История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

П ЬЕСА ГРИГОРИЯ ГОРИНА о б ­ ращена к далекому прошло­ му. НЪ на ее материале ав­ тор и театр решают ряд актуаль­ ных-проблем современности. ...Горе постигло жителей Эфе­ са: сожжен храм Артемиды* сво­ им великолепием снискавший славу седьмого - чуда света. Сто двадцать лет строили его масте­ ра, толпы людей стекались к 3 его подножию со всего-мира, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человечества! Но в роковую ночь 356-го года-до на­ шей эры храм,- построенный на тысячелетия, а простоявший всего сто лет, рухнул, объятый пламе­ нем. И тут, обращаясь к обезумев­ шей от горя толпе, взбежал на возвышенность житель Эфеса и громко прокричал: — Люди! Этот храм сжег я! Я хотел возвеличить себя и обес­ смертить!' Мое- имя — Гё-ро- стратТ И толпа, охваченная горем и гневом, молча двинулась на -Ге ­ рострата, чтобы разорвать его *в клочья и предать его имя позору и проклятию. — Остановитесь, люди! — вскричал Клеон, главный судья Эфеса. — Образумьтесь и не за­ бывайте, что по закону убивший преступника до суда сам достоин смерти! Завтра преступник будет осужден законом и казнен! Остановите и вы, читатель, вашу- фантазию, следующую логике •со­ бытии. Возмездие не свершится ни завтра, ни послезавтра* Геро­ страт до суда и казни спрятан; за тюремными стенами, а событиям суждено-развиваться не~всегдав согласии с логикой,» разумом и совестью. Разные люди «от- ма­ леньких до больших» по- темнили иным причинам воспрепятствуют свеошению наказания.- Увлекательная и острая по-сво­ им драматургическим коллизиям пьеса Горина в исполнении арти­ стов драматического театра Кра­ снознаменного Северного флота волнует и радует, возмущает и заставляет смеяться. Спектакль оежиссерски построен очень чет­ ко по мысли, эмоционален, дей­ ствие его развивается с неослабе­ вающим напряжением, интересен своей драматургической много- плановостью,- острыми* сцениче­ скими характерами. Режиссер сгіектакля А. Литкенс и художник Н: Гарпинич заботятся- о>яркой выразительности, найден ряд ост­ рых мизансценических решений, своей образностью и публицистич­ ностью поднимающихся до симво­ лического звучания^ Все артисты — исполнители положительных и отрицательных ролей — едины в своем гражданском стремлении как можно ярче, темпераментнее и обличительнее высказаться по решаемой в пьесе проблеме. Им удалось найти много остроумных, иронических штрихов и красок, беспощадно- разоблачающих и осуждающих -тщеславие, глупость, ханжество, лицемерие,- подлость. Заслуженный артист* РСФСР С Аханов наделяет своего-Тисса- фернв обаятельными чертами, подчеркивает его безобидность; беспомощность, незлобдивость, старческую обремененность - госу­ дарственными заботами... Все это расчётливо -выстраивается в- роли, чтобы потом неожиданнее рас­ крыть истинные качества-— лице­ мерие, эгоизм, подлость,- ковар­ ство. Так С. Аханов оборачивает нам своего «обаяшку» Тйссаферна страшным злом. Холеная, упивающаяся- вла­ стью красавица Климентина — жена^ Тиссаф'ериа, удовлетво­ ряя прихоть своего тщеславия, переступает границы супружеской верности, не обременяя себя- уг­ рызениями совести. Даже в мо­ мент нравственного падения Кли- м е н т я м артистка Н. Бочарова на­ деляет ее невозмутимостью; Че­ рез чужую смерть к собственно­ му бессмертию---- вот" основная мысль, утверждаемая артисткой. Точно раскрывает Н. Бочарова чванливость, самовлюбленность, слепое тщеславие и одержимость своей героини. Артист И. Москалевский наде­ ляет ростовщика Крисиппа тупой алчностью.' Его внешне опрятный Крисипп — грязный, подленький деляга. Интересно и убедительно проводит артист сцену, в которой борется с ненавистью к Геростра­ ту в самом себе, на наших гла­ зах жадность одерживает в нем верх, и он торгует опасными записками Герострата, «работая под простачка», якобы не пони­ мая, что способствует злу. (Какая узнаваемость моральных издер­ жек бизнеса!). «Деньги не пах­ нут» — не тогда ли родился этот «могучий» афоризм — панацея от угрызений совести? Невежествен­ ность Крисиппа — камуфляж и- лицемерие -подлеца. ПРЕМ ЬЕРА В минувшую субботу театр ! Краснознаменного Северного I флота начал новый этап сезо ­ на — вернувшись из гастроль­ ной поездки за пределами об­ ласти, творческий коллектив отправился в поездку по горо­ дам и поселкам Кольского по­ луострова. Труженики области, воины-североморцы позна­ комятся с лучшими работами театра, а артисты и режиссе­ ры почерпнут новый запас впечатлений от общения с людьми передового края Мур- мана. Интересное развитие характера предлагает заслуженный артист РСФСР А. Найчук. Когда Геро« страта водворяют в тюремную ка~ меру, мы видим, как трудно, его тюремщику сдержать ненависть^ чтобы самому не свершить само** суд. Но даже и этот винтик в-ма* шине закона теряет прочность своей резьбы при виде драхм. Ненавижу — но служу! Это внут­ реннее противоречие бурлит в Найчуке, но постепенно, в резуль­ тате общения-и все увеличиваю­ щихся размеров взяток, в нем притупляются чувства неприязни. Силе-можно либо противостоять, либо подчиняться. Слабый или подлый подчиняется,- эта транс­ формация характера- тюремщика у Найчука нетка и последователь­ на. Ас что же такое Герострат, и в чем его сила? Он, оказывается, не такой уж простой, этот Геро­ страт. Неплохо-зная людей, он во­ всю пользуется их слабостями' и пороками для достижения своих целей. За двадцать дней дарован­ ной жизни он не теряет времени зря: подкупы, сделки, сговоры, интриги.' Уже почти с веревкой на шее Герострат не отказывает се­ бе в земном удовольствии, по-ба- зарному оскорбительно выторго­ вывая тело Климентины как пла­ ту за будущую услугу, и заполу­ чает в сообщники самого Тисса- ферна — повелителя Эфеса. На гонорар от продажи рукописи спаивает тунеядствующий сброд, и тот горланит выдержки из его * писания. Он точно-рассчитал, что его зал иски, вызовут повышенный интерес своей нелегальностью-и одиозностью. В. Поляков находит множество модуляций и разнообразных-яр­ ких красок в сломах настроения своего «героя». Мозг Герострата в беспрерывной работе, в поисках выхода. На его аллегорической шахматной доске происходят ка­ чественные смещения: истинный король и королева (Тиссаферн и Климентина) уценены до • слонов, а пешка в жизни — тюремщик — выполняет функцию ладьи. Геро­ страт нагл и циничен, страшно предположить, сколько бед натво­ рил бы он, «богов не боясь-и с- людьми не считаясь...»* окажись на свободе. Противостоят отрицательным силам, приняв всю тяжесть ответ­ ственности в борьбе за справед­ ливость на свои плечи, главный судья Эфеса — Клеон (заслужен­ ный артист РСФСР С. Садиков) и человек от театра (артист В. Фи­ лонов). Клеон Садикова убежден в своей правоте. Он необычайно сосредоточен: ни секунды- вне мысли, вне поиска истины, дейст­ венный и красноречивый в -мол­ чании, страстный- ** сяянсновен и- ях, его Клеон драматичен и- бла­ городен. Столкнувшись»с непрео­ долимыми препятствиями,! испро­ бовав все законные-возможности, Клеон решается >на самопожертво­ вание.- Человеку от театра - (тонко и* убедительно исполненного В^ Фи­ лоновым) автором^ д а и о п р а в о выступать от лица современного человечества, чей разум дозрел до умения разглядеть --в*ч а с т ом общее, закономерное* Он не вме* шивается в события,- а только за­ остряет внимание действующих лиц на логике их поступков^ желая предостеречь, от ошибок. И толь* ко в критический, роковой мо­ мент он вручает Клеону: спаси­ тельное •оружие. Есть-сцена в спектакле, когда Тиссафёрн под благовидным «ги­ гиеническим» предлогом — что­ бы хлеб не ломать руками — пе­ редает Герострату нож, тут же-в : его руках превращающийся1 в* оружие. Какой пример обнажен­ ного-лицемерия! • В этот момент становится-очень неуютно в-зри­ тельском кресле. Оружие Геро­ страта словно занесено над то­ бой, и вот-вот обрушится подлый удар. Не с тем ли лицемерием респектабельные отцы и деды «благородных» семейств вклады­ вали в руки армий первоклассное оружие, делая - свой бесстыжий бизнес ценой человеческого го- р»? А1 ра зв е - Герострат, обещавший Тиссафёрну задушить всяческое проявление свободы и демокра­ тии, — не духовный родственник черным полковникам хунты? Или «сочинительские перлы» потомков = Герострата и идейных- наследни­ ков «Майн Кампф» не привели к Созданию газовых печей, выды- мивших миллионы человеческих жизней? Горланит пьяное - отребье на площади Эфеса цитатки и з 'Г еро ­ страта... Давно ли горланили мо- ' лодчики из мюнхенских пивных на площадях цитатки из военных мемуаров-реваншистов? — Связь времен! Еще совсем недавно - из гитле­ ровского застенка на весь мир прозвучал страстный призы#- к ? человечеству Юлиуса Фучика: «Люди! Я любил вас, будьте ■бдительны!»- Об этом пьеса Григория Гори­ на и спектакль театра Краснозна­ менного Северного флота. И еще о том, что пока существует импе­ риализм — судьба мира в опас­ ности! И дело каждого честного человека не оставаться сторонним наблюдателем, а нести личную ответственность в борьбе -за мир. Нет! Нельзя забывать Геростра­ та! Б. ЛЕВЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz