История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Л ЕТ десять тому назад мне пришлось побывать в одном из отдаленных районов Архангель ской области (в то время я рабо тал актером местного театра). По сле спектакля ко мне подошел очень древний старик, поблагода рил меня и тут же спросил: — Ну, а где ж ты работаешь? — Как где? — Деньги чем зарабатываешь? Профессия, в общем, твоя какая? Я удивился: — Как какая? Артист. Стари-к усмехнулся: — Ну, это — вечером. А днем ты что делаешь? —- Как что? Репетирую... Увидев, что старику это слово ничего не говорит, добавил: — Ну, слова учу... что ли. Ра зучиваю пьесу... Моя попытка популярно изло жить суть актерской профессии вызвала в старике самую неожи данную реакцию- Его взгляд вы ражал сожаление и неуверенность в успехе моей дальнейшей судь бы. Он видел во мне тунеядца, человека потерянного, с непосто янным заработком. «Актер» — это для него была не профессия. Диалог, до этого окрашенный в юмористические тона, становился оскорбительным, обидным. Я по нял. что мою профессию не ува жают. У меня возникло желание воз разить своему собеседнику, дока зать, что «мы тоже люди», рас сказать о том, как мы не спим по ночам, мучаемся в поисках един ственно возможного решения... Хотелось сказать о том, что для «нормальных» людей рабочий день начинается в 7—8 часов ут ра, а для актера он только про должается, поскольку репетиро вать приходится часто и по ночам. Мне хотелось рассказать о том огромном объеме знаний и техни ческих навыков, которыми должен владеть актер, о наших творче ских муках во имя того, чтобы каждый вечер дарить людям праздник... Я не произнес своего страстно го монолога в защиту профессии актера. Она имела достаточно ве ликих защитников в лице гени альных русских актеров Мочалова и Щепкина, Ермоловой и Садов ской, Станиславского н Вахтанго ва... Я не произнес своего «монолога в защиту», потому что понял, что передо мной случай частный, не типичный сегодня. Ведь народ в О Г Л А В Н О М В А К Т Е Р С К О Й П Р О Ф Е С С И И целом относится к нам с уважени ем. Главным защитником нашего «права на профессию» уже давно стала Советская власть, всем сво им громадным авторитетом с са мого начала своего существова ния поставившая актера в первые ряды строителей нового общества. Сейчас я понимаю, что мой так и не произнесенный монолог был бы обречен на неудачу. И не толь ко по причине «консервативных» взглядов моего оппонента на суть актерской профессии. Ведь то, что я тогда считал сутыо, на самом деле сутью не являлось, а было чем-то вторичным, подспорным, а следовательно, не авторитетным в определении понятия «актерская профессия». Стараясь определить суть «профессии», я говорил о сути «ремесла». А это разные, ох какие разные понятия! Можно научиться четко и пра вильно говорить, красиво и выра зительно двигаться, можно в боль шей или меньшей степени выра зительно научиться «лепить» сце нические образы и т. д. Всему это му можно научиться (естественно, при наличии определенных дан ных) и... не стать актером. Разу меется, в том понимании этого слова, которое предлагает нам наше время, сегодняшний день с его стремительным техническим и духовным прогрессом, с обостре нием борьбы между коммунисти ческой и буржуазной идеологией, борьбы, в которой активную роль призван играть советский театр. Оскар Уайльд говорил, что ак тер — это или шут, или творец. Коммунистическая партия отказа ла советскому актеру в праве та кого выбора. Только творец, толь ко созидатель! И тут одним набо ром технических приспособлении не обойтись! Нужно что-то еще, что, возможно, и является сутыо актерской профессии... Получилось так, что, когда мы работали над пьесой А. Н. Остров ского «Лес», меня н весь коллек тив актеров, занятых в спектакле, меньше всего интересовала и вол новала основная ситуация пьесы (старуха Гурмыжская «покупает» себе жениха в лице гимназиста Буланова), хотя «пикантность* этой сюжетной линии и предостав ляла неограниченные творческие возможности. Зато львиную долю нашего внимания привлекла фигу ра актера Несчастливцева. Конечно. определенную роль сыграл профессиональный интерес к судьбе своего «собрата по искус ству». Но это не было главным в наших «исследованиях». Нам важ но было решить: талантлив или бездарен как актер Несчастлив цев. Первое мнение: бездарен. На протяжении всего действия он произносит романтические моно логи, которые окружающие вос принимают или с недоумением, или насмешливо-ироническя. Зна чит, монологи эти произносятся неталантливо: они не вызывают эмоций, на которые рассчитывал «исполнитель». Но откроем последнюю страни цу. Несчастливцев, изгоняемый из дома своей тстушкой, произносит гневный шиллеровский монолог: «Люди, люди! Порождение кроко дилов!» И что же мы видим? «Милонов. Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу! Буланов. Да просто к станово му. Мы все свидетели!» Смотрите, что произошло! Шнл- леровские слова в устах Несчаст- ливцева восприняты окружающи ми как его собственные! Насколь ко же они должны быть произне сены правдиво, «от себя», «лич но», что смогли обмануть слуша телей! Следовательно, состоялся акт подлинного искусства, на ко торый способен только талантли вый артист. На первый взгляд, по лучается, казалось бы, несоответ ствие: то талантливый, то бездар ный. Но вот в этом-то и заключа ется суть вопроса. Конечно, он талантлив, этот провинциальный трагик. Но его профессиональная (и человеческая) беда в том и со стоит, что он живет в своем выду манном, «актерском» мире, вы строенном по законам условных представлений об окружающей действительности. Он все время разыгрывает роли, тем самым не вольно отрешая себя от реальных «бед, болей и обид». Его искусст во — для собственного удоволь ствия. и поэтому бессмысленно. Но вот сквозь «романтическую дымку» условных представлений о добре и зле начинают пробивать ся очертания вполне реальных кошмаров и конкретных носителей зла. И в актере пробуждаются чувства живые, страсти целенап равленные, потому что образ зла приобрел конкретные черты и вы звал желание бороться. Пусть словами Шиллера. У каждого свое оружие. Но монологи он те перь будет не просто произносить, он будет ими драться, разобла чать, уничтожать. Артист стано вится гражданином. И в этом суть. Если бы мне удалось встретить ся с моим знакомым из архан гельской глубинки, и тот бы меня спросил, что я днем делаю, — я бы ответил: — Стою за станком, выхожу в море, верстаю газету, выступаю в ООН, сижу в конструкторском бю ро... Короче, живу жизнью своей страны. Пускай у нас, актеров, это зо вется репетицией. Олег ОВЕЧКИН. Режиссер Мурманского обла стного драматического театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz