История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
В ОИНЫ - СЕВЕРОМОР ЦЫ, трудящиеся об ласти, жители Мурман ска >всегда рады встрече с актрисой Аллой Журавле вой, работающей в драмати ческом театре Краснозна менного Северного флота вот уже семнадцать лет. Сколько за это время сыграно ролей, сколько соз дано сценических образов! Творческий диапазон актри сы настолько широк, что трудно к ней подходить с распространенной меркой пресловутого амплуа. Дей ствительно; как можно оп ределить и ограничить ре пертуарные возможности актрисы, играющей и от кровенно комедийные, во девильные роли, и создаю щей сложные и противоре чивые драматические ха рактеры... Как умещаются в ее палитре веселая, озор ная и темпераментная Ха- нума из одноименного воде виля грузинского автора А. Цагарели, и строгая, ре шительная, по-настоящему суровая и в то же время женственная комиссар Ла риса из пьесы А. Штейна «У времени в плену», и страшная в своем горе, с яростными, душераздираю щими монологами, трагиче ская Понсия из антифа шистского произведения ис панского <поэта «J>. Г. Лорки «Дом Бернарды! Альбы»? Разноплановость заклю чается не только в разно- жанровости, но и в много- слойности создаваемого А. Журавлевой того или иного характера, в передаче сложной гаммы чувств сво ей героики. Показательна в этом отно шении работа над ролью Та ты Нерадовой в спектаклях г вотского театра по пьесе . Штейна «Между ливнями». Здесь нет никакой опечатки. Пьеса ставилась а нашем те атре дважды, и дважды роль Таты доверялась Алло Журав левой. Роль, безусловно, тра гическая, но ужа не по зако нам драмы, а самой жизни. Актриса с нескрываемой сим патией и своей героин* пома зывает нам сложный процесс ломки цельного человеческо го характера, его страшную деформацию. На наших гла зах происходит нравственное падение обманутого эсерами, запутавшегося, как в паути не, в контрреволюционной де магогии, человека... Нравст венное падение заканчивается закономерной физической ги белью. Актриса показывает духов ные метания свбей героини, ее попытии постичь, понять истинный смысл происходя щих вокруг исторических со бытий. Но сделать этого Тате не дано... «Оттого и мучаюсь, что и* Пойму, куда несет нас рок событий-.» л и чеенин- скне строки стали лейтмоти вом создаваемого актрисой характера, крайне сложного, противоречивого и очень че ловечного. ч Характер... Сказано самое важное, самое главное сло во. Назван самый точный термин, ибо вне характера не существует роли, вне со здания характера и нет на стоящей ««терской работы. Судите сами... Актриса играет две роли: Катю и* пьесы К. Симонова «История мной любви» и На- стеву из комедии Покров ского «Смешной день». В обо их случаях актриса вынужде на работать иа явно выражен ном мелодраматическом мате риал*. И там, и здесь общая исходная ситуация, почти од ни и те же предлагаемые об стоятельства: женщина после жизненных испытаний време нем и судьбой возвращается, возрождается к любви. Но ведь что-то и различает этих героинь Аллы Журавле вой! Это «что-то» и есть инди видуальный и неповторимый характер. В этом и весь сек рет обаяния и убедительности героинь А. Журавлевой, и ключ к разгадке ее творче ской тайны. У актрисы на первом месте стоит психоло- гичесии точная и достоверная разработка характера, логиче ская мотивированность всех поступков изображаемого пер сонажа. В исполнении Аллы Журав левой ролей Кати и Настевы четко прослеживается социаль ная, национальная, возраст ная и бытовая дифференциа ция. Катя — интеллигентная женщина, москвичка, она еще молода... Настем — простая .колхозница, донская баба с 'деревенским говором и ух ватками, женщина не первой молодости. И все это доносит ся зрителям не только через внешний ряд: грим, одежду, манеру ходить и разговари вать.» Актриса перевоплоща ется в своих героинь до пол ной неузнаваемости... Я не видел всех ролей, соз данных актрисой на протя жении 17 лет ее творческой деятельности. Но ведь со хранились многочисленные отзывы в прессе тех лет, когда актриса еще только начинала работать во флот ском театре. О ней много рассказывают ее товарищи, коллеги по работе. Я обра тился за помощью к рецен зиям на те спектакли, з ко торых была занята актри са. Их очень много. Мель кают названия пьес, имена авторов, роли. Регана в «Короле Лирел У. Шекспи ра, Фениса из комедии Ло пе де Вега «Хитроумная влюбленная», Гелена из драмы Л. Зорина «Варшав ская мелодия», Майка из пьесы В. Розова «В день свадьбы». Кручинина из драмы великого русского драматурга А. Н. Остров ского «Без вины винова тые»... А вот главная.геро иня пьесы А. Делердика «Вызов богам», девушка Инга, обреченная на ско рую смерть из-за белокро вия. «Сложнейшую роль .Инги в спектакле играет артистка А. Журавлсаа, чграет ее о ч і и » иенренне и правдиво, — писал в 1966 году рецечз;нт «По лярной правды» В. Солнцев. — Мы видим Ингу всегда це леустремленной, хорошо соз нающей свою цель а жизни. Инга как человек не лишена юмора, ей свойственны поры вы подлинной радости, весе лья, она способна на большую любовь. Такова эта советская •девушка, для которой жизнь — возможность принести лю дям как можно больше поль зы. И Инга не собирается ис тратить ее по пустякам». Особое, можно смело ска зать, почетное место в твор честве артистки занимает военно-патриотическая и ге роико-романтическая темы. Трудно перечислить все ее роли, сыгранные в военной драматургии. Клавдия из пьесы А. Рыбакова «Неиз вестный солдат», Галина •Любчёнко из драмы Л. Си нельникова «Волны над на ми». Тая- из пьесы Р. Феде- нева «Снеги пали», медсест ра из «Василия Теркина» А. Твардовского, военврач Горячева из пьесы С. Ясных «Матросы», Горелова из драмы Б. Лавренева «За тех, кто в море» — вот да леко не полный список «во енных» ролей артистки. — Тема войны, героичесного подвига нашего народа и ве ликой Победы, таи же, как те ма добра, любвн, человече ской верности, ■ останется ь искусстве вечной и всегда со временной, — говорит актри са. — 'Каждый человек обяза тельно должен каким-тс кра ешком своей судьбы прикос нуться к этому... Я связала свою жизнь с боевым флот ским театром. Не знаю, как дальше сложится моя актер ская биография,, но верность военно-патриотической теме — со мной на долгие, дол гие годы... Эту тему развивает арти стка и в своей литературно музыкальной композиции о женщинах, прошедших вой ну. Композиция создана на материале произведений со ветских поэтесс Вероники Тушновой. Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Елены ИГирман. С этой интересной программЬй актриса часто выступает перед моряками Краснознаменного Северно го флота и в матросских клубах, и на кораблях. Героини А. Журавлевой, хрупкие и беззащитные женщины, в годину труд ных испытаний находят в себе силы выстоять и побе дить. Фактически это ос новная тема актрисы. «В спектакле «Беспокойная старость», поставленном' мною по пьесе Л. Рахманова, — вспоминает главный режиссер театра, народный артист РСФСР И. Б. Шойхет, — Алла Иосифовна играла жену про фессора Полежаева Марью Львовну. Артистка чутко уло вила стиль, соответствующий образу, характеру героини. Журавлева пластично, в спо- койных тонах передала внут реннюю силу и волю, вы держку, самообладание Марьи Львовны, ее душевную красо ту. Это дано не каждому». Генеалогия таких образов позволяет нам проследить путь развития актрисы. Представитель Советского Т в о-pч е с к мй н о ршр е и і Союза в -буржуазном госу дарстве, дипломат Кольцо ва из пьесы А. и П. Тур «Чрезвычайный посол», Зи наида Григорьевна Глушко- ва, главное действующее ли цо в лирической драме С. Алешина «Куст рябины»... ...Последняя роль актри сы — самая ответственная из всех ролей. Она крайне сложна по своему драма тургическому и человече скому материалу. Алла Жу равлева создала на сцене флотского театра образ Ма рии Александровны Улья- ■новой в спектакле по пьесе И. Попова «Семья». Мать Ленина — второе главное действующее лицо в спектакле. В «Семье» мы видим только нача ло пути великого рево люционера. Сюжетный ряд пьесы, ее действк: остают ся в рамках истории семьи. И спектакль этот не только о юности В. И. Ленина, но и о его матери.благородной и высокоинтеллигентной женщине, много сделавшей для формирования нравст венного облика своих де тей. Спектакль этот разво рачивается как гимн Мате ри, дающей жизнь Челове ку, направляющей его пер вые шаги, отдающей ему свое сердце. Образ, созданный А. Жу- > равлевой, полон драматизма. Кульминацией становится сцена в царском департамен те. куда приходит Мария Александровна просить о по миловании старшего сына Александра. Но хитрый и ко варный чиновнии Дурново предлагает страшный путь к спасению: выведать у сына имена сообщнинов, •■отопив ших убийство императора. И Мария Александровна ре шительно отказывается от гнусного предложения. В этой сцене актрисой сыграно очень многое: и желание спа сти сына, и невозможность пойти на это спасение ценою жизни других людей. Мате ринская любовь и человече ское достоинство. чувство и долг — іта внутренняя борь ба, этот процесс переживают ся аитрисой сильно и с глу бочайшим тактом. А. Журав лева нигде не пережимает, асе построено на психологи ческой нюансировке, на полу тонах... Роль Марии Александров ны Ульяновой в исполнении Аллы Журавлевой — не сомненно большая творче ская удача актрисы. Эта роль свидетельствует о состоявшейся актерской судьбе актрисы Аллы Жу равлевой, творческая био графия которой день в день укладывается в биографию нашего флотского театра. H. НЕКРАСОВ.' Помощник главного ре жиссера по литератур ной части театра Крас-, нознаменного Северного флота.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz