История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

КАК СТАНОВЯТСЯ МУЖЧИНАМИ — Л гу ПЕРВОЙ половине сезо- I К на драматический театр I Краснознаменного Се- I верного флота порадовал зрите- в лей двумя премьерами. Они I очень разные, яти новые спек- I таили. Один лнрико-философ- [ ский, приглашающий к разду- I мыо. к самоанализу, к объ- I ' ективнон оценке своих по­ ступков и поступков окружаю- іцих тебя люден, к соизмере­ нию их с делами и чаяниями на­ рода. Это «Святая святых* Ио- I на Друцэ. Другой — живой, ве­ селый. часто озорной, характер которого подсказан самим назва­ нием пьесы «Присвоить звание «мужчина» и пояснением в скоб­ ках: «Почти трагическая, абсо­ лютно серьезная история о том, как становятся мужчинами». Первый поставлен главным ре­ жиссером театра заслуженным де­ ятелем искусств Казахской ССР А . Л. Мадиевским. другой — мо­ лодым режиссером А . А . Шпиле­ вым. И все же есть нечто, объеди- няющес эти спектакли и позволяю* щсс говорить о них одновременно. И в том и другом подняты темы: человек и общество. В том и дру­ гом идет разговор о чести и дол­ ге. об ответственности перед со- ' бой и людьми. Сначала о первом. Ион Друцэ делает главным героем спектак л я колхозного труженика, гвар­ дии рядового в отставке Кэлина Абабия. Эту роль в спектакле исполняет артист В. Васильев (второй исполнитель — заслу­ женный артист РСФСР И. Мос- калсвский). Калин в спектакле не просто рядовой труженик и бывший рядовой гвардеец, пред­ ставитель народа. Он еще и оли­ цетворение народной совести, народной души. Он, если мож­ но так сказать, тот общий зна­ менатель. к которому постоянно должен приводить себя другой герой пьесы Михай Груя — че­ ловек. занимающий высокие го­ сударственные посты. Трудно сказать, каким бы стал Михай. если бы время от времени к не­ му не приходил или не приез­ жал бы Кэлип со своими личны­ ми бедами и. тревогами, которые на самом деле никогда не были личными. Калин не чувствует себя про­ сителем. Он приходит в кабинет своего друга Михая как равный к равному. И совсем не потому, что когда-то с ним учился. Про­ сто для него Михай. какой бы высокий пост он ни занимал, остается слугой своего народа. И мнение народа о нем. о его деятельности — высшее мнение. Никакое начальство не сможет дать более справедливой и прин­ ципиальной оценки, чем народ, чем он, Кэлин — представитель этого народа. Это чувствует и Михай (за ­ служенный артист РСФСР С. Садиков: эту роль исполняет также народный артист РСФСР А . Найчук). Вот почему он каж ­ дый ра з подчиняется требова­ нию Кэлина и сам садится с ним рядом. Эта сцена повторяется при каждой встрече. Величест­ венный, приглашающий жест Михая — садись! И лукаво-уп­ рямый взгляд Кэлина— Василь­ ева, ждущего,, что Михай вста­ нет и сам подсядет поближе к Кэлину. И Михай подчиняется, преодолевая неловкость (с каж ­ дым разом все менее охотно). Но однажды он позволил себе обойтись с Кэлином без долж­ ного уважения, и это ему не прощается. В спектакле есть женщина, ко­ торую Михай и Кэлин любят оба, но поскольку они разные, то и любят по-разиому. Роль Марии ис­ полнила артистка Т. Федорова (эту роль исполняет также А . Жу­ равлева). Именно этот образ при­ вносит в спектакль то лирическое начало, которое должно по замыс­ лу автора пьесы не только' при­ сутствовать. но и в большой мере определять характер спектакля. И сожалению, если философский аспект спектакля виден ясно, то его лирическая стрѵиа звучит при­ глушенно и порой не слышна совсем. Не почувствовалось необ­ ходимости присутствия ивы. «под которой еще живут и общаются между собой голоса старых дру­ зей». Образ ивы . п спектакле не опоэтизирован. она осталась не очень обязательной деталью де­ корации. Возможно в этом есть и недоработка художника А . Ме­ щаниновой. Вырываются из лирико-фило­ софской ткани спектакля неко­ торые образы, например, образ секретарши Михая. Этот образ не только вырывается, но и рвет эту ткань. М. Карлина исполня­ ет свою роль почти фарсово, с явным нажимом. Понятно само назначение этого образа — вне­ сти диссонанс в мелодию спек­ такля. И все-таки этот диссонанс должен оставаться в стиле спек­ такля. в его жанре. Неторопливость. раздумчи­ вость. свойственная авторскому стилю Иона Друцэ, подчерки­ вается несколько замедленным ритмом спектакля. Однако хо­ чется пожелать, чтобы эта за- замедленность не переходила в монотонность. В спектакле ярко прозвучала тема Родины, тема любви к род­ ной земле, для которой мы дол­ жны быть и хорошими защитни­ ками и рачительными хозяева­ ми и с которой никогда не дол­ жны терять живой и крепкой связи. Второй спектакль (автор пьесы — молодой советский драматург Е. Чабалин) имеет совершенно точный адрес. Он обращен к молодым морякам. И очень правильно, что эта ка­ тегория зрителей составила ос­ нову зрительного зала на премь­ ере. Самолюбивый интеллигент­ ный паренек, даровитый музы­ кант попадает на службу во флот. Относится он к этому факту, как к несчастью, вы­ рвавшему его из привычной и милой среды, помешавшему за ­ ниматься любимым делом. Не­ просто приходит Вячеслав Сар- панева к убеждению, что служ­ ба в армии — это не только долг перед своей страной, не только нелегкая необходимость, это еще и возможность воспи­ тать в себе именно те качества, которые отличают настоящего мужчину, позволяют ему ува­ жать себя. Пьеса молодого ' драматурга еще во многом несовершенна. Часто автор, чувствуя недостаточ­ ную убедительность драматурги­ ческого материала, вкладывает в уста своих героев пространные декларации, призванные помочь зрителям понять, что думают и чувствуют герои, а заодно и чего хочет от них автор. Все это за­ трудняет актерам существование * на сцене. Но надо сиазать, что большинство из них мужественно преодолевает эти трудности, И здесь основную роль сыграло хо­ рошее знание актерами флотских будней. Особенно удался в спектакле образ Вячеслава Сарпаневы. Это несомненно одно из значи­ тельных работ в творческой би­ ографии А. Агафонова. Артист очень внимательно и подробно прослеживает, как меняется сна­ чала настроение его героя, а за ­ тем и какие-то существенные черты его личности. Мы улавли­ ваем мельчайшие оттенки на­ строений и переживаний героя. Правдивыми, жизненными пред­ стали перед зрителями образы и других моряков. В спектакле еще не все выве­ рено. Кое где теряется логика действия. Не всегда ясны моти­ вы поступков действующих лиц. Порой шутки молодых моряков оборачиваются издевками. Не­ четко внутренне выстроены, на наш взгляд, сцены приезда ма­ тери, встречи Вячеслава с Ро­ зой. Артистка М{ Карлина, исполняющая роль матери- мещанки, приглашает только посмеяться над этой женщи­ ной. Все теплое, материнское напрочь ушло из образа. Нет даже той самой интеллигентно­ сти, без которой Вячеслав—му­ зыкант просто не мог бы состо­ яться в этой семье. Кстати, ря ­ дом с этой женщиной невозмож­ но представить и Сарпаневу-от- ца, очень мягко и тактично сы­ гранного заслуженным артистом ЯАССР В. Андреевым. И все-таки в целом спек­ такль достигает цели. Автору пьесы, режиссеру и исполните­ лям не откажешь в метких на­ блюдениях, находках, на кото­ рые зал живо реагирует. Спек­ такль поможет молодому зрите­ лю разобраться в себе, научить­ ся уважать тех, кто рядом, и понять, как нелегко и как важ­ но быть достойным защитником своей Родины, по-настоящему мужественным и честным граж ­ данином, человеком. Р . ВЕЛИГИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz