История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
КАК СТАНОВЯТСЯ МУЖЧИНАМИ — Л гу ПЕРВОЙ половине сезо- I К на драматический театр I Краснознаменного Се- I верного флота порадовал зрите- в лей двумя премьерами. Они I очень разные, яти новые спек- I таили. Один лнрико-философ- [ ский, приглашающий к разду- I мыо. к самоанализу, к объ- I ' ективнон оценке своих по ступков и поступков окружаю- іцих тебя люден, к соизмере нию их с делами и чаяниями на рода. Это «Святая святых* Ио- I на Друцэ. Другой — живой, ве селый. часто озорной, характер которого подсказан самим назва нием пьесы «Присвоить звание «мужчина» и пояснением в скоб ках: «Почти трагическая, абсо лютно серьезная история о том, как становятся мужчинами». Первый поставлен главным ре жиссером театра заслуженным де ятелем искусств Казахской ССР А . Л. Мадиевским. другой — мо лодым режиссером А . А . Шпиле вым. И все же есть нечто, объеди- няющес эти спектакли и позволяю* щсс говорить о них одновременно. И в том и другом подняты темы: человек и общество. В том и дру гом идет разговор о чести и дол ге. об ответственности перед со- ' бой и людьми. Сначала о первом. Ион Друцэ делает главным героем спектак л я колхозного труженика, гвар дии рядового в отставке Кэлина Абабия. Эту роль в спектакле исполняет артист В. Васильев (второй исполнитель — заслу женный артист РСФСР И. Мос- калсвский). Калин в спектакле не просто рядовой труженик и бывший рядовой гвардеец, пред ставитель народа. Он еще и оли цетворение народной совести, народной души. Он, если мож но так сказать, тот общий зна менатель. к которому постоянно должен приводить себя другой герой пьесы Михай Груя — че ловек. занимающий высокие го сударственные посты. Трудно сказать, каким бы стал Михай. если бы время от времени к не му не приходил или не приез жал бы Кэлип со своими личны ми бедами и. тревогами, которые на самом деле никогда не были личными. Калин не чувствует себя про сителем. Он приходит в кабинет своего друга Михая как равный к равному. И совсем не потому, что когда-то с ним учился. Про сто для него Михай. какой бы высокий пост он ни занимал, остается слугой своего народа. И мнение народа о нем. о его деятельности — высшее мнение. Никакое начальство не сможет дать более справедливой и прин ципиальной оценки, чем народ, чем он, Кэлин — представитель этого народа. Это чувствует и Михай (за служенный артист РСФСР С. Садиков: эту роль исполняет также народный артист РСФСР А . Найчук). Вот почему он каж дый ра з подчиняется требова нию Кэлина и сам садится с ним рядом. Эта сцена повторяется при каждой встрече. Величест венный, приглашающий жест Михая — садись! И лукаво-уп рямый взгляд Кэлина— Василь ева, ждущего,, что Михай вста нет и сам подсядет поближе к Кэлину. И Михай подчиняется, преодолевая неловкость (с каж дым разом все менее охотно). Но однажды он позволил себе обойтись с Кэлином без долж ного уважения, и это ему не прощается. В спектакле есть женщина, ко торую Михай и Кэлин любят оба, но поскольку они разные, то и любят по-разиому. Роль Марии ис полнила артистка Т. Федорова (эту роль исполняет также А . Жу равлева). Именно этот образ при вносит в спектакль то лирическое начало, которое должно по замыс лу автора пьесы не только' при сутствовать. но и в большой мере определять характер спектакля. И сожалению, если философский аспект спектакля виден ясно, то его лирическая стрѵиа звучит при глушенно и порой не слышна совсем. Не почувствовалось необ ходимости присутствия ивы. «под которой еще живут и общаются между собой голоса старых дру зей». Образ ивы . п спектакле не опоэтизирован. она осталась не очень обязательной деталью де корации. Возможно в этом есть и недоработка художника А . Ме щаниновой. Вырываются из лирико-фило софской ткани спектакля неко торые образы, например, образ секретарши Михая. Этот образ не только вырывается, но и рвет эту ткань. М. Карлина исполня ет свою роль почти фарсово, с явным нажимом. Понятно само назначение этого образа — вне сти диссонанс в мелодию спек такля. И все-таки этот диссонанс должен оставаться в стиле спек такля. в его жанре. Неторопливость. раздумчи вость. свойственная авторскому стилю Иона Друцэ, подчерки вается несколько замедленным ритмом спектакля. Однако хо чется пожелать, чтобы эта за- замедленность не переходила в монотонность. В спектакле ярко прозвучала тема Родины, тема любви к род ной земле, для которой мы дол жны быть и хорошими защитни ками и рачительными хозяева ми и с которой никогда не дол жны терять живой и крепкой связи. Второй спектакль (автор пьесы — молодой советский драматург Е. Чабалин) имеет совершенно точный адрес. Он обращен к молодым морякам. И очень правильно, что эта ка тегория зрителей составила ос нову зрительного зала на премь ере. Самолюбивый интеллигент ный паренек, даровитый музы кант попадает на службу во флот. Относится он к этому факту, как к несчастью, вы рвавшему его из привычной и милой среды, помешавшему за ниматься любимым делом. Не просто приходит Вячеслав Сар- панева к убеждению, что служ ба в армии — это не только долг перед своей страной, не только нелегкая необходимость, это еще и возможность воспи тать в себе именно те качества, которые отличают настоящего мужчину, позволяют ему ува жать себя. Пьеса молодого ' драматурга еще во многом несовершенна. Часто автор, чувствуя недостаточ ную убедительность драматурги ческого материала, вкладывает в уста своих героев пространные декларации, призванные помочь зрителям понять, что думают и чувствуют герои, а заодно и чего хочет от них автор. Все это за трудняет актерам существование * на сцене. Но надо сиазать, что большинство из них мужественно преодолевает эти трудности, И здесь основную роль сыграло хо рошее знание актерами флотских будней. Особенно удался в спектакле образ Вячеслава Сарпаневы. Это несомненно одно из значи тельных работ в творческой би ографии А. Агафонова. Артист очень внимательно и подробно прослеживает, как меняется сна чала настроение его героя, а за тем и какие-то существенные черты его личности. Мы улавли ваем мельчайшие оттенки на строений и переживаний героя. Правдивыми, жизненными пред стали перед зрителями образы и других моряков. В спектакле еще не все выве рено. Кое где теряется логика действия. Не всегда ясны моти вы поступков действующих лиц. Порой шутки молодых моряков оборачиваются издевками. Не четко внутренне выстроены, на наш взгляд, сцены приезда ма тери, встречи Вячеслава с Ро зой. Артистка М{ Карлина, исполняющая роль матери- мещанки, приглашает только посмеяться над этой женщи ной. Все теплое, материнское напрочь ушло из образа. Нет даже той самой интеллигентно сти, без которой Вячеслав—му зыкант просто не мог бы состо яться в этой семье. Кстати, ря дом с этой женщиной невозмож но представить и Сарпаневу-от- ца, очень мягко и тактично сы гранного заслуженным артистом ЯАССР В. Андреевым. И все-таки в целом спек такль достигает цели. Автору пьесы, режиссеру и исполните лям не откажешь в метких на блюдениях, находках, на кото рые зал живо реагирует. Спек такль поможет молодому зрите лю разобраться в себе, научить ся уважать тех, кто рядом, и понять, как нелегко и как важ но быть достойным защитником своей Родины, по-настоящему мужественным и честным граж данином, человеком. Р . ВЕЛИГИНА.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz