История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Поемьера пьесы К. Симонова в Мурманском драматическом театре 99 РУССКИЕ ЛЮДИ“ Актеры рассказывают о своих героях , о том, к а к они создавали образы і КОЯлЩИ Р САФОНОВ „Стрй, Сафонов, и на шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими , а стой!' (САФОНОВ. „Русские люди") Так бывает очень часто — работаешь много и горячо, вкла­ дываешь в работу все свои силы, знания и умение, а потом, ког­ да дело завершено, ис. пытываешь чувство какой-то неудовлетво­ ренности. И сам себе говоришь — а ведь я ) 'Т бы сделать зна­ чительно лучше. Ра­ ботая над ролью Са­ фонова, я все время контролировал себя вопросом — все ли я делаю для того, чтобы «ой герой приобрел большую убедитель­ ную силу, чтобы дела его и поступки поко­ ряли людей своей большой правдиво­ стью? И вот настал день премьеры. Я вынес свою творческую рабо­ ту на суд зрителя. Теперь, когда оста­ лись позади все вол­ нения, естественные в то п*я, мне особен­ но . *иятно сознавать, что может быть впер­ вые я не ощущал чувство неудовлетво­ ренности. И не пото­ му, конечно, чго Счи- т ч> проделанную ра­ боту законченной, со­ вершенной. Нет, мно­ гое еще придется от­ шлифовывать, доделы­ вать, многое еще при­ дется отрабатывать в процессе спектаклей. Я чувствую удовлет­ ворение потому, что работа над образом Сафонова доставила мне настоящую твор­ ческую радость, она потребовала от меня •большого напряжения, но за это напряжение я сторицей вознаграж­ ден. Получив роль, я сра­ зу же поставил перед собой вопрос — с чего начинать, как тракто­ вать авторский замы­ сел? Передо мной за­ мечательный текст — своеобразный, реали­ стический, порой ды­ шащий какой-то дет. ской непосредствен­ ностью, передо мною хорошая режиссер­ ская экспозиция обра­ за. Как наполнить красками эти матери­ алы? Искать ответа долго не пришлось. В условиях нашей фрон­ товой области Сафо­ новы окружали меня со всех сторон — со­ ветские воины всех видов оружия, про­ стые, бесхитростные, скромные, как Сафо­ нов, страстно любящие жизнь, как и Сафонов, готовые отдать кровь свою, жизнь свою за родину. Понимание этого помогло мне в создании образа боль­ шого волевого совет­ ского человека. В. ИЛЬКЕВИЧ. Артист Мурманского драматического те­ атра. * * ОРУЖИЕ СЛАБЫ „Последний раз в жизни хо ­ чу сказать: Слава русскому оружию! Вы слышите: Слава русскому оружию /“ (ВАСИН. „Русские люди") Большое творческое вдохновение испыты­ вал я, приступая к ра­ боте над ролью Ваен­ г а в пиесе К. Симо­ нова «Русские люди». Образ Васина соткан автором из прекрас­ ных качеств, прису- г н х русскому чело­ веку. Это простой, ис­ кренний, честный и мужественный пред­ ставитель русского на­ рода, с которым он связан большой любо­ вью к своей родной земле. И для защиты этой земли Васин не жалеет жизни, муже­ ственно выполняя воз­ ложенное на него бое­ вое задание. Всеми своими действиями и поступками он утвер­ ждает вечную славу русского оружия, ко­ торое в руках русско­ го человека всегда бы- ло страшным для вра­ гов родины. Представитель ста­ рого кадрового офи­ церства, Васин о т л и - ился в боях первой империалистической войны, потом служил в частях Красной Ар­ мии в гражданскую войну, а когда над от- .дзной нависла новая опасность, его не удер­ жал 63-летний возраст от решения вновь вступить в ряды за­ щитников земли рус­ ской. Он пошел в бой на врага, посягнувше­ го на самое дорогое для этого человека, и жкзнь свою он отдал за общее дело, твердо убежденный в право­ те его- и в том, что другим потом будет легче итти вперед. Пьеса «Русские лю­ ди» не могла не ув­ лечь работников теат­ ра. Она дает прекрас­ ное художественное изображение того, чем все мы сейчас живем. Образы пьесы для нас родные, близкие. Ма­ териал для творческой работы так велик, что, если нам удалось сде­ лать хотя бы части­ цу того величествен­ ного и глубокого, что есть в героике наших дней, то и тогда это должно зажигать зри­ теля и вновь утверж­ дать вечную славу русского оружия. А. ДОДОНКИН. Артист Мурманского драматического «н «Русские люди» К. Окшкшя». fr* «артяна - смерть Васина. Зарисовка С. Осауленко. Заметки о спектакле Константин Симонов иаиисал прекрасное драматургическое произведение. Мурманский театр, включивший пьесу «Русские лю­ ди» в свой репертуар и осущест­ вивший ее постановку, сделал большое благое дело. Актеры в этом спектакле сделали все от них зависящее, чтобы донести «Русские люди», вне всякого сом­ нения, надолго останутся в ре­ пертуаре театра. Речь идет о этот вопрос. Но, если бы зритель том, что артисты, правильно по­ няв свои задачи, умело их раз. решили, создав образы людей волнующие и надолго запомина­ ющиеся. Артисту Илькевичу в этом от­ ношении предстояло решить од­ ну из самых сложных задач. Роль командира Сафонова таит ,командир поручает Васину взять в себе большие трудности. Са­ фонов мало говорит, он скуп на слова, но зато решителен в дей­ ствиях. Сафонов смел до безу­ мия, но в пьесе это раскрывает­ ся только одним фактом —решимо­ стью до конца держаться в кольце вражеской осады. И это не от­ того, что оГраз не дописан, а от опасения перенасытить образ. Лаконизм автора в данном слу­ чае обогащает образ. Илькевич, поняв это, всей своей игрой стре­ мится сделать так, чтобы геро­ изм командира шел не от слов, а от действий, стремится не к рассказу, а к показу. В отдель­ ных сценах актеру это не удает­ ся, он сбивается на неверный, несколько выспренный тон, и поэтому выпадающий из стиля спектакля. Так звучит сцена прощания с Глобой. Не ‘ всегда удается Илькевичу донести до зрителя теплоту образа, его боль. выполнение. Мы видели двух Анощенко в Мурманском театре — артисток Плотникову и Палажченко. Плот­ никова дает образ девушки, уже вкусившей сладость ж горечь Внешне он груб, порой циничен, «Не люблю я его», — говорит Валя. Но все это нарочитое, ис­ кусственное, несвойственное ему. И актер должен заставить зри. теля поверить, что грубость — это оболочка, что за ней — уди­ вительная нежность, большая сердечность, трогательная тоска до зрителя и глубину авторского по дружбе, уже обретенной и замысла и яркость созданных, крепнущей. И Крутиков — ис- им образов. Большинство а к т е -1полнитель роли Глобы — спра- ров справилось с этой задач ей .‘вился с этой задачей. Речь идет не о том, конечно, что J На спектакле иногда становит- творческий коллектив во всей ся досадно, что знание пьесы полноте осмыслил и отобразил і лишает возможности заранее многообразие явлений, выведен-1 предугадывать ход событий. Та- ных драматургом. Многое, очень j кое чувство досады возникает многое придется еще дорабаты - 1 при первом знакомстве с Васи- вать и доделывать. И к этому ным. Хочется задать вопрос — есть все возможности, так как не подведет ли он, не выдаст ли, ведь это же старый кадровый офицер? Знание текста снимает и не был знаком с пьесой Симо­ нова до просмотра спектакля, спектакль все равно убедил бы его в том, что Васин — подлин­ но русский человек. Он верит ему, когда Козловский предла­ гает начальнику штаба стать предателем, он верит ему, когда на себя самую сложную часть боевой операции. И в том, что зритель верит Васину, большая заслуга артиста Додонкина, соз­ давшего яркий убедительный образ. Журналиста Панина играет ар­ тист Филиппов. Он показывает своего героя в действии, в ди­ намике. Начальник особого отде. \ а и в пьесе и в спектакле вы­ ступает сильным волевым чело­ веком, любящим родину и все, что связано с ней, любящим жизнь и все, что скрывается за этим большим понятием. Трогательный сильный образ создала артистка Карпова. Смот­ ришь на Марфу Петровну и ве­ ришь — да, именно такая мать могла родить и воспитать Сафо­ нова, наделить его такой любо­ вью и ненавистью, таким боль, шим сердцем и светлым умом. Артисты Киссельгоф, Белоусов, шую правду. Значит предстоит і ЗЕ.абров и Зотов исполняют так еще большая работа. Актер сам j называемые неблагодарные роли сознает это. А понимание своей I _ врагов. Они вызывают естест- задачи наполовину облегчает ее аенные чувства омерзения, не­ нависти, гадливости, стремление уничтожать их до конца, до пог. леднего. Артисты сумели вы­ звать эти чувства, закалить их. и в этом они должны найти удо­ влетворение за свою «неблаго­ боевой жизни, имеющей пусть j дарную» работу, небольшой, но все же опыт борь- ) Хороший спектакль’. Такую бы. У Палажченко больше не- j оценку творческому труду Мур- посредственности, если можно майского театра дали все зрите- так выразиться, больше нутра, 1ли, просмотревшие премьеру, но местами ока переходит на Вместе с актерами они тепло совершенно ненужный трагизм, приветствовали постановщика, мешающий ей я зрителю. Плот- художественного руководителя те- никова же играет более мягко и атра тов. Петрова.Бытова, обога- ровно. I імвшего спектакль хорошей вол. Большие трудности стоили пе- нующей простотой и правдиво- М И Даа {ЮЛИ Гл обИ . СТЫЬ, ѵ Хна jJtil Б. МОИЖЕС. БОЛЬШОЙ СЕРДЦК „Как прика зано, чтобы вы р у ч а л и , ска зал, но что, если | против п ла н а это идет, то мы выручки не просим , ска за л . Му, и что все-таки жить нам хочется , это тоже с ка за л (ГЛОБА. „Русские люди"). 1= Великая отечествен­ ная война советского народа с немецко-фа- шистскими мерзавца­ ми рождает незабыва­ емые образы народ­ ных героев, борющих­ ся не на жизнь, а на смерть за свою сво­ боду, за свою родину. Таким создал замеча­ тельный поэт-драма­ тург К. Симонов об­ раз фельдшера Глобы в своей пьесе «Рус­ ские люди». Глоба — простой русский человек, у ко­ торого за грубой внеш­ ностью, за нарочи. той циничностью скрыто большое и не­ жное сердце, большая душа истинно предан­ ного сына родины. Он с присущим русским людям спокойствием и уверенностью выпол­ няет труднейшие раз­ ведывательные пору­ чения. Когда надо, он также спокойно смот­ рит смерти прямо в глаза, потому что он не боится смерти, по­ тому что любовь его к жизни бессмертна. «А помирать буду, пе­ сни петь можно?» — спрашивает Глоба Са­ фонова. И, умирая, он поет. — Глядите, как рус­ ские люди на смерть идут, — говорит про Глобу Сафонов, когда тот уходит на выпол­ нение опасного зада­ ния. Работа над этой ро­ лью мне, молодому ак­ теру, доставила боль­ шую радость. Насколь­ ко я сумел донести характер, черты про­ стого русского героя- человека — пусть су­ дит зритель. Я стре­ мился к искренней, правдивой передаче человеческих чувств и мыслей. Впереди еще пред­ стоит многое сделать. И я буду стремиться к тому, чтобы между мною, Глобой, и зри­ телем с каждым но­ вым спектаклем все теснее завязывался узел одних мыслей, одних чувств и одних желаний, чтобы зри­ тель, просмотрев спек­ такль, проникся еще большим стремлением добиться быстрейшей победы над злейшим врагом нашего наро­ да, нашей родины — фашизмом. М. КРУТИКОВ. Артист Мурманско­ го драматического театра. ДОЧЬ РОДЙНЫ МОРОЗОВ: — А ты что ж, водитель, не плачешь? ВАЛЯ: — Не могу. Я уже все видала, Сергей Иванович, что и не думала никогда видеть — видала. Не могу плакать. Слезы все. („Русские люди"). Простая русская де­ вушка, с мыслями светлыми, как родни­ ковая вода, с сердцем, пламенно любящим свою родину и стра­ стно ненавидящим врагов, — такова Ва­ ля Анощенко. Она од­ на из тех, кто сейчас, в грозные для отече­ ства дни, отдает все свои силы великому делу борьбы во имя достижения победы над черными силами, угрожающими всему радостному и прогрес­ сивному. Валя — не выдумка автора. Хороших рус­ ских девушек, подоб­ ных ей, у нас очень много, их тысячи, их можно встретить на всех фронтах отечест­ венной войны — и в частях Действующей армии, и в партизан­ ских отрядах, и в ар­ мейских полевых гос­ питалях. Таких деву­ шек очень много. Вспомните хотя бы незабываемую Зою Космодемьянскую, вспомните героиню Лизу Чайкину, вспом­ ните отважных защит­ ниц Севастополя — каждая из этих слав­ ных дочерей родины дала материал драма­ тургу для создания образа Вали. За время отечест­ венной войны вот уже второй раз сталкива­ юсь я с этим автором. В прошлом году я иг­ рала в пьесе К. Си­ монова «Парень из нашего города», а те­ перь в «Русских лю­ дях» и каждый раз я испытывала большое творческое удовлетво­ рение. Написанные ав­ тором образы настоль, ко правдивы, жизнен­ ны и по-настоящему теплы, что не полюбить их невозможно. Театр в наше грозное время должен и обязан не­ сти в массы именно такие пьесы, где нет никакого зализывания и: слюнтяйства, а есть сама жизнь. Я счастлива, что своим искусством мо­ гу отобразить одну из тех замечательных советских героинь, ко. торые всецело отдают себя служению своей любимой и дорогой родины. О. ПЛОТНИКОВА. Артистка Мурман­ ского драматически- ге таат»а, , і . /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz