История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

R ЭТИ дни все театры стра­ ны иьшослт на. суд зрнте- лен спектакли, которые они по­ святили XXV съе зду КПСС. Зрители с нетерпением ждали этих спектаклей, справедливо надеясь - увидеть работы значи­ тельные, на современную тему, помогающие нам понять нашего современника, понять самих се­ бя. Как известно, драматургиче­ ская мысль немало блуждала в поисках современной темы, со­ временных героев. Театры вме- • сте с драматургами не р а з при­ водили нас в цехи заводов, в кѳяяоэы, на стройки. И Надо сказать, зрители далеко не во всех случаях были нм за это к так н&эЫваемым <«рриэводственным>> пьесам пришла тогда, коіща мы увиде­ ли в вн х человека, узнали в нем своего современника, проник­ лись его заботами, его правдой, его борьбой за то, что близко и важно нам. Говоря о современной пьесе, драматург С. Алешин, выступив­ ший недавно на страницах «Со­ ветской культуры», высказал такую мысль: с Если драматург знает* как это делается,: и спо­ собен поставить все на характе­ ры, если он обладает достаточ­ ным драматургическим чутьем, чтобы н ай ти • в жизни ту точку,- где эти характеры сталкивают­ ся, то возникает произведение, которое понятно всем, нужно всем н интересно в с е м » .; Работа, с которой вышел к партийному съезду театр Крас­ нознаменного Северного флота, называется «Протокол одного заседания». С сюжетом этой пьесы А . Гельмана многие зри­ тели уж е знакомы по фильму «Премия», недавно прошедше­ му на экранах кинотеатров. Театр вместе с драматургом приводит ; нас на стройку. Ре- жиесер-прстановщик : -заслужен­ ный д еятель искусств Казахской ССР А.-:Л.: Мадиевский и худож­ ник в ;: Д. Мещанинов стремятся Н максимальной достоверности, Жизненности ■. обстановки. З а ­ будьте, :что вы в театре, - • как бы говорят они зрителю... Считайте, что вы пришли’ ца стройку- что вы приглашены на самое настоящее Заседание парткома. ' . -У.':";■•■/;•.. ДЛя этого театр освободился от занавеса, стер границу меж ­ ду началом спектакля к минута* ми ожидания этого начала. Ког­ да зрители входят в зал , они ви­ дят, на сцене, строителей, погло­ щенных , будничными производ­ ственными заботами. Слышатся обычные ‘ звуки стройки,: лязг ж ел е за , сигналы; шум сгружае­ мых материалов. Кто-то •гово­ рит по телефону, кто-то пишет в блокнот. Сцена . Освещается вспышками электросварки. По­ том звунн утихают, и зрителям становится слышен разговор, происходящий на сцене, т. е. в помещении парткома. Пролог Вот почему, узнав, что нес коль- . ко рабочих все-Таки пришли ли премией, Потапов-Васильев не­ ожиданно теряется-, воспринима­ ет это как непредвиденный удар. У него как будто отняли ср а зу и право на борьбу и силы для борьбы. Он уходит, не по­ няв, что главныіі свой удар по усыпленной совести, косности, очковтирательству, бесхозяйст­ венности он уже успел нанести. Главный противник Потапова - і . управляющий трестом Ка­ тарцев. Его роль Исполняет за ­ служенный артист К: И. Липа­ тов. Это одна из лучших работ в Т Е А Т Р постановщики сняли, поскольку и без него ситуация-понятна. Из разговора действующих лиц мы узнаем ,-что одна из бригад по каки^-то причинам ; отказалась получить; премиюУн- что партком на своем- засёданин- будет рас­ сматривать именно этот вопрос. Весь спектакль — заседание парткома. Кончается 'заседание; — кончается и спгкташіь. Поче­ му же напряжение, царящее на заседании, передается зрителям? Почему мы следам за Спорами, развернувшимися здесь* с та­ ким интересом? Очень просто, Мнения сталкиваются по важной му не только д л я спорящих, но и для нас, зрителей, вопросу. Его острота т а к о в а / что, какое бы решение ни было в конце когіцов принято, ж и знь бригады, управления, треста уже не смо­ ж ет -пойти по старому руслу. Слишком сильна сила «взрыва». В едино# к л у б о к с п л е т аю т с я здесь вопросы политики, эконо­ мики, морали . -Так дело; из-за которого пришел на партком По­ т ап о в ,, становится глубоко лич­ ным ,^важный и -для нас. і Сам приход Потапова на парт- ко*і подан театром значительно, весомо. Родь Потапова исполня­ ет артист яВ. З а с и я в . . Когда Потапоа-Васильев. пбяв^яется в дверях >— могучий, . обветрен­ ный, загорелый, -Ус ■ннм ‘;как бы входит дыхание I cTppHkir,’. йыха: ниё жизни." Помещение сразу о к а зй в а е й я ч . *Й^ЫіькймѵиУтес--:.. ■ н ь ^ ' У ' ‘. С0;- Артисту ;.удалос.ь^ \ передать . «чувство б ^ і ^ |і ы » . ТЧтрѵ бы'.;'Ни говорил •Потапов, кан бы .ни ру­ бил т « п р а ^ ^ - м а і ^ у » ,, мы ощу­ щаем 'з а ним. всю бригаду. ЕГО .•снла:,'в.гмнёвнийбрнгады, в.;под- дёрікке^брйгадйі,'' в . ее доверни. :спектакле. .Артист подает нам Батарцева крупным планом, тон­ ко и точно передает состояние своего героя в каждый момент заседания. От спокойного благо­ душия, идущего от совершенной : уверенности в себе, Батарцев- Л штатов постепенно переходит к состоянию растерянности, по- давлённостн, сохраняя при этом внешнее достоинство. Свое пора­ жение Батарцев осознает намно­ го; раньше, чем его осознают ос­ тальные. Путь к нему просле­ жен артистом с большой психо­ логической достоверностью, К сожалению, это достоинство •.не-; вольно подчеркнуло • и некото­ ры е недостатки пьесы. . Заключительные речи началь­ ника; стройуправления Черни­ кова и секретаря парткома Со- ломахнна — речи длинные, го­ рячие, обличительные, оказыва­ ются... ЛЙПШИМИі Й ХОТЬ: они по содержанию верны, справед­ ливы, трудно отделаться ОТ впе­ чатления,: что эти двое добива­ ют лежачего. Самое горькое и самое неотвратимое обвинение произнес . Батарцеву Потапов. Батарцев-Лигіатов это понял. И мы, зрители* тоже. Даже,-когда Батарцев пытается сопротив­ ляться: «Пока Павла Емельяно­ вича ещ ё /н е узблнли ...» , он и сам не верит, что можно что-то Исправить^ Тетради с расчетами, обличающими его» существуют, даже если их на какое-то врем я упрячут под сукно! Б атарцев бе­ рет; Потапова з а руку . - Этот жест, который ;только; что мог бы показаться , демократичным , в эту минуту похож на послед­ нюю жалкую мольбу. Никто из присутствующих на заседании не может быть рав- нбд^пньім - к том у ,' что там . го­ ворится, По ходу пьесы многим приходится подолгу молчать и просто слушать речи товарищей. Каким же наполненным должно быть это молчание! И у многих действительно оно наполнено; Мы в идим, почти фи ­ зически ощущаем внутреннюю борьбу, которая идет в ; душе диспетчера Фроловского (за­ служенный артист РСФС Р С, Аханов). Мы понимаем на­ чальника отдела кадров Любае- ва (артист Г. Карлин), убежден­ ного, что найти приемлемое дли всех решение легко и про­ сто (так очевидно н бывало до сих нор). Горестно и озадачен­ но молчит прораб Згобин (яр- тист Н. Шйнкарев), прежде ч ен сказать свое выстраданное сло­ во. А вот исполните jho роли бригадира Комкова Ю. Камене­ ву внутреннего Запала явно не хватает до конца спектакля. После своей последней реплики артист отключается, начинает просто ждать конца. А ведь Комков ревнивей всех относится к Потапову. Он не может не Чувствовать, тго потаповская правота бьет н по н ем у ,/ Неда­ ром Згобнн откровенно преяска- ' зывает. ему: — ...Но уже скоро так ' бригадиры, - как ты, уйдут в тень;.. Ты в передовиках хо­ дишь только потому, что на стройке; порядка нет! Нет, н е . должен Комков сяо- кОйнр и безучастно дожидаться конца заседания! Странное впечатление произ­ водит и начальник планового отдела Айзатулин (заслуженный артист РСФ С Р И. Мрскалев- скнй). Он очень натурально го­ рячится, когда берет слово, но, слуш ая других, почему-то споко- - он, безлик.' Видимо, артисту ' нужно было найти форму для выражения я в н о б у р н ы х чувств своего героя : так, чтобы его волнение чувствовалось на про­ тяжении всего действия. Явно не вписался в общий ансамбль Чёртиков — началь­ ник стройуправления. Его роль играет артист А. Урбановнч. Черников производит впечатле­ ние чужого человека, совершен^ но случайно попавшего • и . на стройку#? и на партком, Даж е главная его речь -в конце засе­ дания звучит шшусственно, не убеждает до конца. Возможно, в - этом есть вина драматурга, за ­ ставившего Черникова ^демонст­ ративно читать «дюдюктйв» в ,то время, когда другие ломали ко ­ пья. А может быть .ему надо было; просто иначе читать? j-fy'-if Как бы то ни было, это част­ ности. В главном *и ;важном те­ атр *нас убедил. Мы увидели не просто хорошую ИЛИ плохую стройкуѵі;; мы увидели человека на стройке: -УЛ ., • У ,:' Ф І, Ц :Ѵ-\ й в е з ш г й н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz