История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
В ТЕАТР ПРИХОДЯТ по-разному: для одних — это мечта детства, для других — стремление, сфор мировавшееся в более зрелом возра сте. Огромное желание стать актером привело Александра Рогачевского в те атр еще шестнадцатилетним. С тех пор почти сорок пять лет отдано сцене, из них более двух десятилетий — мурман ской. Трудно молодому человеку иной раз разобраться в хитросплетении жиз ненных коллизий — Рогачевекий сумел найти свой путь, единственно верный и без сомнений им любимый. • * * Сыграно много ролей: это и Шабель- ский в «Иванове» Чехова, и Расплюев в •«Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобы- лина, и Сорин в «Чайке» Чехова, и мно- гие другие. Мы всегда узнаем на сцене А. Б. Рогачевского, он не перевоплоща ется в определенном смысле этого сло ва, мы узнаем его по манере говорить — полновесно, крупно, значимо, любя слова автора, — по жестам. Происходит более важное, чем перемена внешно сти, актер перевоплощается внутренне* Он живет мыслями и чувствами своих героев. В «Свадьбе Кречинского» А. Б. Рога- чевский — Расплюев. Он играл эту роль и в постановке Фомина, и в постановке Овечкина. Но насколько по-разному она сыграна: если в- постановке Фоми- на образ Расплюева показан с несколь- ко большим акцентом «на внешность», то в более поздней постановке Овечки на мы прежде всего видим морально искалеченного человека. Расплюев трус лив и жалок, и в то же время вызыва ет сочувствие. Расплюев плачет, гово рит, что у него семья, дети, и верится, что это правда, несмотря на то, что он враль бессовестный, ибо Рогачевскому удалось из-под маски расплюевского шутовства показать измученную душу человека, который по-своему прав. А . Б. Рогачевский — актер очень точ ного рисунка роли, он тщательно про думывает каждую деталь костюма, жест, интонацию. У него «все играет на образ». Вспомним суматошный ис пуг, с которым Расплюев прячет в кар ман перчатки, услышав, будіо жулики ходят в белых перчатках... В чеховской «Чайке» Александр Бо рисович сыграл Сорина — неудачника, сознающего в полной мере всю пусто ту прожитой жизни. Сорин все время говорит, что он несчастен, повторяет одни и те же мысли. Его ум омертвел за время, проведенное бесцельно, он не может сказать ничего нового. И » то же время Сорин чуток, о н . стремит* ся помочь Треплеву, но напрасно. Все, что он хочет сделать, заведомо обрече но на неудачу, и в этом его несчастье. Рогачевский не стремится к эффек там. Его герой прост и жизненен, Те- Два призвания а к т е р а ким и запоминается Сорин, сидящий е кресле-каталке, больной и в общем-тО никому не нужный старик. Огромное значение для работы акте ра имеет контакт с режиссером. Пол ное взаимопонимание Рогачевского н режиссера Василия Васильевича Кисе лева, несомненно, играет не послед нюю роль в актерских удачах Алек сандра Борисовича. Актер не стоит пе ред дилеммой — пойти ли своим путем в трактовке роли или же поддаться влиянию режиссера. Образ рождается В процессе совместных поисков. При всем том А . Б. Рогачевский Строго ин дивидуален, его игра интереейа н свое* Образна. Созданные им образы не за бываются, они остаются в памяти. Известно значение ансамбля в спек такле, но есть опасность играть по его законам, быть связанным им. А . Б. Ро гачевский настаивает на внимании к се бе, своей игрой он невольно заставляв ет партнера внимательнее присяуш^ еаться к нему, слушать реплики, но и сем он ищет поддержки у актеров. Таи, он ждал от Кречинского’ чуда, внима тельно слушал его, еще до конца не веря этому пройдохе. Но вот чудо со* вершилось: и деньги есть, и солитер не Месте, Расплюев боготворит Йречинскс- го, он жадно ловит каждое его слово. Актер стремится жить но сцене реаль ной, настоящей жизнью. Увлечение театральностью привело бы к надуман ности образов, а ведь каждый образ создается под влиянием каких-то ассо циаций, наблюдений. Теперь не встре тишь в жизни ни Расплюева, ни Сорина. Эти люди канули в вечность, но тем I труднее и задача актера: создать ти паж, который бы тревожил, а не был проекцией с лубка. Процесс создания образа бесконечно сложен, пожалуй, нельзя вывести какие-то общие каноны, но есть все-таки одно — стремление жить своим героем, его мыслями и чувствами. Герои А. Б. Рогачевского не марио нетки, Александр Борисович не пре вращает комедийные ситуации в буф фонаду. На первом плане у него сущ ность образа. Почему смешон Расплю ев? Да, потому, что он жулик, свято ве рящий в свою несчастливую звезду, все время попадающийся на своих продел ках, и тем не менее не бросающий своего ремесла. Но есть у Расплюева жизнь и вне сцены, дома, с семьей. Мысленно представишь всю его жизнь, до мелочей — становится виден чело век, а не манекен. А. Б. Рогачевский остается верен сво ему долгу: долгу актера и человека, t o сцены он борется силой правды ис кусства за воспитание гармонического Человека будущего. ♦ * * Те, кто встречался и встречается с Александром Борисовичем — не как зрители, а как товарищи, сотрудники, коллеги — надолго запоминают его доброту, заботливость о театральной молодежи. Наверное, быть привлека тельным, интересным и в этом плане — второе призвание Рогачевского, талант ливого широтой души. И в его доме есть о чем поговорить, есть чем обогатить свои знания. Это и коллекции портретов актеров, фарфо ровых статуэток, изображающих кори феев сценического мастерства, и не большая картинная «галерея» русского искусства. О ценности его коллекции можно судить по такому примеру. Од нажды к нему обратились из Ленин градского театрального музея: нужны были снимки замечательной актрисы Сары Бернар. В музее некоторых не было. А. Б. Рогачевский помог. Многие . из картин, хранящихся в его собрании, принадлежат кисти выдающихся масте ров русской живописи. Тут и Поленов, и Маковский, и Дубовской. Может быть, в этой широте его ин тересов объяснение и первого, и вто рого призвания А . Б. Рогачевского. » . я о р т н я г н а 9Ь Мурманск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz