История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
П ЬЕСА ГРИГОРИЯ ГОРИНА о б ращена к далекому прошло му. НЪ на ее материале ав тор и театр решают ряд актуаль ных-проблем современности. ...Горе постигло жителей Эфе са: сожжен храм Артемиды* сво им великолепием снискавший славу седьмого - чуда света. Сто двадцать лет строили его масте ра, толпы людей стекались к 3 его подножию со всего-мира, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человечества! Но в роковую ночь 356-го года-до на шей эры храм,- построенный на тысячелетия, а простоявший всего сто лет, рухнул, объятый пламе нем. И тут, обращаясь к обезумев шей от горя толпе, взбежал на возвышенность житель Эфеса и громко прокричал: — Люди! Этот храм сжег я! Я хотел возвеличить себя и обес смертить!' Мое- имя — Гё-ро- стратТ И толпа, охваченная горем и гневом, молча двинулась на -Ге рострата, чтобы разорвать его *в клочья и предать его имя позору и проклятию. — Остановитесь, люди! — вскричал Клеон, главный судья Эфеса. — Образумьтесь и не за бывайте, что по закону убивший преступника до суда сам достоин смерти! Завтра преступник будет осужден законом и казнен! Остановите и вы, читатель, вашу- фантазию, следующую логике •со бытии. Возмездие не свершится ни завтра, ни послезавтра* Геро страт до суда и казни спрятан; за тюремными стенами, а событиям суждено-развиваться не~всегдав согласии с логикой,» разумом и совестью. Разные люди «от- ма леньких до больших» по- темнили иным причинам воспрепятствуют свеошению наказания.- Увлекательная и острая по-сво им драматургическим коллизиям пьеса Горина в исполнении арти стов драматического театра Кра снознаменного Северного флота волнует и радует, возмущает и заставляет смеяться. Спектакль оежиссерски построен очень чет ко по мысли, эмоционален, дей ствие его развивается с неослабе вающим напряжением, интересен своей драматургической много- плановостью,- острыми* сцениче скими характерами. Режиссер сгіектакля А. Литкенс и художник Н: Гарпинич заботятся- о>яркой выразительности, найден ряд ост рых мизансценических решений, своей образностью и публицистич ностью поднимающихся до симво лического звучания^ Все артисты — исполнители положительных и отрицательных ролей — едины в своем гражданском стремлении как можно ярче, темпераментнее и обличительнее высказаться по решаемой в пьесе проблеме. Им удалось найти много остроумных, иронических штрихов и красок, беспощадно- разоблачающих и осуждающих -тщеславие, глупость, ханжество, лицемерие,- подлость. Заслуженный артист* РСФСР С Аханов наделяет своего-Тисса- фернв обаятельными чертами, подчеркивает его безобидность; беспомощность, незлобдивость, старческую обремененность - госу дарственными заботами... Все это расчётливо -выстраивается в- роли, чтобы потом неожиданнее рас крыть истинные качества-— лице мерие, эгоизм, подлость,- ковар ство. Так С. Аханов оборачивает нам своего «обаяшку» Тйссаферна страшным злом. Холеная, упивающаяся- вла стью красавица Климентина — жена^ Тиссаф'ериа, удовлетво ряя прихоть своего тщеславия, переступает границы супружеской верности, не обременяя себя- уг рызениями совести. Даже в мо мент нравственного падения Кли- м е н т я м артистка Н. Бочарова на деляет ее невозмутимостью; Че рез чужую смерть к собственно му бессмертию---- вот" основная мысль, утверждаемая артисткой. Точно раскрывает Н. Бочарова чванливость, самовлюбленность, слепое тщеславие и одержимость своей героини. Артист И. Москалевский наде ляет ростовщика Крисиппа тупой алчностью.' Его внешне опрятный Крисипп — грязный, подленький деляга. Интересно и убедительно проводит артист сцену, в которой борется с ненавистью к Геростра ту в самом себе, на наших гла зах жадность одерживает в нем верх, и он торгует опасными записками Герострата, «работая под простачка», якобы не пони мая, что способствует злу. (Какая узнаваемость моральных издер жек бизнеса!). «Деньги не пах нут» — не тогда ли родился этот «могучий» афоризм — панацея от угрызений совести? Невежествен ность Крисиппа — камуфляж и- лицемерие -подлеца. ПРЕМ ЬЕРА В минувшую субботу театр ! Краснознаменного Северного I флота начал новый этап сезо на — вернувшись из гастроль ной поездки за пределами об ласти, творческий коллектив отправился в поездку по горо дам и поселкам Кольского по луострова. Труженики области, воины-североморцы позна комятся с лучшими работами театра, а артисты и режиссе ры почерпнут новый запас впечатлений от общения с людьми передового края Мур- мана. Интересное развитие характера предлагает заслуженный артист РСФСР А. Найчук. Когда Геро« страта водворяют в тюремную ка~ меру, мы видим, как трудно, его тюремщику сдержать ненависть^ чтобы самому не свершить само** суд. Но даже и этот винтик в-ма* шине закона теряет прочность своей резьбы при виде драхм. Ненавижу — но служу! Это внут реннее противоречие бурлит в Найчуке, но постепенно, в резуль тате общения-и все увеличиваю щихся размеров взяток, в нем притупляются чувства неприязни. Силе-можно либо противостоять, либо подчиняться. Слабый или подлый подчиняется,- эта транс формация характера- тюремщика у Найчука нетка и последователь на. Ас что же такое Герострат, и в чем его сила? Он, оказывается, не такой уж простой, этот Геро страт. Неплохо-зная людей, он во всю пользуется их слабостями' и пороками для достижения своих целей. За двадцать дней дарован ной жизни он не теряет времени зря: подкупы, сделки, сговоры, интриги.' Уже почти с веревкой на шее Герострат не отказывает се бе в земном удовольствии, по-ба- зарному оскорбительно выторго вывая тело Климентины как пла ту за будущую услугу, и заполу чает в сообщники самого Тисса- ферна — повелителя Эфеса. На гонорар от продажи рукописи спаивает тунеядствующий сброд, и тот горланит выдержки из его * писания. Он точно-рассчитал, что его зал иски, вызовут повышенный интерес своей нелегальностью-и одиозностью. В. Поляков находит множество модуляций и разнообразных-яр ких красок в сломах настроения своего «героя». Мозг Герострата в беспрерывной работе, в поисках выхода. На его аллегорической шахматной доске происходят ка чественные смещения: истинный король и королева (Тиссаферн и Климентина) уценены до • слонов, а пешка в жизни — тюремщик — выполняет функцию ладьи. Геро страт нагл и циничен, страшно предположить, сколько бед натво рил бы он, «богов не боясь-и с- людьми не считаясь...»* окажись на свободе. Противостоят отрицательным силам, приняв всю тяжесть ответ ственности в борьбе за справед ливость на свои плечи, главный судья Эфеса — Клеон (заслужен ный артист РСФСР С. Садиков) и человек от театра (артист В. Фи лонов). Клеон Садикова убежден в своей правоте. Он необычайно сосредоточен: ни секунды- вне мысли, вне поиска истины, дейст венный и красноречивый в -мол чании, страстный- ** сяянсновен и- ях, его Клеон драматичен и- бла городен. Столкнувшись»с непрео долимыми препятствиями,! испро бовав все законные-возможности, Клеон решается >на самопожертво вание.- Человеку от театра - (тонко и* убедительно исполненного В^ Фи лоновым) автором^ д а и о п р а в о выступать от лица современного человечества, чей разум дозрел до умения разглядеть --в*ч а с т ом общее, закономерное* Он не вме* шивается в события,- а только за остряет внимание действующих лиц на логике их поступков^ желая предостеречь, от ошибок. И толь* ко в критический, роковой мо мент он вручает Клеону: спаси тельное •оружие. Есть-сцена в спектакле, когда Тиссафёрн под благовидным «ги гиеническим» предлогом — что бы хлеб не ломать руками — пе редает Герострату нож, тут же-в : его руках превращающийся1 в* оружие. Какой пример обнажен ного-лицемерия! • В этот момент становится-очень неуютно в-зри тельском кресле. Оружие Геро страта словно занесено над то бой, и вот-вот обрушится подлый удар. Не с тем ли лицемерием респектабельные отцы и деды «благородных» семейств вклады вали в руки армий первоклассное оружие, делая - свой бесстыжий бизнес ценой человеческого го- р»? А1 ра зв е - Герострат, обещавший Тиссафёрну задушить всяческое проявление свободы и демокра тии, — не духовный родственник черным полковникам хунты? Или «сочинительские перлы» потомков = Герострата и идейных- наследни ков «Майн Кампф» не привели к Созданию газовых печей, выды- мивших миллионы человеческих жизней? Горланит пьяное - отребье на площади Эфеса цитатки и з 'Г еро страта... Давно ли горланили мо- ' лодчики из мюнхенских пивных на площадях цитатки из военных мемуаров-реваншистов? — Связь времен! Еще совсем недавно - из гитле ровского застенка на весь мир прозвучал страстный призы#- к ? человечеству Юлиуса Фучика: «Люди! Я любил вас, будьте ■бдительны!»- Об этом пьеса Григория Гори на и спектакль театра Краснозна менного Северного флота. И еще о том, что пока существует импе риализм — судьба мира в опас ности! И дело каждого честного человека не оставаться сторонним наблюдателем, а нести личную ответственность в борьбе -за мир. Нет! Нельзя забывать Геростра та! Б. ЛЕВЧЕНКО.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz