История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

• Т о в а р и щ о т о в а р и Г Л А В Н А Я Р О Л Ь Принято говорить: -Откры­ тие сезона — праздник».'. Да. торжественный, волнующий всех разом — и тех, кто за ­ мер и слушает дыхание зала за театральным занавесом, и тех, кто нарядный, подтяну­ тый, помолодевший стоит на авансцене, и тех, кто в зале. А теперь на секунду пред­ ставьте себе, каково это в са­ мый первый в твоей жизни театральный сезон... Ровно 45 лет тому назад именно так начался сезон в городе Днепропетровске для тогда еще совсем юного Са­ ши Рогачевского — ныне за­ служенного артиста РСФСР Александра Борисовича Ро­ гачевского. Есть люди, о профессии ко­ торых, не зная ее, долго и безуспешно гадаешь. Бывает такое и в артистической сре­ де. Смотришь на иного ак­ тера или актрису и дума­ ешь, что вот он или она мо- гуть быть, по внешнему ви­ ду, и административным ра­ ботником. и врачом, и педа­ гогом, и бухгалтером, — словом, кем хочешь. Когда видишь Александра Борисо­ вича, ни одной секунды не сомневаешься: перед тобой— актер. Причем актер в самом лучшем, возвышенном пони­ мании этого слова. Его отли­ чают стройность, подтяну­ тость. элегантность. И это не напускное, не сделанное, не показное — это тот самый «артистизм» внешности, ко­ торый присущ актерам ста­ рой театральной школы. Мы очень ценим его про­ фессиональное качество—не­ нависть к «пробалтыванию* текста, неистребимую любовь к слову на сцене, к речи, слышимой во всех уголках зрительного зала, уважитель­ ное отношение к зрителю. И еще одна особенность в ра­ боте — умение дотошно, скрупулезно заниматься са- <ч мыми, казалось бы, малыми «малостями»: каждой скла­ дочкой на костюме, каждым завитком парика, тщатель­ ным и продуманным отбо­ ром реквизита, умение почти с самого начала видеть все во внешнем облике играемо­ го персонажа. Все лучшие театральные образы, созданные Александ­ ром Борисовичем, объединя­ ет общая черта: их детская наивность и какая-то трога­ тельная незащищенность, ранимость, ішогда еле за ­ метная на фоне каскада юмористических подробно­ стей и все-таки присутствую­ щая в каждом из них. Рогачевский любит коме­ дийность, любит смех и уме­ ет его вызывать у зрителя, но это всегда смех сочувст­ вующий, смех доброты, а не обличения и зла. Мне довелось быть партне­ ром Александра Борисовича в ряде его очень интересных работ в сезоны 1952—1956 гг. В спектакле -Свадьба Кре- чинского», поставленном на­ шим театром по пьесе Сухо- во-Кобылина, это был по-дет­ ски увлекающийся каждой новой авантюрой Кречинско- го, удивительно смешной и до боли жалкий Расплюев. Я помню, как перед каждым спектаклем Александр Бори­ сович проверял, чтобы на тыльной части брюк Рас- плюева девочки-реквизиторы как можно ярче отпечатыва­ ли меловой след сапога, и помню, как это принималось зрителем при первом же по- язлешпі Расплюева на сцене. Помню его лихого, изо всех сил молодящегося капитана в «-Хитроумной влюбленной» Лопе де Вега, где они с Ека­ териной Ивановной Шапова­ ловой были неистощимы на комедийную выдумку и озор­ ство. Помню, как сложно бы­ ло мне, партнерше, сдержать свой смех на сцене от одного только вида подпрыгиваю­ щей походки капитана и его петушиного хохолка на лы ­ сой голове. Сейчас у меня тоже есть свои любимые образы, со­ зданные Рогачевским. Это Сорин в «Чайке» А. Чехова, Создатель в «Божественной комедии» И. Штока. С того момента, как в пер­ вый раз прочтут пьесу вслух и до последнего спектакля этой пьесы Александр Бори­ сович повседневно живет за ­ ботами и волнениями персо­ нажа, которого он себе ду­ ховно выбрал, которого он обязательно будет играть та­ ким, каким он ему, Рогачев- скому, «показался» и полю­ бился с самой первой мину­ ты. Есть в Александре Борисо­ виче одно человеческое каче­ ство, которое для меня наи­ более дорого в людях, — очень большое уважение к своему труду и острейший юмор по отношению к само­ му себе (всегда бывает страшно, когда человек все­ рьез говорит о своих «трудо­ вых достижениях» и теряет чувство юмора в оценке са­ мого себя). Знаю, как он любит хоро­ ших людей и как умеет не любить плохих. И еще я знаю, что он артистичен да­ же в своем «хобби»: ни спорт, ни рыбалка, ни охота, а редкая и умная книга и великолепная коллекция своеобразный филиал «Бах- рушинского музея» (музей театра в Москве). В коллек­ ции Александра Борисовича подлинные фотографии с ав­ тографами крупнейших ак­ теров зарубежного и русско­ го театров, деятелей литера­ туры и искусства конца XIX и начала XX века и коллек­ ция фарфора на театральные темы. Музей Рогачевского гостеприимно открыт для всех, кто любит театр и его историю. а сам Александр Борисовігч — это «ходячая энциклопедия». Никто, пожа­ луй, лучше его не знает воп­ росов, касающихся театра прошлого и немого кино в нашей стране. Знаю, как он приветлив с молодежью, как внимателен к ней, заботлив к друзьям Но самое главное, я знаю что в этот новый, 46-й сезон он ждет, как юноша, встречи с поекрасной, той самой луч­ шей, единственной, своей ро­ лью. которую всю жизнь ждет каждый актер. Со своей Главной ролью. Е . НЮ Х ТИНА . Аютистка М урм анско го областного д р ам а ти ч е с к о ­ го т е а т р а . * * « Н А СНИМ К Е : з а с л у ж е н ­ ный артис т Р С Ф С Р А л е к ­ с анд р Б о ри со вич Р о г а ч е в - скнй. Фото В. К ам ки н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz