История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
П РАМАТИЧВСКИЙ те- Д атр Краснознаменного Северного флота открыл свой новый сезон до не обычного рано. Открыл вче ра — 9 августа. Однако да вайте оглянемся назад — в дни, предшествующие от крытию. ...Уже давно в сборе ѣ4я труппа театра. Полным хо дом идут репетиции, форми руется репертуар. Общественная чуткость, гражданственная страст ность всегда определяли выбор той или иной пьесы в нашем театре. Сейчас идут репетиции пьесы вы дающегося советского писа теля, Героя Социалистиче ского Труда, лауреата Ле нинской и Государственных премий Константина Ми хайловича Симонова «Рус ский вопрос». - Эта остро социальная драма, написан ная писателем сразу же после Великой Отечествен ной войны, разоблачает ли цемерие и двурушническую политику американских за правив, погрязших в кле ветнических измышлениях на Советский Союз. На наш взгляд, эта ставшая уже классической драма зву чит и сегодня очень злобо дневно и современно. Кол лектив театра не случайно обратился к этому интерес ному произведению. Пока зать нашему зрителю исто ки, уходящие в прошлое, сегодняшней отвратительной кампании антисоветизма, разжигаемой администраци ей американского президен та Дж. Картера, — вот ос новная задача этого откро венно публицистического спектакля. Но для нас важ но решить эту задачу средствами психологичен ского театра. Именно к раскрытию психологической правды, правды социальной и. худо жественной, мы неизменно стремимся в постановках всех пьес, принятых в ре пертуар. При этом всегда с уважением относимся к стилю автора, не пытаясь подвести любую пьесу под какие-либо раз и навсегда облюбованные театральные приемы. Мы прилагаем не мало усилий к тому, чтобы каждый спектакль выражал неповторимое своеобразие почерка драматурга, стиль и жанр, в яркой форме раскрывал идею пьесы прежде всего через дина мичное выявление взаимо отношений характеров. Ре шение этих задач — повсе И С Н О В А п о д н я т з а н я в Е С . . . Рассказ о новом репертуаре театра Краснознаменного Северного флота дневное и настойчивое — сплачивает актеров всех поколений в коллектив единомышленников. Связь с жизнью, с людьми, эту жизнь преобразующими, стремление постоянно быть в гуще событий, там, где ярче и полнее раскрывается нравственный облик нашего современника, — неисчер паемый источник, питаю щий творчество мастеров сцены. Такое стремление свойственно и нашему теат ру. Параллельно работе нал пьесой К. Симонова «Рус ский вопрос» идут репети ции другого спектакля по пьесе московского писате ля, лауреата премии имени А. А. Фадеева Виктора Устьянцева «Почему море соленое». Эта пьеса повест вует о буднях советского военного флота. Она посвя щена проблеме воспитания молодого воина, формирова ния боевого духа защитни ка нашей Советской Роди- .ны. Становление личности — одна из важнейших тем искусства. Каков человек? Сильный духом или слабый, идейно закаленный, обще ственно полезный или ин фантильный, иждивенчески настроенный? Это главная тема искусства. Человёк строит себя всю жизнь. И театр, как и другие виды искусства, должен помогать ему в этом. Помогать по стигать жизнь, воспитывать доброту, любовь к Отчизне, уважение к труду на благо народа. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико воспитательной работы» отмечает как раз эту высо кую воспитательную роль искусства и нацеливает нас на то, чтобы поднять качество нашей работы. На данном этапе мы об суждаем целый ряд пьес, предлагаемых для репер туара на 1980—1981 годы. Художественным советом театра внимательно рас сматриваются произведения, по которым могут быть осуществлены постановки, посвящеуные приближаю щемуся XXVI съезду пар тии. Прежде всего тут на до отметить драматическую поэму «Вся его жизнь» Ге роя- Социалистического Тру да, лауреата Государствен ных премий СССР и РСФСР Евгения Габрилови ча. Пьеса создана по моти вам киноповести «Комму нист». С большим интересом оз накомился коллектив театра с инсценировкой романа Леонида Соболева «Капи тальный ремонт», осуществ ленной автором книги сов местно с режиссером Пет ром Фоменко. Драма пока зывает рост революционного движения в царском флоте, истоки Великой Октябрьской социалистической револю ции. Наш театр всегда демон стрировал верность герои ческой военно-патриотиче ской теме. Коллектив сде лал многое, чтобы средст вами театральной образнр- сти рассказать о таком вы сочайшем нравственном понятии, как подвиг во имя Родины. На сегодняшний день в репертуарном портфеле на шего театра имеются две интересные и высокохудо жественные пьесы. * Это трагикомедия замечатель ного белорусского драма турга Андрея МакаёНка «Трибунал» и драма «От пуск по ранению» москов ского писателя Вячеслава Кондратьева. В каждой из этих пьес поднимаются важные нравственные воп росы, тема ответственности за совершенные поступки, проблема выбора. Большой интерес у кол лектива театра вызвала пьеса ленинградского дра матурга Александра Галина «Последнее свидание», с успехом идущая на сцене ордена Трудового Красного Знамени Центрального ака демического театра Совет ской Армии.. Это произведе ние говорит о необходимо сти бескомпромиссной борь бы со злом, под какой бы личиной оно не скрывалось. Герой пьесы — ветеран Ве ликой Отечественной войны. Фронтовое прошлое — это не просто часть биографии центрального персонажа, а и основополагающая часть его характера, неукротимо го, настойчивого, неуго монного. И в мирное ^ремя герой пьесы по-боевому восстает против любой несправедливости. Пристальное внимание вызывает появление пьес о современном советском флоте. К сожалению, пьес на эту тему в настоящее время очень мало. Поэтому огромный интерес вызывает работа над инсценировкой повести , «Дуга большого круга» автором этой книги — североморским писателем Леонидом Крейном. Готовясь к фестивалю финской драматургии, кото рый будет проходить в на шей стране в 1981 году, наш театр ознакомил ся с произведениями на ших соседей: драмой «Юс тина» Хеллы Вуолийоки и комедией «Безобразная Эль за» Энсиоя Рисклаки. Ду мается, что одна из пьес финских драматургов войдет в наш репертуар. Как обычно, театр Красно знаменного Северного фло та стремится удовлетворить законную потребность зрите лей в отдыхе и развлечении. Комедия прочно заняла ме сто в сводном репертуаре театра. Сейчас мы рассмат риваем целый ряд пьес, на писанных в этом популяр ном жанре. Среди них комедия характеров «Аксе лераты» Семена Лас- кина, лирическая комедия «Гостиница на сутки» Бори са Рацера и Владимира Кон стантинова, музыкальная комедия «Любви все возра сты...» драматурга Генриха Рябкина, композитора Геор гия Портнова и поэта-песен- ника Кима Рыжова и дру гие. Также необходимо наз- * вать добрую и грустную пьесу Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого че ловека». Этим перечислением от нюдь не ограничивается весь список имеющихся у нас пьес. Кроме того, мы продолжаем переговоры со многими авторами, ищем новые интересные произве дения о современной жизни советских людей, • наболев ших вопросах и проблемах. Флотский театр никогда не забывал о классическом на следии. На данном этапе художественным советом театра были рассмотрены пьеса великого советского писателя Максима Горького «Егор Булычев и другие» и героическая комедия в сти хах известного французско го романтика Эдмона Роста на «Сирано де Бержерак». В этом сезоне зрители Кольской земли снова встре тятся с хорошо им извест ными актерами театра: на родным артистом РСФСР Алексеем Найчуком, заслу женными артистами РСФСР Константином Липатовым, Игорем Москалевским, Сер геем Садиковым, артистами Аллой Журавлевой, Марга ритой Конториной, Валенти ной Федоровой, Александ ром Агафоновым, Виктором Васильевым и другими. Зри тели также познакомятся с молодыми актерами, вче рашними студентами теат ральных учебных заведений, прибывшими в наш театр. Итак, наш театр вновь рас пахнул свои двери. Насту пило время новых спектак лей, время премьер. Премье ра! Это слово звучит для нас, работников театра, осо бенно. Премьера! Это не только встреча с новой пье сой, но и встреча с новыми зрителями. ...Когда в наступившей ти шине раздвигается занавес и актеры остаются наедине со зрителем, непременно рождается вопрос: «Поймут ли? Возникнет ли между ак терами и зрителями тот не зримый мостик, который и создает истинное произведе ние искусства?» Ведь и дра матург, и режиссер, и ак тер не могут работать без соавторства зрительного за ла. Мы надеемся, что наши спектакли заинтересуют зри телей и полюбятся им. И театр Краснознаменного Се верного флота будет для них Другом. Н. НЕКРАСОВ. Помощник главного ре жиссера по литератур* ной части театра Красть знаменного Северного флота.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz