История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
увидим. Кесслер принесет не только дурные вести, но р СЛИ попытаться Л-*. вспомнить все роли сыгранные заслуженным ар тистом РСФСР К.. И.. Липа товым, их перечисление за няло бы не одну страницу Прежде всего это целая серия - образов советских военачальников и коман диров: контр-адмирал Чеме зов в «Якорной площа ди» Исидора Штока, ко мандир дивизиона Харитонов в спектакле по пьесе Бориса Лавренева «За тех, кто в мо ре», капитан первого ранга, начальник политотдела сое динения Березин в спектакле по повести североморца Лео нида Крейна «Торопись ус петь». И наиболее яркая из этой серии роль — генерала армии командующего фрон том Русакова из драмы Сер гея Смирнова «Люди, кото рых я видел». Но если говорить о самой большой творческой удаче, то ею стал, по общему при знанию, инженер Забелин в спектакле по пьесе Н.' По година «Кремлевские куран ты». — Забелин в исполнении Липатова — это было что- то совершенно неожиданное, — вспоминает, главный ху дожник театра, заслуженный работник культуры РСФСР А. А. Мещанинова. — Уви дев его в. этой роли, я была поражена. Он изменился до неузнаваемости. Это было абсолютное перевоплощение! К тому времени я восприни мала Липатова скорее как комедийного актера... и вдруг — такая боль, такая горечь! За родину, за раз рушенную Россию, погибаю щую от голода и холода. Боль русского интеллиген та. Забелин Липатова был не прост. Крутого нрава, резкий в суждениях, вспыльчивый человек огромной внутрен ней энергии. Не брюзга, не скучный зануда-ворчун, а че стный, принципиальный че ловек, активно желающий добра своему Отечеству. Прекрасно проводил Липатов сцену, когда Забелин оказы вается буквально покорен ЗАСЛУЖЕННЫЙ А Р Т И С Т ным силой личности велико го Ленина, грандиозным и по тем временам фантасти ческим планом электрифика ции всей, страны. Сколько такта было в его исполне нии! . Вторая большая удача — Сиплый в «Оптимистической трагедии».. — Разве можно забыть Сиплого Липатова? — рас сказывает заслуженный ар тист РСФСР С. С. Садиков. — Его фигура приобрела в показе Константина Иванови ча такую ясность, рисунок роли получил такую завер- .шенность, что этот образ врезался в память. Актер, казалось, беспощадно унич тожал самую возможность даже малейшего сочувствия к этому представителю контрреволюционного анар хизма. Нет, не случайно именно эту работу выделила критика во время гастролей нашего коллектива на сцене Кремлёвского театра в I960 году. Интересен путь артиста к этому образу. Вот как рас сказывает он сам: . — Знаете, я ведь совсем не хотел играть Сиплого. Терпеть не мог этого мерзав ца. Так был зол, когда полу чил роль, что от ярости за бросил пьесу за диван. До такой степени он был мне ненавистен, этот Сиплый... Но потом характер персона жа заинтересовал меня. Я пришел к выводу, что необ ходимо «докопаться» до со циальных мотивов поступков этого типа, попытаться по нять, «как дошел он до жиз ни такой». Липатов всегда точен в отборе социальных, нацио-. нальных и возрастных при мет — и в этом, думается, залог его успеха. Мне вспо минается одна из последних работ артиста — издатель Кесслер из остро публицис^ 30 дет на флотской сцене тического произведения Кон стантина Симонова «Русский вопрос». ...В тусклом освещении бара появляется сутулая фи гура кашляющего старика, внешне поразительно напо минающего физика Альберта Эйнштейна. Но дальше порт ретного сходства дело не идет. Перед нами не уче ный, а видавший виды про жженный делец. Он пришел в коктейль-холл всего лишь на несколько минут для краткого, делового разгово ра с главным героем спек такля, прогрессивным журна листом Смитом. Вскоре он уйдет, и больше мы его не и раскроет нам продажную психологию буржуазного мира, в котором хорошо и привольно вот таким хищни кам, как сам издатель Кес слер. Что и говорить, актер очень убедителен в остроха рактерных, особенно отрица тельных ролях. Немало актером было соз дано образов наших врагов, умных и вероломных. Это и самодовольный фельдмаршал Кейтель из драмы «Когда мертвые оживают» Ивана Рачады, и подозрительный полковник Шпейдель из пье сы «Разведчики», созданной артистами флотского театра Николаем НІинкаревым и Сергеем Щенниковым. На грани гротеска находится об раз американского офицера Вилларда, двурушника, мас кирующегося под союзника и единомышленника, из спек такля «Последние рубежи» по пьесе Юлия Чепурина... Но в конце статьи мне бы хотелось остановиться на од ной из лучших работ артиста последних лет. Это — ста рый коммунист Голубь из спектакля - «История одной любви» К. Симонова. Герой Липатова живет предельно полной жизнью, растрачива ет себя сполна каждый миг, но не для себя, а для лю дей. Его благородные поры вы, искренние, непоказные, проникнуты особой, привле кающей душевностью. •Ли патов существует в образе при повышенной сценической «температуре», делая своего героя не столько максима листом, сколько человеком, сверхобостренно реагирую щим на каждое движение и слово. Всесторонне одаренный актер, Константин Иванович Липатов за 30 лет работы в театре Краснознаменного Се верного флота прошел пре красный путь. Здесь ему было присвоено ко многому обязывающее звание заслу женного артиста jРСФСР. И он достойно несет это зва ние. Н. НЕКРАСОВ. Заведующий литератур ной частью театра Крас нознаменного Северного флота. НА СНИМКЕ: К. И. Липа тов беседует с молодыми зрителями . Фото автора. Зам. редактора Е. В. БРОИДО.#
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz