История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Т Е Я Т Р Я Заметки зрителя К а дн я х н аш д р ам а тич е с кий т е а т р о т к ры л свой очередной , т р и д ц а т ь т р е ти й с езон . Готов ят ­ с я н о вы е сп е к т а к ли , ид у т на сц е ­ н е т е , что з а н я л и прочное м е с то в р еп ер т у ар е . П е р в а я н е д е л я нового с е зона — это обычно в р ем я под ведения итогов, а н а л и з а прод ел анно го , о п р ед ел ени е перспектив . С д е ­ л а т ь этб н е в о зм ож но б ез с е р ь е з ­ ного и зу ч ени я и обобщ ени я з р и ­ т е л ь с к и х оценок р або ты т е атр а . С о д ерж ани е р ец ен з ий т е а т ­ р а л ь н ы х п р ем ь е р п р еды дущ е го се зона , зр и т е л ь с ки х к о н ф е р е н ­ ций, особенно итоговой общ е го1 род ской конф ер ен ции , с о с то я в ­ ш ей с я по иници а ти в е т е а т р а 2 9 м а я этого года, о тветов з р и ­ т е л ей на в опросы т е а т р ал ьн ой а н к е ты п о з в о л я е т с д е л а т ь оп р е ­ д ел е н ны е вы воды о м е с те т е а т р а в д уховной ж и з н и города и об­ л а с ти , о его роли в воспитании ч е л о в е к а коммунис ти че ско го об ­ щ ества. С к аж ды м н о вым т е а т р а л ь ­ ным с е зон ом М урм ан с кий о б л а ­ с тной д р ам а ти ч е с кий т е а т р з а ­ в о е вы в а е т все больш ую з р и т е л ь ­ скую аудиторию , р а с т е т число его д р у з е й ср еди зр и т е л е й р а з ­ ны х в о зр а с т о в н проф е с сий . Ѳто о б ъ я с н я е т с я п р еж д е всего об ­ щ им в е р ны м н ап р а в л е н и ем рабо ­ ты т е а т р а , н а п р яж е н ны м Ланс­ ком с во е го л и ц а , к о т оры й х а ­ р а к т е р е н д л я его твор ч е с ки х у си ­ л и й последних л е т. О бщ еи звестно , что т ворч е с ко е лицо т е а т р а оп р е д е л я е т с я в п е р ­ вую оч еред ь н ап р ав л ени ем его р еп е р т у арн ой линии , а успех у з р и т е л я — со звучнос тью с д у ­ хом в р ем ени , ум ен и ем о твети ть н а духо вны е за п р о сы зр и т е л я . К р у г ин тер е со в современно го т е а т р ал ьн о го з р и т е л я и ск лю чи ­ т ельн о мно го гранен . Его в о л н у ­ ю т п робл емы с оци ал ьны е и м о ­ р а л ь ны е , гр аж д ан с ки е и полити ­ ч ески е и многие д ру ги е . Он пр едпочи т а ет вид е ть н а сцене, пр еж д е всего , пра вди вы е к а р ­ тины со вр ем енной ж и зн и , воспи ­ ты в ающ и е гр аж д ан с тв енно с т ь , п ар тийную с тр ас тно с т ь , вы со ­ кую ч елов ечно с т ь , принци пи ал ь ­ ность во в з гл я д ах , суж д ени ях , поведении . И д я н а в с т р ечу зап р о с ам з р и ­ т е л я , н аш д р ам а ти ч е с кий т е а т р и с т а р а е т с я у т в ер ди т ь с е б я от с п е к т а к л я к сп е к та к лю Как т е а т р современности . Б о л ьш ин с т в о с п е к т а к л е й п р е ­ ды дущ е го с е зо н а , т а к и х р а з ны х по сод ерж анию и с тилю , о т ли ч а ­ е т вы с о к а я с о ц и а л ь н а я и обще^ с т в ен н а я значимость. Именно это опред елило их успех у з р и ­ т еля . В первую оч ер ед ь необхо ­ димо о тм е ти т ь у сп еш н ую пос т а -, н о в к у т е а т р ом одной н з с амы х з н а ч и т е л ь ны х и сл ож н ейш и х со­ ц и альн о -фи ло соф с ки х пьес А . М. Горько го — « Н а дн е» . В о р г анич е ской п ер ек ли чк е с э тим сп е к т а к л ем н аходит­ с я д р у гой — «Т р ам в ай «Ж е л а ­ ни е» по п ь е с е современно го пр о ­ грессивного ам ери к ан с ко го д р а ­ м а т у р г а Т ене с си У и л ь ям с а , р а с ­ к ры в ающ ей т р а гедию ч ел о в е к а в б у рж у а зн ом о бщ е с тв е и с т р аш ­ ны е п о сл ед стви я поли тики его «р а с ч е л о в е чи в а н и я » . С п е к т а к л ем « Ч е л о в е к н гло ­ бус» по одноименной пье с е В. Л а в р е н т ь е в а т е а т р наломнн а- е т со в р ем енн ом у зри т елю о с а ­ мой с т р аш н ой опасности, н а ви с ­ ш ей н а д ч ело в еч е ством , — о п а с ­ н ос ти атомной войны , с т р ем я с ь вы з в а т ь у з р и т е л я чувство от­ ве тственнос ти з а судь бу п л ан е ­ ты . С п е к т а к л ям и с Московские к а ­ ни к у лы » по к ом едии А . К у з н е ­ цова, «С т а рш и й сы н » А . Вампи- л о в а , «С п р а в е д л и в о с т ь — мое р е ­ м е сло» А . Ж у х о ви ц к о го т е а т р вводит н ас в бо гатый д уховный м и р сове тской м олодеж и , р а с ­ к р ы в а е т с л ож ны й п роц е сс с т а ­ но в л ени я ч ело в еч е ск ой личности , в ед е т с е р ь е з ны й р а з г о в о р о Мни­ мы х и подлинны х ч елов еч е ских ценнос тях , о необходимости с о ­ в е рш ен с тв о в а т ь с е б я духовно и н р ав с тв енно , ч тобы с т а т ь н а з ем ­ л е Ч ело в еком . Вы соким гум ани с ти ч е ским и н р а в с т в ен ным п аф о сом п р о н и з а ­ ны и с п е к т а к л и т е а т р а д л я д ет ей — « З а й к а - З а з н а й к а » и «В а си ­ ли с а П р е к р а с н а я » , п о с т а вл енны е по с к а з к ам С. М и х ал к о в а н Е . Ч ерн я к . И т а к , соци ал ьн о -фи ло соф с к а я д р ам а , д р ам а т и ч е с к а я х р они к а общ е с тв енно - публици с тиче ско го п л ан а , ком еди я , с к а з й а о к а з а л и с ь одинаково под си л у р еж и с с у р е н а к т е р с к ом у к о л л е к т и в у т е а т р а . Р еж и с с у р у т е а т р а * о т ли ч а е т м но го о б р а зи е т в орч е с ки х и с к а ­ ний. ГлавйыЙ р еж и с с е р т е а т р а В. В. К и с е л е в , по с т ави вш ий с п е к ­ т а к л и « Ч е л о в е к и глобу с» , «Н а д н е» , т я г о т е е т к п ь е с ам вы сокой общ ественно -поли тической проб ­ л ем а ти ки . Молодой р еж и с с е р ди ­ плом ан т Л ени н гр ад с к о го госу­ д ар с тв енн о го ин с ти ту т а т е а т р а , м у зы ки и к и н ем а то гр аф ии Б . Са- пегин ин тер е сно р а б о т а е т в к о ­ м едийны х ж а н р а х («М о сков ски е к а н и к у лы » . «С т арш и й сы н » ). В. Я . К е л л е -П е л л е успешно с п р а в л я е т с я и со слож н ейш ей з а р у б еж н о й соци ал ьн ой д р ам ой («Т р ам в а й «Ж е л а н и е » ) , и с со ­ в р ем енной со в е тск ой п ь е сой («С п р а в е д л и в о с т ь — мое р ем е ­ с л о » ), н с о с к а з к о й ( « З а й к а -З а - з н а й к а » , «ВасйлН са П р е к р а с ­ н а я » ) , н с ком едией ( «И в а н В а ­ си л ь е ви ч » ). З ам е т ен р о с т постановочной и оф о рм и т ел ь с к ой к у л ь т у ры т е а т ­ р а , исп олни т ельско го а к т ёр с ко го м а с т е р с т в а . Н е л ь з я н е о тм етить и р я д а ин т ер е сн ейш их а к т е р с ки х рабо т с е зон а . Это С а р аф а н о в в исполнении н ародно го ар т и с т а Р С Ф С Р В. Д . Т ум ан о в а , Б л а нш Д е б у а — З а с л уж е н н а я а р т и с т к а Р С Ф С Р М. П. Ч у д зин а , п р оф е с ­ сор Б а р м и н н СТёнлн К о в а л ь ­ ский — з а с л уж ен ны й а р т и с т РС<РСР К. А . Б а з д е р о в , Л у к а — Е. Я . И оф ф е , А к т е р — Л . А . Ни- ценко , К а т я К р у г л о в а — Н. А . Ч е т в ери ко в а и дру ги е . Но и в э т ом с е зон е т е а т р не и з б еж а л т в орч е с ки х н е у д а ч и не­ доработок . И ойи в е с ьм а поучи ­ т ел ьны . Н е в зы с к а т е л ь н о с т ь к ид ейно -худож е с тв енным д осто ­ ин с тв ам к ом едии Ю. Э дли са «П р о е зд ом » ж е с т о к о о том стил а молодом у и способному р еж и с ­ с е р у Б . Гутнну, вы б р а вш ем у эт у ком едию д л я с в о ей дипломной рабо ты . Ни р еж и с с е р с к и е у хищ ­ р ени я , ни ин тер е сны е а к т е ры (В. Тум анов , Е . М ар к ел о в а , Д . К у рш нн а , В. С томенок) не обесп ечили сп е к т а к лю у сп ех а у зр и т е л я , ибо в н ем не т главного — глубоких и ин т ер е сны х Мыс­ л е й , ж и вы х и у б ед и т е л ьны х ч е ­ л о в еч е с ки х х а р а к т е р о в . Н е с т а л большой творче ской у д ач ей и дру гой с п е к т а к л ь с е з о ­ на — «В к у с ч ер еш ни » , по с т а в ­ л енны й способнейшим р еж и с с е ­ ром т е а т р а В. Я . К е л л е -П е л л е по ли ри ч е с кой к ом едии польской пи с а т ел ьни цы А гн еш ки Осецка. З р и т е лю не м о гл а не импониро ­ в а т ь н ео бы чн ая ф о р м а этого с п е к т а к л я , я р к а я , т ем п е р ам е н т ­ н а я и гр а д в у х д ебю тан то в — Е. И в ан ч у к и В . Гриш ко . И т ем не м ен е е с п е к т а к л ь не у д о в л е т в о ­ ри л з р и т е л я . У в л е кш и сь ори ги ­ нал ьн о с т ью ф о рм ы с п е к т а к л я , р еж и с с е р и а к т е р ы проч ли п ь е ­ су д о вольн о поверхностно , не в с к ры л и той ин тере сной и гл у бо ­ кой мы сли , во им я которой она напи с ан а . С п е к т а к л ь с т а л ' и н т е ­ р е сным в чнсто з р е л ищ н ом п л а ­ не, но м а л о что о с т ави л в д уш а х з ри т е л ей . А мо гло бы бы т ь и ин аче, ибо т е м а с п е к т а к л я — с ем ь я и любовь — а к т у а л ь н а вс е гда и глубоко в о л н у е т зрит е ­ л ей р а зн о г о в о зр а с т а. И то ги т е а т р а л ь н о г о с е зона 1 9 7 0— 71 года свид е тел ьс твую т о том , что М у рм ан с к ом у об ла с т ­ н ом у д р ам а т и ч е с к ом у т е а т р у по п л е ч у р еш ен и е б ольш их т в о р ч е ­ с ки х з а д а ч , е сли он н ап р ави т свои у с и л и я не т о л ь к о на с о в е р ­ ш ен с тво в ани е исполнительско го м а с т е р с т в а и м о д ерн и зацию сц е ­ нических ср ед с тв , а, п р еж д е всего, будет в зы с к а т е л ь н о ф о р ­ м и р о в а т ь свой р е п е р т у а р з а сч е т глубоких и общ е с тв енно зн а ч и ­ мы х с о в р ем енны х пьес, а т а кж е р у с ской и за р у б еж н ой кла с сики , ко т о р а я , к а к известно , в с е гда с о ­ в р ем енн а , е с л и ум ел о е е п р о ­ честь. 3 . ШАШКОВА. Старший преподаватель ка­ федры русской и зарубежной литературы Мурманского педагогического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz