История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Г7 ОВЕСТЬ Вячеслава I 1 1 Кондратьева «От пуск по ранению», опубли кованная год с лишним назад в журнале «Зна мя». сразу же привлек ла к себе внимание читате лей. Автор обратился к наименее исследованному художниками аспекту воен ной темы. В повести «От пуск по ранению» говорится о душевных ранах, кото рые наносит людям война и ноторые бывают порой больнее и заживают труд нее, чем раны телесные. ннла артистка А. Журавле ва. Ей удалось создать оба ятельный, щемящий в сво ей драматичности образ тер пеливой труженицы-мате ри, которая знает, что пода ренные ей дни свидания с сыном скоротечны, что она может его потерять. II все- таки пустые глаза, пустая душа пугают мать больше, чем возможность физиче ской гибели сына. Когда Володька призна ется, что интеллигентность только мешала ему на фронте, мать (вся напряжен- . T E R T P лейтенанта Володьки Она о том. как мучительно ищет порой человек единст венно верный для него путь в лихую для страны годину. Об этом и спектакль, по ставленный на сцене театра Краснознаменного Северно го флота главным режиссе ром Б. Гутннковым. В роли молодого лейтенанта Во- лодьки выступил артист А. Агафонов. Мы знакомимся с Во- лодькой в. казалось бы, сча стливый для него час. Пос ле жестоких фронтовых будней (молодой лейтенант воевал подо Ржевом) он по падает в Москву, в родноіі дом. к матери. Но в нем ничего не осталось от того восторженного мальчика, который еще недавно жил здесь, уходил отсюда на фронт. Мать не узнает его. — У тебя очень стран ные глаза, Володя, — гово рит она. — ...Они очень ус талые и какие-то пустые. Такие пустые, что мне страшно в них глядеть. Пустые глаза и в душе пусто. В ней одна злость. И не только на врагов. Но и на тех. кто в это тяжелое время живет в столице, кто, по его мнению, хочет спря таться от войны. Володь- ка-Агафонов в этих первых сценах мрачновато-зол. дер жится прямо, в нем как бы сжата какая-то пружина, ко торой он не даст распря миться. Она как взрыва тель: неосторожное прикос новение — и будет взрыв. Взрыв действительно происходит. В ресторане Во лодька не выдерживает: как могут здесь сидеть, пить вино. слушать музыку, ког да на фронте гибнут люди?! И он вытащил пистолет... Да. другим стал Володь ка. Перемена произошла на фронте в тот момент, когда чужая кровь брызнула ему на ватник. Потому и хочет он его куда-то спрятать, выкинуть, сжечь... Главным «врачом» изра ненной души лейтенанта Во лодьки стала его мать, роль которой в спектакле непол ное внимание — ведь она ставит диагноз!) мягко гово рит: — Я не согласна с тобой. Интеллигентный человек должен оставаться нм всег да и- везде... И прозвище «Володька - лейтенант», которым так гордится сын («Чувствуешь в этом этакую солдатскую ласковость?»), не умиляет мать. — Таким быть на войне легче, мама, — продолжа е т он спорить. — Но скажи — «легче» это и лучше? Мать зорко глядит на сына. Ей важен его ответ. И хоть он говорит «навер но». она знает, что зарони ла в нем зерно сомнения. Пусть не теперь, не сейчас, но должен же ее мальчик во всем разобраться. Пройдет несколько дней, и он действительно поймет: не только ласковость в про звище, но и снисходитель ность («Хоть ты и лейте нант, а все-таки Володька, то есть мальчишка еще»). — Очень хорошо, что ты понял это сам. Журавлева-мать сдержан на. но в глазах свет: душа сына начинает исцеляться! Трудно матери прятать от сына письмо однополчан, вправе ли она его прятать? Но письмо — это оов, оно может увести сына вновь туда, откуда он чудом вы шел живым... Она все-таки отдает это письмо, сама не зная, чего хочет больше, чтобы он от кликнулся на зов или что бы отказался. Вместе с матерью сле дим за «оттанваньем» Во- лодькн и мы. зрители. И к чести актера надо сказать, что А. Агафонов очень то чен, психологически досто верен. В его мужание ве ришь. так как оно происхо дит постепенно, на наших глазах. Актер умеет думать на сцене. Он показывает, что человеческое не умерло в его герое, оно лишь заг нано глубоко внутрь, и по степенно душа распрямля ется. И* когда Володька-Агафо- нов сбивчиво говорит ма тери, любимой, другу: — ...Простите меня, но по-другому я не могу. Я должен... должен к своим ребятам... Верится, что эти слова выстраданы, что они — итог долгих мучительных раздумий, итог дней душев ного исцеления и подлинно го мужания. Есть в спектакле сцена, потрясающая по своему д р а м а т и ч с- скому заря ду. Володя. приходит к вдове бойца Семенова, смерти кото рого он кос венно вино ват. Роль вдо вы играет ар тистка С. Ши- майская. Ма стерски ведет она двойноіі монолог: губы произносят обычные, ничего не знача щие слова, а се огромные, неподвижно устремленные на Володю глаза говорят о другом: уже догадалась о самом страшном... Н с ду шевной щедростью истинно русской женщины, понимая смятение этого командира- мальчика. произносит сло ва. которых единственно ждет и на которые не сме ет надеяться Володя: — ...Отпускаю я вам ви ну вашу, если и есть она какая... В спектакле не все рав ноценно. Отсутствует поче му-то художественное офор мление. если не считать обычной обстановки: сто лов. стульев. Безусловно, нельзя не считаться со спе цификой театра, которому приходится выступать на разных, часто неприспособ ленных площадках. Но тем более необходимо художе ственное решение. Сейчас же зрителям при ходится чисто умозрительно определять, где происходит действие. И вес же театр хочется поздравить с успехом. Он определяется точным «по паданием» главного испол нителя. Вспоминается, как несколько лет назад А. Ага фонов отказался от того, чтобы его признали победи телем в смотре работы те атров с молодыми актера ми. У него тогда не было роли, которая принесла бы ему удовлетворение, кото рую он мог бы считать зна чительной. Можно порадоваться за актера: теперь такая роль у него есть. Спектакль «Отпуск по ранению» рассказывает о прекрасной, светлой душе советского солдата, защит ника и освободителя, спас шего вчера планету от фа шистской чумы, а сегодня стоящего на страже мира, охраняющего будущее все го человечества. Р . ВЕЛИГИНА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz