть. Пустые глаза и в душе пусто. В ней одна злость. И не только на врагов. Но и на тех. кто в это тяжелое время живет в столице, кто, по его мнению, хочет спря­ таться от войны. Володь- ка-Агафонов в этих первых сценах мрачновато-зол. дер­ жится прямо, в нем как бы сжата какая-то пружина, ко­ торой он не даст распря­ миться. Она как взрыва­ тель: неосторожное прикос­ новение — и будет взрыв. Взрыв действительно происходит. В ресторане Во­ лодька не выдерживает: как могут здесь сидеть, пить вино. слушать музыку, ког­ да на фронте гибнут люди?! И он вытащил пистолет... Да. другим стал Володь­ ка. Перемена произошла на фронте в тот момент, когда чужая кровь брызнула ему на ватник. Потому и хочет он его куда-то спрятать, выкинуть, сжечь... Главным «врачом» изра­ ненной души лейтенанта Во­ лодьки стала его мать, роль которой в спектакле непол­ ное внимание — ведь она ставит диагноз!) мягко гово­ рит: — Я не согласна с тобой. Интеллигентный человек должен оставаться нм всег­ да и- везде... И прозвище «Володька - лейтенант», которым так гордится сын («Чувствуешь в этом этакую солдатскую ласковость?»), не умиляет мать. — Таким быть на войне легче, мама, — продолжа­ е т он спорить. — Но скажи — «легче» это и лучше? Мать зорко глядит на сына. Ей важен его ответ. И хоть он говорит «навер­ но». она знает, что зарони­ ла в нем зерно сомнения. Пусть не теперь, не сейчас, но должен же ее мальчик во всем разобраться. Пройдет несколько дней, и он действительно поймет: не только ласковость в про­ звище, но и снисходитель­ ность («Хоть ты и лейте­ нант, а все-таки Володька, то есть мальчишка еще»). — Очень хорошо, что ты понял это сам. Журавлева-мать сдержан­ на. но в глазах свет: душа сына начинает исцеляться! Трудно матери прятать от сына письмо однополчан, вправе ли она его прятать? Но письмо — это оов, оно может увести сына вновь туда, откуда он чудом вы­ шел живым... Она все-таки отдает это письмо, сама не зная, чего хочет больше, чтобы он от­ кликнулся на зов или что­ бы отказался. Вместе с матерью сле­ дим за «оттанваньем» Во- лодькн и мы. зрители. И к чести актера надо сказать, что А. Агафонов очень то­ чен, психологически досто­ верен. В его мужание ве­ ришь. так как оно происхо­ дит постепенно, на наших глазах. Актер умеет думать на сцене. Он показывает, что человеческое не умерло в его герое, оно лишь заг­ нано глубоко внутрь, и по­ степенно душа распрямля­ ется. И* когда Володька-Агафо- нов сбивчиво говорит ма­ тери, любимой, другу: — ...Простите меня, но по-другому я не могу. Я должен... должен к своим ребятам... Верится, что эти слова выстраданы, что они — итог долгих мучительных раздумий, итог дней душев­ ного исцеления и подлинно­ го мужания. Есть в спектакле сцена, потрясающая по своему д р а м а т и ч с- скому заря­ ду. Володя. приходит к вдове бойца Семенова, смерти кото­ рого он кос­ венно вино­ ват. Роль вдо­ вы играет ар­ тистка С. Ши- майская. Ма­ стерски ведет она двойноіі монолог: губы произносят обычные, ничего не знача­ щие слова, а се огромные, неподвижно устремленные на Володю глаза говорят о другом: уже догадалась о самом страшном... Н с ду­ шевной щедростью истинно русской женщины, понимая смятение этого командира- мальчика. произносит сло­ ва. которых единственно ждет и на которые не сме­ ет надеяться Володя: — ...Отпускаю я вам ви­ ну вашу, если и есть она какая... В спектакле не все рав­ ноценно. Отсутствует поче­ му-то художественное офор­ мление. если не считать обычной обстановки: сто­ лов. стульев. Безусловно, нельзя не считаться со спе­ цификой театра, которому приходится выступать на разных, часто неприспособ­ ленных площадках. Но тем более необходимо художе­ ственное решение. Сейчас же зрителям при­ ходится чисто умозрительно определять, где происходит действие. И вес же театр хочется поздравить с успехом. Он определяется точным «по­ паданием» главного испол­ нителя. Вспоминается, как несколько лет назад А. Ага­ фонов отказался от того, чтобы его признали победи­ телем в смотре работы те­ атров с молодыми актера­ ми. У него тогда не было роли, которая принесла бы ему удовлетворение, кото­ рую он мог бы считать зна­ чительной. Можно порадоваться за актера: теперь такая роль у него есть. Спектакль «Отпуск по ранению» рассказывает о прекрасной, светлой душе советского солдата, защит­ ника и освободителя, спас­ шего вчера планету от фа­ шистской чумы, а сегодня стоящего на страже мира, охраняющего будущее все­ го человечества. Р . ВЕЛИГИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz