История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ТЕАТР „ШЕЛЬМЕНКО—ДЕНЩИК" .В этон году пароды Советского Союза, стран народной демократии, гее прогрес сивное человечество отметили славную историческую дату — 300-летие воссое-, дпненпя Украины с Россией. В связи с этим драматический театр Северного фло та осуществил постановку комедии укра инского писателя и драматурга Г. Квитка- Основьяпенко «Шельменко — денщик» и познакомил своих,-зрителей с творчест вом одного из классиков литературы братского народа. Г. Квптко-Основьяненко (1778— 1843) был прогрессивным деятелем своего вре мени. Он являлся одним из инициаторов создания в Харькове театра, поддерживал связи с рядом русских писателей, в том числе с В. А. Жуковским и В. II. Далем, принимал участие в издании на Украине журналов, актішно сотрудничал в русской периодической печати. Своп повести, рассказы и пьесы он пи сал па украинском и русском языках. В. Р. Белинский следил за творчеством писателя и как положительное явление _в литературе отметил ряд его произведений. В частности, о романе «Пан Халявскип» он сказал, что это «превосходная сатира, написанная рукою отличного мастера». В повестях, рассказах и пьесах «При езжий из столицы». «Дворянские выбо ры», «Сватанье па Гончаровке», «Шель- мепко — волостной писарь», «Шельмен ко— денщик» и других он бичевал взя точничество. лихоимство п произвол чи новников, нравы дворянства — безделье, распущенность, дикость. «Шельменко — денщик» — одно из лучших драматургических произведений Г. Квитка-Основьяненко. Это — ост рая комедия, в которой довольно ярко, в аспекте реалистического изображения, воссозданы быт и нравы поместного дво рянства,4 хотя на пьесе и лежат следы классицизма, уступавшего в то время ме сто реалистическому направлению. В комедии рассказывается, как про стой солдат Шельменко оставил в дура ках помещика Шпака и помог своему гос подину капитану Скворцову жениться па дочери Шпака, которую последний не хо тел выдать замуж за бедного офицера. Театр правильно поступил, что именно эту комедию Г. Квитка-Основьяненко взял для постановки. Спектакль' свидетельст вует лппіппй раз о том, что актерский коллектив способен воссоздавать на сцене заостренно сатирические образы. По спектакль в том виде, каким он был недавно показан в Мурманске, по своему художественному уровню ниже других спектаклей этого театра — таких, как «Разлом», «Незабываемый 1919-й», «Летчики», «Не называя фамилий», в ос нове которых лежат историко-революци онные темы и темы из более близкой нам действительности. К недостаткам спектакля «Шельменко- депщнк» надо отнестп прежде всего то, что зритель почти пе чувствует эпохи и только по некоторым очень бледным сце ническим штрихам догадывается, где и когда совершаются события. Причи на этого, видимо, заключается в том, что постановщик спектакля заслуженный ар тист РСФСР П. Б. Шойхет глубоко не изу чил изображаемой драматургом эпохи и не увидел во всей совокупности характерных черт быта и нравов копца 18 — начала 19 века. В комедии Г. Евптка-Основьянепко гар монично сочетаются и взаимодействуют комизм внешних положений и комизм ха рактеров. Пменпо на этом построен на пряженный сюжет. Между тем, на сцене эта гармония нарушена. Нарушена она прежде всего в создании внешнего облика Фенны Степановны, Эвженп, Мотрп п в особенности .Іопуцьковского, жениха Прп- синькп,— они сверх всякой меры окари катурены, изуродованы. Когда смотришь па лицо жены Шпака, то думаешь, что оно парочито измазано разными красками. Лица горничной и дочери приезжего по мещика — это не .тпца женщин, а ли ца мужчин, причем беспробудных пьяниц. Что же касается Лопуцьковского, то его п с пугалом нельзя сравнить — так изуро дован, так далек его внешний облик от человеческого. Спору нет, и Фенна Степановна, и Эв женп, и Лопуцьковский смешны, жалки, по только не тем, что не блещут красотой, а тем, что уродливы духовно, а это урод ство — результат паразитического укла да жизни, основанного на эксплоатации рабского труда, на бесцельном существо вании, на ничегонеделании. Может быть, автор этого не сознавал, когда рисовал по мещика Шпака за усердным чтением ком плекта прошлогодних «Московских ведо мостей», и объяснял его поразительную ограниченность простой случайностью, скажем, наследственностью или плохим воспитанием. Однако в комедии все эти образы воспринимаются как социальные типы. Еще более яркими социальными ти пами, после осмысления идеи произведе ния режиссером и актфамн, они должны предстать на сцене перед зрителями. А такими типами образы Г. Квитка- Основьяненко могут стать на сцене, если артисты сосредоточат свое’внимание на изображении их характеров. Установка же в спектакле на внешний комизм не сколько обеднила ряд образов, придала этим образам некоторую условность. Вот вышел из-за кулис пугало образный, с крысиным лицом Лопуцьков- скінй, не успел еще и слова сказать, а уж зритель подумал: «Раз так обезобра жен, значит тип сугубо отрицательный». Лучше было бы, если бы к этому выводу зритель пришел в процессе развития дей ствия, раскрытия актером характера пер сонажа. Печать условности лежит и на образах Фенны Степановны, Эвженп и других. Ис ключение составляютлишь Шлак, рать ко торого исполняет заслуженный артист РСФСР С. Г. Аханов, и Опецьковский, в роли которого выступает артист Н. П. Шинкарев. Близок к ним образ Аграфены Семеновны, созданный артисткой 3. П. Барковской. Внешне эти образы в спек такле более реальны, естественны, жиз ненны. Нельзя сказать, чтобы артисты К. П. Липатов, М. С. Озерова*и А. Н. Сидорова плохо играли. В несколько эксцентрич ной форме Липатов сумел показать все ничтожество, всю пустоту жениха, этого представителя «золотой» дворянской моло дежи, у которого за душой нет ничего, кроме скудных воспоминаний о бесцель ном «вояжпроваппп». Сидорова раскрыла подленькую душонку помещичьей дочери Эвженп, весь моральный кодекс которой сводится к одному: поскорее выскочить за первого попавшегося богача замуж, а за тем завести любовников. Озерова рисует невежественную помещицу. Но создавае мые артистами образы были бы ярче, если бы был ослаблен нажим на внешний комизм. Заглазную роль — роль денщика Шельменко играет заслуженный артист РСФСР В. М. Деньгпн. -Г. Квптко-Ос новьяненко наделил своего героя тонким умом в сочетании с хитростью и проница тельностью, а также находчивостью и умением быстро найти выход из самого затруднительного положения. Шельменко, этот солдат, умпее всех господ, в том чис ле и капитана Скворцова, у которого он является слугой. Ведь это он, Шельменко, обвел вокруг лальца Шлака и сделал все, чтобы капитан женплся на Прпсиньке. Деньгпн довольно убедительно раскры вает эти черты Шельменко, хотя местами и срывается с правильного тона, несколь ко упрощая образ. Самым бледным, невыразительным обра зом в спектакле является Скворцов, капи тан. Артист С. П. Коваль не нашел сильных красок для его индпвядуалпзацип. Соз дается впечатление, что артист как сле дует еще не разобрался, каким должен быть капитан, и изображает его как лег комысленного, пустоватого молодого чело века. Тогда возникает вопрос: за что же его могла полюбить Прпспнька? А ведь она, как ее показывает артпстка В. С. Затепякипа, умна, серьезна, обаятельна п в отлпчпе от всех, кто окружает ее, бла городна, нежна и чиста. Даже при этих существенных недо статках спектакль производит на зрите лей сильное впечатление, и хотелось бы, чтобы режиссер и актерский коллектив более тщательно отработали все детали и сделали его еще более ярким и интерес ным. А. МОШКИН.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz