История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Творческий Вахтанг Туманов — портрет ______ артист театра и кино Давно хотелось (и давно сле довало бы) написать о Вахтан ге Давыдовиче Туманове, ак т ер е нашего Мурманского об ластного драматического те атра. Человек интереснейший, он хорошо знаком мурманско му зрителю. Не р а з приходи лось слышать, как люди, рас крыв программу спектакля, от мечали веско, с удовлетворе нием: — Туманов играет... Все было для того, чтобы написать о Туманове: и жела ние, и горы всевозможного м а териала. А статья не получа лась. Почему? Ответ оказался простым. Обилие материала увлекало: ничто не хотелось оставить в тени, «не отражен ным». Судите сами. Учеба в ГИТИСе (Государственный ин ститут театральных искусств) у выдающихся мастеров русско го советского театра народных артистов СССР М. Тарханова, Н. Плотникова, В. Станицьжа. На параллельном режиссер ском курсе в это время учит ся друг детства Вахтанга Тума нова Георгий Товстоногов, ны не выдающийся советский ре жиссер, дружбу с которым он сохраняет до сих пор. Учебу прерывает армия. Война. 1944 год — снова ин ститут. Принят сразу же на по следний курс. 1945 год — при глашение в труппу всемирно известного МХАТа. Восемь лет активной творческой работы с выдающимися мастерами со ветского театра... На бумагу просятся названия спектаклей и ролей. Но хочется поскорее перейти от хронологии и ф ак тов (пускай по содержанию и ярких, но по ф о рм е все-таки сухих) к живому рассказу. Заседал как-то художествен ный совет театра. На повестке дня — один вопрос: обсужде ние дипломного спектакля «Свадьба Кречинского». Пре восходные степени в оценке новой работы с каждым вы ступлением возрастали в гео метрической прогрессии. «Ви новник торжества» (а «виновни ком» этим был я) пребывал в состоянии человека, совершив шего небольшое чудо, и са мым искренним образом уже подходил к той черте, после которой кончаются истинные и разумные представления о се б е самом . Не хотелось думать о тех недоработках и недостат ках спектакля, которые только что были вполне очевидными м мучили до потери сна и ап петита... Да, плохо все это могло кон читься. Сейчас-то я понимаю, что все делалось из самых лучших и добрых побуждений: поддержать начинающего ре жиссера, вдохнуть в него уве ренность и т. д. Но чувство ме ры было все-таки утрачено. И, повторяю, все могло бы кон чится плохо для молодого спе циалиста, если бы слова не попросил Вахтанг Давыдович Туманов. Я бы не сказал, что во вр ем я своего выступления он ловил на себе мои благо дарны е взгляды: слишком хо лодным был «душ», который он устроил моим «торжест вам». Нет, он не стал громить спектакль и не подвергал со мнениям мои режиссерские способности. Просто начался деловой разговор, принципи альный и доброжелательный, с большим желанием помочь участникам спектакля и мне, режиссеру. Честно говоря, было немно го обидно, казалась несколько несвоевременной подобная д е ловитость... Хотелось праздни ка, а тебя призывают трудить ся. Только позже я с благо дарностью понял, что в тот момент Вахтангу Давыдовичу было гораздо важнее сохра нить в душе начинающего ху дожника то ощущение вечной неудовлетворенности, то не проходящее чувство ответст венности перед собой и перед своим делом , которым, собст венно, живет и движется наша многотрудная проф е с с и я. Этот день я считаю днем на шего знакомства. Но память подсказывает, что знакомство, пусть и косвенное, состоялось гораздо раньше. 1953 год. На экранах страны с большим • успехом идет фильм Михаила Ромма аКораб ли штурмуют бастионы». Гал- лерея исторических лиц: Уша ков, Наполеон, Нельсон... Це лое со звездие актерских имен: Кузьмина, П ереверзев, .Пека рев, Соловьев— И в каждой рецензии, как правило, еще одно имя, имя исполнителя р о ли командора Фута, друга и сподвижника адмирала Нель сона. Рецензенты отмечают убедительность образа, удиви тельную его достоверность, страстность исполнения. Ис полнил эту роль молодой ак тер МХАТа Вахтанг Туманов. Немало можно рассказать о работе Туманова в кино. Было много эпизодов, часто ярких и очень заметных (вспомнить стоит хотя бы Лава Толстого в «Композиторе Глинке»*, выдаю щегося русского баса Осипа Петрова в этом же фильме), но была и грусть несостояв- шихся встреч: некоторые филь мы почему-либо не получи лись и не увидели све та. Тем не менее, м ур манчане скоро встретятся с Вахтангом Давыдовичем в но вой работе «Ленфильма» «Ро кировка в длинную сторону». Особо хочется сказать о Ту манове — драматическом ак тере, актере сегодняшнего дня, актере нашего театра. Правда, у нас была только од на совместная работа. Несча стливцев в «Лесе». Содруже ство наше, по-моему, было удачным по своему результа ту и радостным в процессе ра боты. И ещ е во многом по учительным. Я столкнулся с типом актера, которого назвал бы «опасным» — опасным для режиссера. «Опасность» за ключается в той заразительной убедительности, с какой этот актер проводит во время р е петиции свою точку зрения, часто совершенно отличную от режиссерской. Я часто спо хватывался, что, попав под обаяние В. Туманова,' давно уже играю роль «ведомого», а не «ведущего», как того тре бует положение режиссера. Но Туманова легко вернуть к изначальным режиссерским установкам. При одном усло вии: если он убедится, что р е жиссер точно и конкретно зна ет, чего хочет. Режиссер, б ес принципный в осуществлении своих замыслов, теряет Тума- нова-актера на первых же р е петициях. Я стараюсь об этом помнить. И’ еще об одном хотелось бы упомянуть—о незаурядной музыкальной одаренности дра матического актера. Мы часто просим Вахтанга Давыдовича спеть нам свои родные, гру зинские песни. Как он их поет! Пожалуй, следует рассказать о последних работах Вахтанга Давыдовича, среди которых было много значительных, зна чительных по самому «Столич ному» счету. А может и не на до? Есть вещи, о которых ак тер расскажет сам лучше, чем кто-либо. Для этого лишь сто ит дождаться вечера и того момента, когда «пойдет» зана- fec. Вахтанг Давыдович никогда не бывает один. Всегда вокруг народ. И обязательно смех. Это совсем не значит, что он являет собой тип лихого анек дотчика, который так распро странен, что греха таить, в те атрах. В. Туманов — прежде всего великолепный рассказчик с удивительно внимательным взглядом на мир. Он умеет увидеть то, мимо чего мы про ходим, не задержавшись. И рассказывает об этом всеми существующими средствами: и сочным литературным языком, и рисунком, и выразительным жестом, и мимической сцен кой. Есть такие счастливые люди, с которыми всегда интересно. Интересно не только в за столье и перекурах, но и в р а боте — ежедневной и тяже лой! Вахтанг Давыдович — та кой человек. Олег ОВЕЧКИН. Режиссер Мурманского • областного драматиче ского театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz