История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
/" \Д Н О Й из первых ра- бот, с которыми театр Краснознаменного Северного флота познакомил в новом сезоне мурманских зрителей, была лирическая драма С. Алешина «Куст рябины» в постановке народного ар тиста Р СФ С Р И. Б. Шойхе- та. С разу следует отметить удачный выбор пьесы, со временной по ситуации и из вечной по своей сути, так как в ней раскрывается не иссякаемая тема патрио тизма. Небольшое количест во действующих лиц, воз можность обойтись негро- моздкими декорациями — все это устраивает театр, практически постоянно на ходящийся в разъездах. Пь^са С. Алешина «Куст рябины» не сложна по собы тиям, разворачивающимся перед зрителем, и все-таки неожиданна. Она повествует о судьбе 80-летней москов ской пенсионерки Зинаиды Григорьевны Глушковой, которую находит ее сын Илья, потерявшийся ещ е в годы гражданскоіі воііны. Необычность заключается в том, что И лья — таков ви раж судьбы — оказывается в Америке, там теперь его дом, дело, семья, жизнь. И лья зовет мать в гости, она готова ехать и в конечном счете едет в Нью-Йорк, что бы повидать и сына, и неве стку, и внуков, и правнуков. Первое действие пьесы происходит в Москве, вто рое — в Америке. Автор избеж ал традиционного и ожидаемого зрителями, про тивопоставления нашего ми р а и мира буржуазной Аме рики: соль пьесы в другом. Живя в Москве, героина окружена чужими, очень разными и по возрасту, и по характеру людьми. Это ее соседи, рядом с которыми прошла вся ее жизнь. Со единенные в одноіі комму нальной квартире, все они тельствах, предельно благо приятных, суть в характере восьмидесятилетней герои ни, в тех пластах ее внутрен ней жизни, о существовании которых она зн ал а н глуби ну которых все-таки не' до конца осознавала. Это неотвратимо нарастаю щ ее чувство ностальгии ста нет предметом изображе ния драм атурга и сутью ха рактера и судьбы восьмядс- сятнлетней интеллигентной женщины, тепло принятой на чужой земле. рацию или просто молчит у окна, д ерж а в руках кир пичик бородинского хлеба. Кстати, эта сильная сцена с полученным хлебом наруше на вторжением включенной во всю мощь репродукторов мелодии «Рябины». Зачем? ПРИТЯЖЕНИЕ ЗЕМЛИ Т Е А Т Р в конечном счете оказыва ются родными — не по кро ви, а по общей судьбе^ в ис тории страны, по общему уровню жизни, по общим заботам, по доброму и чело вечному отношению друг к другу. Поэтому они имеют право и вмешиваться в со седскую жизнь, и советовать, и подшучивать, и помогать, и плакать. и радоваться. Они родные, потому что. если говорить громко, они советские люди, а если гово рить обычно, они — семья. Но героиня оказывается в идеальных условиях и в далекоіі заокеанской стране: там Зинаида Григорьевна окружена любящей и внима тельной родной ей семьей, члены котороіі готовы ис полнить любое, даж е невы сказанное ж елание своей ма тери, свекрови, бабушки. То есть обстоятельства нигде не встают на пути главной героини, внешних конфликтных ситуаций нет, но пьеса тем не менее н азва на автором лирической д р а мой, и она соответствует своему жанровому опреде лению. Суть пьесы не в обстоя О казывастся, что во всех неожиданностях жизни, прн самых невероятных ее пово ротах. остаются неизмен ными обычные, самые про стые ее основы. Такой сутью души окажется у Зинаиды Григорьевны не только чув ство материнства, которое повлечет ее в далекую Ам е рику, но и понятие «хлеб» — свой, московский, «боро динский», но и слово «зем л я» — своя, которая горела во время воііньт. и тяга к мо гилам матери, сына, му ж а. Это и общность языка — «все вокруг говорят по- русски!». это и ощущение общности с Москвой, в кото рой прошла жизнь. — «л ты сячу раз иду мысленно по нашеіі улице», это и знание психологии окружающих лю дей. это и общность забот. В очередной р а з д л я че ловечества и по-настоящему в первый раз д л я себя обна руживает героиня, что ни какие комфорт, уют, даже семейная любовь не могут заменить тягу к своему, к звучанию родной речи, ку сту рябины, привычному бы ту, теплу отношений среди людей, к заботе о других. Все происходящее с Зи наидой Григорьевной — глу бинный психологический процесс. П о этом у ' . роль трудна и ответственна. Она центральная в пьесе, от ее удачи или провала зависит судьба всей постановки. Р е жиссерский выбор оказался удачным. Он пал на актрису А. Ж уравлеву. Роль настоль ко продумана и отработана и актрисой, и режиссером, что значим каждый жест, каж д ая интонация, иногда — взгляд, иногда — молчание. Внешний рисунок роли до стоверен настолько, что н е знающ ему зрителю в голо ву не придет, что перед ним молодая женщина, ис полняющая роль старухи. Но и внутренняя достовер ность настолько сильна, что появляется, как свидетель ство жизненности героини, ощущение личного знакомст ва с ней. Нигде на протяжении всей пьесы не прозвучит в игре А . Ж уравлевой ни од ной ф альшивой ноты — раз говаривает л и героиня с со седями, спорит ли в амери канском посольстве, запол н яет л и таможенную декла Спектакль совершенно не нуждается в таком явном режиссерском нажиме. Главный образ спектакля удался. Прочие ж е дейст вующие лица по воле авто ра обретают подсобную функцию , но при этом каж дый и з них по замыслу должен иметь свое лицо, свой смы сл существования; В этом плане не все равно ценно удалось театру. Колоритной и запоминаю щ ейся о казывается сосед ка по квартире Зинаиды Гри горьевны — массажистка В аля (артистка М. Контори- на). Чем дольше «живет» эта далеко уж е не молодая женщина в пьесе, тем твер ж е становится у зрителей уверенность узн авани я — такую Валю он тоже в ж и з ни видел и зн ал. З н а л и эту категоричность, и грубость, и пря.моту. З р и тел ь в жизни, а не со сцены слыхал имен но от таких Валь и песни, которые она поет, и всхли пы причитаний, и брань, ко торую она. обрушивает на свою семью. Но В аля — Конторина хороша не только своей жизненной правдопо добностью. а тем, что она многократно в пьесе оборачи вается той стороной души, которую мы у людей подоб ного типа в сутолоке быта замечаем не всегда. Это доб рота, щедрость души, дейст венная готовность прийти на помощь, ж елание людям добра; Запоминается внучка З и наиды Григорьевны — как струночка, прям ая, очень пластичная 'Р э ч е л (артистка Н . Косматова), внутренне собранная, отчужденная и своя, самостоятельная и при слушивающаяся ко всему новому. Но есть все-таки и какая-то невыявленность в образе Рэчел. Некоторые же герои — Р а я (артистка В. Федорова) и Костя, (артнет В. Василь ев) просто неудачны, они с р азу стушевываются в памя ти. кажутся неестественными и наигранными. Правда, они не портят спектакль, rfo и не украшаю т его. Этот ф акт вы зывает сожаление, так к ак зритель знает по другим спектаклям возможности, на пример, артиста В. Василье ва. Пьеса, построенная на быстрой смене коротких сцен-диалогов, идет в хоро шем темпе, действие разви вается стремительно. Не ослабевает интерес зрительного з а л а к спектак лю, заставляющему сноза и снова • задумываться над многогранностью связи лю бой человеческой судьбы с судьбами Родины. Г. ГОЛОТИНА. Доцент Мурманского пе дагогического институ та.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz