История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Поемьера пьесы К. Симонова в Мурманском драматическом театре 99 РУССКИЕ ЛЮДИ“ Актеры рассказывают о своих героях , о том, к а к они создавали образы і КОЯлЩИ Р САФОНОВ „Стрй, Сафонов, и на шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими , а стой!' (САФОНОВ. „Русские люди") Так бывает очень часто — работаешь много и горячо, вкла дываешь в работу все свои силы, знания и умение, а потом, ког да дело завершено, ис. пытываешь чувство какой-то неудовлетво ренности. И сам себе говоришь — а ведь я ) 'Т бы сделать зна чительно лучше. Ра ботая над ролью Са фонова, я все время контролировал себя вопросом — все ли я делаю для того, чтобы «ой герой приобрел большую убедитель ную силу, чтобы дела его и поступки поко ряли людей своей большой правдиво стью? И вот настал день премьеры. Я вынес свою творческую рабо ту на суд зрителя. Теперь, когда оста лись позади все вол нения, естественные в то п*я, мне особен но . *иятно сознавать, что может быть впер вые я не ощущал чувство неудовлетво ренности. И не пото му, конечно, чго Счи- т ч> проделанную ра боту законченной, со вершенной. Нет, мно гое еще придется от шлифовывать, доделы вать, многое еще при дется отрабатывать в процессе спектаклей. Я чувствую удовлет ворение потому, что работа над образом Сафонова доставила мне настоящую твор ческую радость, она потребовала от меня •большого напряжения, но за это напряжение я сторицей вознаграж ден. Получив роль, я сра зу же поставил перед собой вопрос — с чего начинать, как тракто вать авторский замы сел? Передо мной за мечательный текст — своеобразный, реали стический, порой ды шащий какой-то дет. ской непосредствен ностью, передо мною хорошая режиссер ская экспозиция обра за. Как наполнить красками эти матери алы? Искать ответа долго не пришлось. В условиях нашей фрон товой области Сафо новы окружали меня со всех сторон — со ветские воины всех видов оружия, про стые, бесхитростные, скромные, как Сафо нов, страстно любящие жизнь, как и Сафонов, готовые отдать кровь свою, жизнь свою за родину. Понимание этого помогло мне в создании образа боль шого волевого совет ского человека. В. ИЛЬКЕВИЧ. Артист Мурманского драматического те атра. * * ОРУЖИЕ СЛАБЫ „Последний раз в жизни хо чу сказать: Слава русскому оружию! Вы слышите: Слава русскому оружию /“ (ВАСИН. „Русские люди") Большое творческое вдохновение испыты вал я, приступая к ра боте над ролью Ваен г а в пиесе К. Симо нова «Русские люди». Образ Васина соткан автором из прекрас ных качеств, прису- г н х русскому чело веку. Это простой, ис кренний, честный и мужественный пред ставитель русского на рода, с которым он связан большой любо вью к своей родной земле. И для защиты этой земли Васин не жалеет жизни, муже ственно выполняя воз ложенное на него бое вое задание. Всеми своими действиями и поступками он утвер ждает вечную славу русского оружия, ко торое в руках русско го человека всегда бы- ло страшным для вра гов родины. Представитель ста рого кадрового офи церства, Васин о т л и - ился в боях первой империалистической войны, потом служил в частях Красной Ар мии в гражданскую войну, а когда над от- .дзной нависла новая опасность, его не удер жал 63-летний возраст от решения вновь вступить в ряды за щитников земли рус ской. Он пошел в бой на врага, посягнувше го на самое дорогое для этого человека, и жкзнь свою он отдал за общее дело, твердо убежденный в право те его- и в том, что другим потом будет легче итти вперед. Пьеса «Русские лю ди» не могла не ув лечь работников теат ра. Она дает прекрас ное художественное изображение того, чем все мы сейчас живем. Образы пьесы для нас родные, близкие. Ма териал для творческой работы так велик, что, если нам удалось сде лать хотя бы части цу того величествен ного и глубокого, что есть в героике наших дней, то и тогда это должно зажигать зри теля и вновь утверж дать вечную славу русского оружия. А. ДОДОНКИН. Артист Мурманского драматического «н «Русские люди» К. Окшкшя». fr* «артяна - смерть Васина. Зарисовка С. Осауленко. Заметки о спектакле Константин Симонов иаиисал прекрасное драматургическое произведение. Мурманский театр, включивший пьесу «Русские лю ди» в свой репертуар и осущест вивший ее постановку, сделал большое благое дело. Актеры в этом спектакле сделали все от них зависящее, чтобы донести «Русские люди», вне всякого сом нения, надолго останутся в ре пертуаре театра. Речь идет о этот вопрос. Но, если бы зритель том, что артисты, правильно по няв свои задачи, умело их раз. решили, создав образы людей волнующие и надолго запомина ющиеся. Артисту Илькевичу в этом от ношении предстояло решить од ну из самых сложных задач. Роль командира Сафонова таит ,командир поручает Васину взять в себе большие трудности. Са фонов мало говорит, он скуп на слова, но зато решителен в дей ствиях. Сафонов смел до безу мия, но в пьесе это раскрывает ся только одним фактом —решимо стью до конца держаться в кольце вражеской осады. И это не от того, что оГраз не дописан, а от опасения перенасытить образ. Лаконизм автора в данном слу чае обогащает образ. Илькевич, поняв это, всей своей игрой стре мится сделать так, чтобы геро изм командира шел не от слов, а от действий, стремится не к рассказу, а к показу. В отдель ных сценах актеру это не удает ся, он сбивается на неверный, несколько выспренный тон, и поэтому выпадающий из стиля спектакля. Так звучит сцена прощания с Глобой. Не ‘ всегда удается Илькевичу донести до зрителя теплоту образа, его боль. выполнение. Мы видели двух Анощенко в Мурманском театре — артисток Плотникову и Палажченко. Плот никова дает образ девушки, уже вкусившей сладость ж горечь Внешне он груб, порой циничен, «Не люблю я его», — говорит Валя. Но все это нарочитое, ис кусственное, несвойственное ему. И актер должен заставить зри. теля поверить, что грубость — это оболочка, что за ней — уди вительная нежность, большая сердечность, трогательная тоска до зрителя и глубину авторского по дружбе, уже обретенной и замысла и яркость созданных, крепнущей. И Крутиков — ис- им образов. Большинство а к т е -1полнитель роли Глобы — спра- ров справилось с этой задач ей .‘вился с этой задачей. Речь идет не о том, конечно, что J На спектакле иногда становит- творческий коллектив во всей ся досадно, что знание пьесы полноте осмыслил и отобразил і лишает возможности заранее многообразие явлений, выведен-1 предугадывать ход событий. Та- ных драматургом. Многое, очень j кое чувство досады возникает многое придется еще дорабаты - 1 при первом знакомстве с Васи- вать и доделывать. И к этому ным. Хочется задать вопрос — есть все возможности, так как не подведет ли он, не выдаст ли, ведь это же старый кадровый офицер? Знание текста снимает и не был знаком с пьесой Симо нова до просмотра спектакля, спектакль все равно убедил бы его в том, что Васин — подлин но русский человек. Он верит ему, когда Козловский предла гает начальнику штаба стать предателем, он верит ему, когда на себя самую сложную часть боевой операции. И в том, что зритель верит Васину, большая заслуга артиста Додонкина, соз давшего яркий убедительный образ. Журналиста Панина играет ар тист Филиппов. Он показывает своего героя в действии, в ди намике. Начальник особого отде. \ а и в пьесе и в спектакле вы ступает сильным волевым чело веком, любящим родину и все, что связано с ней, любящим жизнь и все, что скрывается за этим большим понятием. Трогательный сильный образ создала артистка Карпова. Смот ришь на Марфу Петровну и ве ришь — да, именно такая мать могла родить и воспитать Сафо нова, наделить его такой любо вью и ненавистью, таким боль, шим сердцем и светлым умом. Артисты Киссельгоф, Белоусов, шую правду. Значит предстоит і ЗЕ.абров и Зотов исполняют так еще большая работа. Актер сам j называемые неблагодарные роли сознает это. А понимание своей I _ врагов. Они вызывают естест- задачи наполовину облегчает ее аенные чувства омерзения, не нависти, гадливости, стремление уничтожать их до конца, до пог. леднего. Артисты сумели вы звать эти чувства, закалить их. и в этом они должны найти удо влетворение за свою «неблаго боевой жизни, имеющей пусть j дарную» работу, небольшой, но все же опыт борь- ) Хороший спектакль’. Такую бы. У Палажченко больше не- j оценку творческому труду Мур- посредственности, если можно майского театра дали все зрите- так выразиться, больше нутра, 1ли, просмотревшие премьеру, но местами ока переходит на Вместе с актерами они тепло совершенно ненужный трагизм, приветствовали постановщика, мешающий ей я зрителю. Плот- художественного руководителя те- никова же играет более мягко и атра тов. Петрова.Бытова, обога- ровно. I імвшего спектакль хорошей вол. Большие трудности стоили пе- нующей простотой и правдиво- М И Даа {ЮЛИ Гл обИ . СТЫЬ, ѵ Хна jJtil Б. МОИЖЕС. БОЛЬШОЙ СЕРДЦК „Как прика зано, чтобы вы р у ч а л и , ска зал, но что, если | против п ла н а это идет, то мы выручки не просим , ска за л . Му, и что все-таки жить нам хочется , это тоже с ка за л (ГЛОБА. „Русские люди"). 1= Великая отечествен ная война советского народа с немецко-фа- шистскими мерзавца ми рождает незабыва емые образы народ ных героев, борющих ся не на жизнь, а на смерть за свою сво боду, за свою родину. Таким создал замеча тельный поэт-драма тург К. Симонов об раз фельдшера Глобы в своей пьесе «Рус ские люди». Глоба — простой русский человек, у ко торого за грубой внеш ностью, за нарочи. той циничностью скрыто большое и не жное сердце, большая душа истинно предан ного сына родины. Он с присущим русским людям спокойствием и уверенностью выпол няет труднейшие раз ведывательные пору чения. Когда надо, он также спокойно смот рит смерти прямо в глаза, потому что он не боится смерти, по тому что любовь его к жизни бессмертна. «А помирать буду, пе сни петь можно?» — спрашивает Глоба Са фонова. И, умирая, он поет. — Глядите, как рус ские люди на смерть идут, — говорит про Глобу Сафонов, когда тот уходит на выпол нение опасного зада ния. Работа над этой ро лью мне, молодому ак теру, доставила боль шую радость. Насколь ко я сумел донести характер, черты про стого русского героя- человека — пусть су дит зритель. Я стре мился к искренней, правдивой передаче человеческих чувств и мыслей. Впереди еще пред стоит многое сделать. И я буду стремиться к тому, чтобы между мною, Глобой, и зри телем с каждым но вым спектаклем все теснее завязывался узел одних мыслей, одних чувств и одних желаний, чтобы зри тель, просмотрев спек такль, проникся еще большим стремлением добиться быстрейшей победы над злейшим врагом нашего наро да, нашей родины — фашизмом. М. КРУТИКОВ. Артист Мурманско го драматического театра. ДОЧЬ РОДЙНЫ МОРОЗОВ: — А ты что ж, водитель, не плачешь? ВАЛЯ: — Не могу. Я уже все видала, Сергей Иванович, что и не думала никогда видеть — видала. Не могу плакать. Слезы все. („Русские люди"). Простая русская де вушка, с мыслями светлыми, как родни ковая вода, с сердцем, пламенно любящим свою родину и стра стно ненавидящим врагов, — такова Ва ля Анощенко. Она од на из тех, кто сейчас, в грозные для отече ства дни, отдает все свои силы великому делу борьбы во имя достижения победы над черными силами, угрожающими всему радостному и прогрес сивному. Валя — не выдумка автора. Хороших рус ских девушек, подоб ных ей, у нас очень много, их тысячи, их можно встретить на всех фронтах отечест венной войны — и в частях Действующей армии, и в партизан ских отрядах, и в ар мейских полевых гос питалях. Таких деву шек очень много. Вспомните хотя бы незабываемую Зою Космодемьянскую, вспомните героиню Лизу Чайкину, вспом ните отважных защит ниц Севастополя — каждая из этих слав ных дочерей родины дала материал драма тургу для создания образа Вали. За время отечест венной войны вот уже второй раз сталкива юсь я с этим автором. В прошлом году я иг рала в пьесе К. Си монова «Парень из нашего города», а те перь в «Русских лю дях» и каждый раз я испытывала большое творческое удовлетво рение. Написанные ав тором образы настоль, ко правдивы, жизнен ны и по-настоящему теплы, что не полюбить их невозможно. Театр в наше грозное время должен и обязан не сти в массы именно такие пьесы, где нет никакого зализывания и: слюнтяйства, а есть сама жизнь. Я счастлива, что своим искусством мо гу отобразить одну из тех замечательных советских героинь, ко. торые всецело отдают себя служению своей любимой и дорогой родины. О. ПЛОТНИКОВА. Артистка Мурман ского драматически- ге таат»а, , і . /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz