История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ВДЬБІ СОЛДАТШ ИЗВЕДАВ Театр ШШШШПНШШПШТ Нам не раздавали аттестатов, Школьный бал нас вальсом не встречал. Скальпелем в армейских медсанбатах Нам хирург отметки отмечал. Всю судьбу солдатскую изведав, Юность Родине отдаѳ дотла. Через все прошли, и наш Победа Аттестатом зрелости была... Так написал Игорь Григорье вич Москалевский о юности сво его поколения. Почему мне за хотелось начать свой рассказ с этих нескольких строк его сти хов? Потому что, говоря о твор ческом пути заслуженного арти ста РСФСР И. Г. Москалевско- го, одного из ведущих артистов драматического театра Красно знаменного Северного флота, нельзя не говорить о его фрон товой юности, опаленной вой ной. Юношей прошел и познал он то, что навсегда стало для него высочайшей проверкой на чело вечность — испытание огнем. Он получил тяжелое ранение, затем две подряд контузии. Уча ствовал в боях за освобождение Праги, там и встретил День По беды. Рядом с орденом Славы на груди И. Г. Москалевского медали «За освобождение Буда пешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». Бывший рядовой 6-го гвардейского каза чьего корпуса несет через всю свою жизнь высокое звание сол дата. Много, очень много сыграно артистом ролей за четверть ве ка. И все же через многообразие сценических творений артиста четко просматривается тема-его творчества — героико-романти ческая. Зрители помнят его героев на сцене флотского театра: это лей тенант Шмидт в одноименном спектакле, Рекало («За тех, кто в море»), Скиталец Морей («У времени в плену»), Сева («По лярная звезда»), Джан («Душа солдата»), Орлов {«Матросы»). Все это люди мужественные, красивые, обладающие сильным характером. Одна из ярких творческих удач И. Москалев ского — образ солдата Гулая в спектакле С. Смирнова «Люди, которых я видел». Его Гулай добрый, отзывчивый, веселый. 13 любую минуту он готов прийти на помощь товарищу. Его .шутки и песни звучат в минуты за тишья между боями, поднимают дух бойцов. Но сам Гулай до Победы не дожил. Образ полу чился жизненным, достоверным, ибо яркий и самобытный харак тер героя подсказан артисту су ровой правдой войны, ее траги ческими ситуациями. И. Москалевский — артист большого творческого диапазона. Зрители помнят Леонидика из спектакля «Мой бедный Марат» и Дона Мельчора из «Ревнивой к себе самой», Градобоева . из спектакля «Горячее сердце»' и Новосельцева из «Сослуживцев», Фаюнина из «Нашествия» и •Пишту из спектакля «Проснись и пой!». Несомненной его удачей в по следние годы явилась работа над образом Новосельцева («Сослу живцы»). Режиссер определил этот спек такль как лирическую комедию. На первый взгляд, новая роль не сулила осложнений, неразре шенных задач. Тем более, что '.лирические» герои уже были опробованы, актером и не однаж ды. Роль, как мы часто говорим в своем обиходе, сразу «легла- на индивидуальность актера, и, казалось бы, не надо было осо бых усилий, чтобы завершить очередную работу. Однако Мос калевский отказался от привыч ных ходов и приемов. Упорно преодолевал артист со противление материала. День за днем, от репетиции к репети ции Москалевский все больше утверждался в Новосельцеве. Сейчас, когда мы смотрим «Сослуживцев», ни у кого не вы зывает. сомнения достоверность образа. Да, ■действительно мы часто встречали вот таких внеш не неприметных, полузаброшен ных мужчин, обремененных за ботами о своей семье, честных в мужской дружбе, доброжела тельных, простых и отзывчивых. И, наверное, не следовало бы все эти качества порядочного чело века возводить в степень, если бы речь шла не о таком обык новенно необыкновенном чело веке, каким является Новосель цев. В личной жизни он неудач ник: жена.ушла к другому, оста вив ему двух малолетних детей. На службе неладьі с руководите лем учреждения Калугиной — женщиной властной, строгой, требовательной и особенно к не му, Новосельцеву. Его она к то му же. считает неполноцен ным работником вверенного ей учреждения. И, видимо, так бы и остался Новосельцев «заурядным» чело веком, не случись этого неверо ятного в его жизгіи происшест вия — он влюбляется в своего директора — Кадугинуі Под бла готворным влиянием большого чувства на наших глазах преоб ражается человек. Особенно удачна, на мой взгляд, сцена объяснения Новосельцева в люб ви. Она пронизана лиризмом. Зрители не раз имели возмож ность убедиться, что актер не озабочен поиском внешних черт характера. Он идет по пути віЗхддоннего перевоплощения. И жЫжь постоянно пополняет его тідоДОескую палитр? новыми, ОЕрИши красками. Этому внут реннему обогащению способст вует то, что коммунист И. Г. Мо скалевский: ведет большую обще ственную работу в театре, на флоте и в области. Он является создателем J* бессменным пред седателем творческого клуба те атра, членом общества «Знание», участвует в военно-шефской ра боте. ІІедарно и зрители, и товари- $[0 работе с большой радо- ct^jq .^р^али, что за заслуги в области Театрального искусства Илд^Ііві ^Григорьевичу присвоено •■■- звание заслуженного артиста РСФСР. В. вылгин. Заместитель начальника те атра Краснознаменного Се верного флота. « е в НА СНИМКЕ: сцгна. из спек такля «Сослуживцы». В . роли Новосельцева '— заслуженный артист РСФ&Р И. Москалевский,. в роли Калугиной — артистка Г. Мочалова.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz