История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

увидим. Кесслер принесет не только дурные вести, но р СЛИ попытаться Л-*. вспомнить все роли сыгранные заслуженным ар тистом РСФСР К.. И.. Липа товым, их перечисление за няло бы не одну страницу Прежде всего это целая серия - образов советских военачальников и коман­ диров: контр-адмирал Чеме­ зов в «Якорной площа­ ди» Исидора Штока, ко­ мандир дивизиона Харитонов в спектакле по пьесе Бориса Лавренева «За тех, кто в мо­ ре», капитан первого ранга, начальник политотдела сое­ динения Березин в спектакле по повести североморца Лео­ нида Крейна «Торопись ус­ петь». И наиболее яркая из этой серии роль — генерала армии командующего фрон­ том Русакова из драмы Сер­ гея Смирнова «Люди, кото­ рых я видел». Но если говорить о самой большой творческой удаче, то ею стал, по общему при­ знанию, инженер Забелин в спектакле по пьесе Н.' По­ година «Кремлевские куран­ ты». — Забелин в исполнении Липатова — это было что- то совершенно неожиданное, — вспоминает, главный ху­ дожник театра, заслуженный работник культуры РСФСР А. А. Мещанинова. — Уви­ дев его в. этой роли, я была поражена. Он изменился до неузнаваемости. Это было абсолютное перевоплощение! К тому времени я восприни­ мала Липатова скорее как комедийного актера... и вдруг — такая боль, такая горечь! За родину, за раз­ рушенную Россию, погибаю­ щую от голода и холода. Боль русского интеллиген­ та. Забелин Липатова был не­ прост. Крутого нрава, резкий в суждениях, вспыльчивый человек огромной внутрен­ ней энергии. Не брюзга, не скучный зануда-ворчун, а че­ стный, принципиальный че­ ловек, активно желающий добра своему Отечеству. Прекрасно проводил Липатов сцену, когда Забелин оказы­ вается буквально покорен­ ЗАСЛУЖЕННЫЙ А Р Т И С Т ным силой личности велико­ го Ленина, грандиозным и по тем временам фантасти­ ческим планом электрифика­ ции всей, страны. Сколько такта было в его исполне­ нии! . Вторая большая удача — Сиплый в «Оптимистической трагедии».. — Разве можно забыть Сиплого Липатова? — рас­ сказывает заслуженный ар­ тист РСФСР С. С. Садиков. — Его фигура приобрела в показе Константина Иванови­ ча такую ясность, рисунок роли получил такую завер- .шенность, что этот образ врезался в память. Актер, казалось, беспощадно унич­ тожал самую возможность даже малейшего сочувствия к этому представителю контрреволюционного анар­ хизма. Нет, не случайно именно эту работу выделила критика во время гастролей нашего коллектива на сцене Кремлёвского театра в I960 году. Интересен путь артиста к этому образу. Вот как рас­ сказывает он сам: . — Знаете, я ведь совсем не хотел играть Сиплого. Терпеть не мог этого мерзав­ ца. Так был зол, когда полу­ чил роль, что от ярости за­ бросил пьесу за диван. До такой степени он был мне ненавистен, этот Сиплый... Но потом характер персона­ жа заинтересовал меня. Я пришел к выводу, что необ­ ходимо «докопаться» до со­ циальных мотивов поступков этого типа, попытаться по­ нять, «как дошел он до жиз­ ни такой». Липатов всегда точен в отборе социальных, нацио-. нальных и возрастных при­ мет — и в этом, думается, залог его успеха. Мне вспо­ минается одна из последних работ артиста — издатель Кесслер из остро публицис^ 30 дет на флотской сцене тического произведения Кон­ стантина Симонова «Русский вопрос». ...В тусклом освещении бара появляется сутулая фи­ гура кашляющего старика, внешне поразительно напо­ минающего физика Альберта Эйнштейна. Но дальше порт­ ретного сходства дело не идет. Перед нами не уче­ ный, а видавший виды про­ жженный делец. Он пришел в коктейль-холл всего лишь на несколько минут для краткого, делового разгово­ ра с главным героем спек­ такля, прогрессивным журна­ листом Смитом. Вскоре он уйдет, и больше мы его не и раскроет нам продажную психологию буржуазного мира, в котором хорошо и привольно вот таким хищни­ кам, как сам издатель Кес­ слер. Что и говорить, актер очень убедителен в остроха­ рактерных, особенно отрица­ тельных ролях. Немало актером было соз­ дано образов наших врагов, умных и вероломных. Это и самодовольный фельдмаршал Кейтель из драмы «Когда мертвые оживают» Ивана Рачады, и подозрительный полковник Шпейдель из пье­ сы «Разведчики», созданной артистами флотского театра Николаем НІинкаревым и Сергеем Щенниковым. На грани гротеска находится об­ раз американского офицера Вилларда, двурушника, мас­ кирующегося под союзника и единомышленника, из спек­ такля «Последние рубежи» по пьесе Юлия Чепурина... Но в конце статьи мне бы хотелось остановиться на од­ ной из лучших работ артиста последних лет. Это — ста­ рый коммунист Голубь из спектакля - «История одной любви» К. Симонова. Герой Липатова живет предельно полной жизнью, растрачива­ ет себя сполна каждый миг, но не для себя, а для лю­ дей. Его благородные поры­ вы, искренние, непоказные, проникнуты особой, привле­ кающей душевностью. •Ли­ патов существует в образе при повышенной сценической «температуре», делая своего героя не столько максима­ листом, сколько человеком, сверхобостренно реагирую­ щим на каждое движение и слово. Всесторонне одаренный актер, Константин Иванович Липатов за 30 лет работы в театре Краснознаменного Се­ верного флота прошел пре­ красный путь. Здесь ему было присвоено ко многому обязывающее звание заслу­ женного артиста jРСФСР. И он достойно несет это зва­ ние. Н. НЕКРАСОВ. Заведующий литератур­ ной частью театра Крас­ нознаменного Северного флота. НА СНИМКЕ: К. И. Липа­ тов беседует с молодыми зрителями . Фото автора. Зам. редактора Е. В. БРОИДО.#

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz