История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ЧЕЛО Драматических произведений о рабочем классе у нас сегодня не так уж много — скорее да­ же мало. И потому нетрудно представить себе искушение вы­ плеснуть на сцену буквально все подспудно накопившиеся мысли и эмоции при встрече с первой же новой пьесой. Режис­ сер А. Мадиевский, несомнен­ но. обрадовавшись появлению ♦Сталеваров» Г. Бокарева, тем не менее постарался заглянуть во внутренние кладовые драма­ тургии, дабы остаться верным своему почерку и своей теат­ ральной эстетике: мы уже име­ ли возможность убедиться в том. что оч чрезвычайно осторожен и разборчив при выборе выра­ зительных средств спектакля и не так уж легко дает увлечь се­ бя патетикой и плакатом. Поэтому режиссер с самого начала решает рассказать не во­ обще о рабочих и не вообще о сталеварах, а о рабочих — в русле острой нравственной про­ блемы. Избранное нм для спек­ такля название «Спроси самого себя» (взамен столичных «Ста­ леваров») сразу устремляется в сферу внутреннего мира героя, ставит перед ним серьезный жизненный вопрос, обращается к его рабочеіі совести и беском­ промиссно требует ответа. Таким и получился этот со­ держательный спектакль: стро­ гим по стилю, емким по глубине человеческих судеб, энергичным по характеру действия. Он вол­ нует не только выразительными картинами труда в мартенов­ ском цехе (художник В. Чѵд- зин), но самой сутью характе- Ь Сп ектакль «Crmocu с ам о г о с ебя» во флотском театре ВЕК И ров, их сложной притиркой, их жизненной противоречивостью. Актеры играют спектакль на самой высокой степени самоот­ дачи. Даже исполнение В. По­ ляковым роли Виктора Лагути­ на. о котором пока нельзя ска­ зать, что оно совершенно, отли­ чается именно внутренней на­ пряженностью. эмоциональной силой. Даже исполнители эпизо­ дических ролей, несмотря на относительно малые ресурсы текста - и действия, ухитряются с необыкновенной подлинностью проживать отведенные им сце­ нические секунды. В этом спектакле начинаешь понимать одну вечную театраль­ ную закономерность: нельзя во­ обще хорошо играть, нельзя пользоваться материалом роли лишь для того, чтобы лишний раз продемонстрировать уже из­ вестные и популярные свои ак­ терские качества. Именно здесь актеры играют в точном соот­ ветствии с общим стилем спек­ такля. подчиняя ему свои инди­ видуальные решения. И тогда угадываешь диалектику режис­ серских решений. двуединую природу жизни актера на сцене: исполнители больших и малых ролей черпают живые краски из жанровых и тематических пред­ ложений автора и режиссера и в то же время своими индивиду­ альными находками, точными пластическими и психологиче­ скими деталями как бы ткут по­ лотно спектакля, его дышащую ткань. Единство лаконичной де­ корации и насыщенной внутрен­ ней жизни становится здесь под­ линным синтезом формы и со­ держания. СТАЛ Зритель узнает из спектакля о сложных буднях одной рабо­ чей бригады. Жизнь этих людей не отрывается от общезаводско­ го фона, но и не слишком осно­ вательно погружается в него. Мы замечаем множество заяв­ ленных тем. связанных с судь­ бой того или иного персонажа, но вынуждены потом отвлекать­ ся от них. ибо автору не хвати­ ло умения все заданное убеди­ тельно развить и .завершить. И потому прав Мадиевский, когда отказывается от широкого со­ циального живописания (на что ему попросту не хватило бы ма­ териала), когда подчиняет все побочные линии и эпизоды глав­ ному нравственному столкнове­ нию. замкнутому в квадрате Хромов — Лагутин — Сарта- ков — Варламов. Все эти люди предстают сильными, но отнюдь не безгрешными, значительны­ ми. но вовсе не сложившимися раз и навсегда личностями. Из­ менчивость их настроений, под­ вижная нервная структура ха^ рактеров, стремление, с одной стороны, к самоутверждению, а с другой, к утверждению исти­ ны — вот что движет их поступ­ ками, а, стало быть, и конфлик­ том спектакля. Одним словом, судьбу его решают люди. При самых разнообразных вкусах можно сойтись на том. что работа В. Васильева в роли подручного сталевара Петра Хромова — безусловная удача. Актер выразительно соединяет в характере героя самые проти­ воречивые качества, проживает судьбу его так. словно вершит суд над собственной жизнью. Да, именно, так: он в роли идет от себя, как бы подставляя в Си­ туации пьесы собственное чувст­ во. собственную логику, собст­ венный взгляд на вещи. С. Садиков, играющий началь­ ника смены Варламова, напро­ тив, полностью перевоплощает­ ся в иной характер, находит присущий.ему темперамент, точ­ ную интонацию,' индивидуальные ритмы. • . ѵ. , Но как бы по-разному ни иг­ рали эти два артиста, их сбли­ жает общее условие спектакля: непрерывность сценической жиз­ ни, психологическая правда по­ ведения. Масштабной, прямо-таки эпи­ ческой фигурой выглядит стале­ вар Сартаков. драматично, хо­ тя, по-моему, чуть с перебором в эмоциях сыгранный К. Липа­ товым. Можно по-разному оце­ нивать работы артистов Н. Лу- кннова и В. Хомича. но их цехо­ вые руководители абсолютно уз­ наваемы. Артисты Г. Мочалова и И. Москалевский сумели в крошечных эпизодах вызвать живой интерес к своим персона­ жам — продавщице Клаве и по­ терявшему себя бывшему рабо­ чему, а ныне типичному тунеяд­ цу Вове Никотину. Крупно и рельефно предстают в спектак­ ле рабочие парни и девчата. Их роли сыграны артистами Я. Гри­ шечкиным. А. Агафоновым. A. Ждановым, Н. Шинкаревым, Ю. Поваляевым, Г. Карлиным, B. Глуховской. И. Бочаровой. Л. Цыганковой вдумчиво, хотя и не всегда ровно по уровню ма­ стерства. Интересно наблюдать, как ищет более точный рисунок роли М. Карлина (корреспон- дентка), нащупывающая пути от шаржа к живому характеру. Ритм спектакля как бы по­ гружает нас в рабочую повсе­ дневность. Его напряженность очевидна, его живость несом­ ненна. Это хороший спектакль. Не надо думать только, что он во всем безупречен. Вероят­ но. если бы мы сосредоточили внимание на отдельных слабо­ стях и просчетах, можно было бы предложить не меньшее чи­ сло строк. Но скажу заранее, что и эти строки были бы про­ никнуты самым добрым отноше­ нием. В театральном деле вооб­ ще редки безусловные удачи: сегодня актеры выигрывают в одном, завтра могут утратить другое — такова грустная логи­ ка каждодневного возвращения к спектаклю. Но уровень театра проявляется в том. как уверен­ но сохраняются генеральные пласты содержания, как творче­ ски обогащаются актерские на­ блюдения. как не поддается рас­ паду живое человеческое чувст­ во. И вот в этом отношении уро­ вень спектакля высокий. Театр рассказал нам о том. как в фантастически жарких температурах варится сталь. Те­ атр поведал и о другом: сталь — это обоаз. сценическая мета­ фора. рабочая же повседнев­ ность проверяет на крепость че­ ловеческие характеры. В этом — добрый пафос спек­ такля. обращенного к каждому из нас: — Спроси самого себя. В. КАЛИШ. Театровед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz