История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Т е а т р ГОРЯЧИМ СНЕГ ВОИНЫ Новый сезон драматическо­ го театра Краснознаменного Северного флота был открыт пьесой Р. Феденева «Снега пали» в постановке заслуженного дея­ теля искусств Казахской ССР А., Я. Мадиевского. Это один из спектаклей, посвященных 30-ает- нѳму юбилею великой Победы. Но в отличие от многих дру­ гих ои рассказывает не • только о войне, но и об отношении на­ ших современников к героиче­ скому прошлому. Печен? п ьсп г чг 'r-’-i і % но так? . «Снеги пажи, сяеш пали, Паяй да развита. Згшк юти:; „отрагели. Драпануть заставили!». Ѵ( Я '" ^ SM Cl„71^ !Лоі частушечный •напеа военных яв®. За' этими «отними, веселыми, опѵнміютичесяими словами стоит 'страшная, • героическая, много­ трудная суть войны.' В ходе' спев- тмеля мы слыший и песню, в ко­ торой иовтОДсются. слова «шря- чий снег», «кровавый снег». Это санюг войны. С:і кеі- ссдакой на » а в ы :людей. .-А не удалой» ли сі; л>ли саилдсчьль чоиоеэтс- екук» 'тштъ7 , Сюжет пьесы несложен. Семья ... . •л <-чі1 'з гаек» гз>:з" — че- а в в іг 1ашщищаише» их юрод, осяовождавшего язе дом. Героем неожиданно оказывается внешне „неприметный, скромный Марты­ ныч (роль которою очень ус- лишв сьшрая заслуженный ар­ тист ■РСФСР И. Г. Моекалев- ский). Оя быстро становится для всех близким человеком, нестоя­ щим членом семьи. Заслуга автора пьесы ■ в те*, что на таком, казалось бы, непритяза­ тельном материале он испытайся поставить важные, для современ­ ности проблемы* Достойны ли мы, сегодняшни®, тех, кто отдавая за нас ' жизнь? Знаѳм пи мы о подлин­ ной чей® своего нынешнего сча­ стья? Как говорить о войне с моло­ дыми? Как донести до ник величие подвига советского народа? .В разговор® с Мартыиычега Тума­ нов вспоминает, как он и его одно­ полчане мечтали после войны по­ селиться в одном дом®, чтобы жить всегда, аместе. Жизнь развала быв­ ши» фронтовиков в разные сторо­ ны. Естественно это или нет?. Про­ стительно ли, что старая дружба кое-где. уступила место равноду­ шию? И об этом заставляет заду­ мываться спектакль. Перед нами на сцене воины-осво­ бодители ■ ., — Мартыныч, вывший .летчик-Туманов (заслушанный ар­ тист РСФСР А. Ф. Найчук), работ­ ник тына Захар Шитов (заслужен­ ный артист РСФСР С. Г. Аханов),и яруги®, Они не любят говорить в войне. А если, уступая просьбам, и рассказывают, то в их историях все получается легко и просто, как будто вея война сводилась и тану, как «наши и х н и й потрепа­ ли®. Действительно, как рассказать ■ею правду о войне? Надо говорить так, чтобы дошло до сердца каждо­ го. И® случайно Мартыныч вспоми­ нает в своем 'друге, который напи­ сал иного мемуаров, но что-то ис­ тинно* не я«®тся ему. Не хватает, .по-видимому, естественности, жиз­ ненной 'правды. ‘ Игорь (артист А. Бобров) — юноша, который много слышал о войне еще в школе, но не смог ее вполне прочувствовать. И вот Мартыныч в час ночного откро­ вения поверяет ему свою тайну, рассказывает, как трагически 'закончилось'его свидание с лю­ бимой девушкой Полей. Полю увило снарядом у него на глазах, корда она спешила на дежурст­ во. Игорь понимает его,- потому что сам лю би. Через эту траге­ дию входит в его сердце война. Зрители не только слышат рассказ Мартьгаыча, но позже видят и встречу его с Полей, по­ казанную по контрасту с благопо- дучвіим мирным свиданием Иго­ ря и Маши. Встреча происходит у входа в бомбоубежище. ' Этот вход в бомбоубежище с обож­ женной кирпичной стеной и красными гвоздиками — де­ талью сегодняшнего дня — при­ сутствует на сцене в течение всего действия (художник за­ служенный работник культуры РСФСР А. А. Мещанинова). Встреча Поли и Мартыныча — условна. Она даже не память о встрече, так как это сегодняш­ ний Мартыныч встречается с той далекой Полей. Мартыныч знает, что она сейчас погибнет, таи как смотрит на нее из буду­ щего. А она не знает. Она только убеждена, что должна выполнить свой долг... ’Мартыныч знает, что не убережет ее, и это усиливает драматизм сцены. Заслуженный артист РСФСР И. Г. Москалевский удивительно верно понял своего героя. Зри­ тель не перестает верить ему. Грустный юмор военных исто­ рий ни в коей мере не заслоня­ ет сложности и драматичности переживаний героя; Мартыныч — один из участников Великой Отечественной войны. Что же он представляет собой сегодня? Он по-прежнему любит людей, он энергичен и деятелен. Он и сейчас на меньше нужен людям, чем в то время, ногда защищая их. Ои уме­ ет понять каждого, а каждом отыс­ кивает что-то хорошее. Старается помочь, и самая обычная житей­ ская помощь людям не кажется ему мелкой. Кстати, увлеченный этой мыслью, автор явно теряет чувство меры. Мартыныч радует кого 'наградой, нога долгожданным письмом от лю­ бимой, ' кото детской коляской и неожиданно для автора становится похожим на елочного Деда Мороза, оделяющего всех сладостями. Ав­ тор не заметил, что и конфликты, ■которые до этого воспринимались как естественные, жизненные, не­ медленно превращаются в елочные, не натуральные, решить которые такому волшебнику, как (ИартинБМ, ничего н® стоит. И театр не сумел преодолеть этот привкус «елочности», а на­ оборот, подчеркивает его, изобра­ ж ая всеобщее умиление. Как по мановению волшебной палочки, все меняются в лучшую сторону. Игорь, например, без всякого сожаления расстается со своей пышной шевелюрой. Неприятный Роберт неуловимо становится «приятным во всех отношениях». И адесь режиссе­ ру и актерам не хватило чувства меры, чтобы остаться на позиции жизненной правды. Чувство меры изменяет акте­ рам и в самом конце спектакля, где они принимаются изо всех сил демонстрировать свою лю­ бовь и нежность по отношению к Мартынычу. И спектаклю гро­ зит серьезная неудача, от кото­ рой его, можно сказать, спасает заключительный аккорд: появ­ ление Мартыныча у дверей бом­ боубежища на том месте, .где си­ дела Поля. Безошибочно точная интонация, с которой он обра­ щается к ним, своим близким, а значит, и к нам из-за той роко­ вой черты, доходит до сердца. Удалось, на наш взгляд, театру представить наи горожан в целом славными, симпатичными людьми. Несмотря на то, что они не сумели встретить Мартыныча как следует и проводить... Режиссер, кай и главный герой, старается обратить наше внимание на те хорошее, что есть в этих яго­ дах. В пьесе интересно поставлен во­ прос о военной дружбе. Проста и красива история летчика Туманова и его друга Рубена. Она неотделима от темы героизма, подвига. Герои в пьеса не только те, кто сражался на фронте (Ш итов и Туманов), но и те, кто работал для фронта. Спектакль, на наш взгляд, до­ стиг своей цели. Мы узнаем о войне с новой для нас стороны. Чтобы снеш забвения не пали на нашу память, нельзя допу­ скать обывательского подхода к жизни. А встретившись с «обык­ новенными» людьми, каким был Мартыныч, мы должны быть внимательны к ним, знать-цену их подвигу. С. КУН. Студентка Мурманского педа­ гогического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz