История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ЧЕЛО Драматических произведений о рабочем классе у нас сегодня не так уж много — скорее да же мало. И потому нетрудно представить себе искушение вы плеснуть на сцену буквально все подспудно накопившиеся мысли и эмоции при встрече с первой же новой пьесой. Режис сер А. Мадиевский, несомнен но. обрадовавшись появлению ♦Сталеваров» Г. Бокарева, тем не менее постарался заглянуть во внутренние кладовые драма тургии, дабы остаться верным своему почерку и своей теат ральной эстетике: мы уже име ли возможность убедиться в том. что оч чрезвычайно осторожен и разборчив при выборе выра зительных средств спектакля и не так уж легко дает увлечь се бя патетикой и плакатом. Поэтому режиссер с самого начала решает рассказать не во обще о рабочих и не вообще о сталеварах, а о рабочих — в русле острой нравственной про блемы. Избранное нм для спек такля название «Спроси самого себя» (взамен столичных «Ста леваров») сразу устремляется в сферу внутреннего мира героя, ставит перед ним серьезный жизненный вопрос, обращается к его рабочеіі совести и беском промиссно требует ответа. Таким и получился этот со держательный спектакль: стро гим по стилю, емким по глубине человеческих судеб, энергичным по характеру действия. Он вол нует не только выразительными картинами труда в мартенов ском цехе (художник В. Чѵд- зин), но самой сутью характе- Ь Сп ектакль «Crmocu с ам о г о с ебя» во флотском театре ВЕК И ров, их сложной притиркой, их жизненной противоречивостью. Актеры играют спектакль на самой высокой степени самоот дачи. Даже исполнение В. По ляковым роли Виктора Лагути на. о котором пока нельзя ска зать, что оно совершенно, отли чается именно внутренней на пряженностью. эмоциональной силой. Даже исполнители эпизо дических ролей, несмотря на относительно малые ресурсы текста - и действия, ухитряются с необыкновенной подлинностью проживать отведенные им сце нические секунды. В этом спектакле начинаешь понимать одну вечную театраль ную закономерность: нельзя во обще хорошо играть, нельзя пользоваться материалом роли лишь для того, чтобы лишний раз продемонстрировать уже из вестные и популярные свои ак терские качества. Именно здесь актеры играют в точном соот ветствии с общим стилем спек такля. подчиняя ему свои инди видуальные решения. И тогда угадываешь диалектику режис серских решений. двуединую природу жизни актера на сцене: исполнители больших и малых ролей черпают живые краски из жанровых и тематических пред ложений автора и режиссера и в то же время своими индивиду альными находками, точными пластическими и психологиче скими деталями как бы ткут по лотно спектакля, его дышащую ткань. Единство лаконичной де корации и насыщенной внутрен ней жизни становится здесь под линным синтезом формы и со держания. СТАЛ Зритель узнает из спектакля о сложных буднях одной рабо чей бригады. Жизнь этих людей не отрывается от общезаводско го фона, но и не слишком осно вательно погружается в него. Мы замечаем множество заяв ленных тем. связанных с судь бой того или иного персонажа, но вынуждены потом отвлекать ся от них. ибо автору не хвати ло умения все заданное убеди тельно развить и .завершить. И потому прав Мадиевский, когда отказывается от широкого со циального живописания (на что ему попросту не хватило бы ма териала), когда подчиняет все побочные линии и эпизоды глав ному нравственному столкнове нию. замкнутому в квадрате Хромов — Лагутин — Сарта- ков — Варламов. Все эти люди предстают сильными, но отнюдь не безгрешными, значительны ми. но вовсе не сложившимися раз и навсегда личностями. Из менчивость их настроений, под вижная нервная структура ха^ рактеров, стремление, с одной стороны, к самоутверждению, а с другой, к утверждению исти ны — вот что движет их поступ ками, а, стало быть, и конфлик том спектакля. Одним словом, судьбу его решают люди. При самых разнообразных вкусах можно сойтись на том. что работа В. Васильева в роли подручного сталевара Петра Хромова — безусловная удача. Актер выразительно соединяет в характере героя самые проти воречивые качества, проживает судьбу его так. словно вершит суд над собственной жизнью. Да, именно, так: он в роли идет от себя, как бы подставляя в Си туации пьесы собственное чувст во. собственную логику, собст венный взгляд на вещи. С. Садиков, играющий началь ника смены Варламова, напро тив, полностью перевоплощает ся в иной характер, находит присущий.ему темперамент, точ ную интонацию,' индивидуальные ритмы. • . ѵ. , Но как бы по-разному ни иг рали эти два артиста, их сбли жает общее условие спектакля: непрерывность сценической жиз ни, психологическая правда по ведения. Масштабной, прямо-таки эпи ческой фигурой выглядит стале вар Сартаков. драматично, хо тя, по-моему, чуть с перебором в эмоциях сыгранный К. Липа товым. Можно по-разному оце нивать работы артистов Н. Лу- кннова и В. Хомича. но их цехо вые руководители абсолютно уз наваемы. Артисты Г. Мочалова и И. Москалевский сумели в крошечных эпизодах вызвать живой интерес к своим персона жам — продавщице Клаве и по терявшему себя бывшему рабо чему, а ныне типичному тунеяд цу Вове Никотину. Крупно и рельефно предстают в спектак ле рабочие парни и девчата. Их роли сыграны артистами Я. Гри шечкиным. А. Агафоновым. A. Ждановым, Н. Шинкаревым, Ю. Поваляевым, Г. Карлиным, B. Глуховской. И. Бочаровой. Л. Цыганковой вдумчиво, хотя и не всегда ровно по уровню ма стерства. Интересно наблюдать, как ищет более точный рисунок роли М. Карлина (корреспон- дентка), нащупывающая пути от шаржа к живому характеру. Ритм спектакля как бы по гружает нас в рабочую повсе дневность. Его напряженность очевидна, его живость несом ненна. Это хороший спектакль. Не надо думать только, что он во всем безупречен. Вероят но. если бы мы сосредоточили внимание на отдельных слабо стях и просчетах, можно было бы предложить не меньшее чи сло строк. Но скажу заранее, что и эти строки были бы про никнуты самым добрым отноше нием. В театральном деле вооб ще редки безусловные удачи: сегодня актеры выигрывают в одном, завтра могут утратить другое — такова грустная логи ка каждодневного возвращения к спектаклю. Но уровень театра проявляется в том. как уверен но сохраняются генеральные пласты содержания, как творче ски обогащаются актерские на блюдения. как не поддается рас паду живое человеческое чувст во. И вот в этом отношении уро вень спектакля высокий. Театр рассказал нам о том. как в фантастически жарких температурах варится сталь. Те атр поведал и о другом: сталь — это обоаз. сценическая мета фора. рабочая же повседнев ность проверяет на крепость че ловеческие характеры. В этом — добрый пафос спек такля. обращенного к каждому из нас: — Спроси самого себя. В. КАЛИШ. Театровед.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz