История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ТОВАРИЩ О ТОВАРИЩЕ В. И. Тарасов в роли Годуна («Разлом»), Есть хороший термин «стимулятор роста». Правда, применяется он не в искус стве, но очень ёмок по со держанию, Так назвал бы я в драматическом искус стве ту замечательную и очень многочисленную категорию актеров, которая не только сама радует зри телей мастерством, но и благотворным образом вли яет на сценическое поведе ние своих партнеров. К этой категории по пра ву следует отнести Влади мира Ивановича Тарасова. Творческий контакт с ним доставляет мне большое удовлетворение. С ним, если можно так выразиться, лучше играется. Про актера, обладающего такой способ ностью, говорят: «Живет на сцене». Владимир Иванович не позволяет себе уповать вдохновение, а всегда предельно собран. Сначала я считал, что сво ими успехами В. И. Тара сов обязан сочетанию бога той наблюдательности со скрупулезным отбором са мого необходимого для соз дания конкретного сцениче ского образа. Но позже, при более близком знакомстве с ним, я понял, что успех обу словливается не только сте пенью профессиональной одаренности, но и богатей шим жизненным опытом, который имеет за плечами этот актер. Он пришел на сцену, владея специально стями механика, электрика. Знал хорошо военное дело как человек, не один год проведший в Советской Ар- М'И. Рабочие специальности Владимир Иванович полу чил еще будучи воспитан ником Саратовского детско го дома. Он и сейчас беско нечно благодарен своим на ставникам. веем тем, кто заботливо растил его и по ставил на ноги. Тогда, в детские годы, про явилась у Володи Тарасова любовь к актерскому ма стерству. Случалось, его друзья умирали с хохоту, глядя, как удачно копиро вал он всех знакомых оби тателей детского дома. Первые шаги в театраль ное искусство Тарасов сде лал, участвуя в драматиче ском кружке трамвайного парка. Руководителя кружка Петра Григорьевича Сороки на Владимир Иванович счи тает своим «крестным от цом». Более тридцати лет прошло, а они переписыва ются до сих пор и очень дружат. Благодаря содейст вию и доброму участию Со рокина Тарасову удалось попасть по конкурсу в Са ратовский драматический театр. Это было большое счастье! Правда, в театре Тарасов пробыл недолго. Подошло время служить в рядах Красной Армии, довелось за щищать наши рубежи на Дальнем Востоке. Это был нелегкий период в его жиз ни. О том, как выполнял Владимир свой долг, свиде тельствуют полученные им за время службы пять пра вительственных наград. И за время службы Тара сов не переставал готовить себя к открывшемуся ему поприщу. Жизнь предоста вила ему возможность уви деть разных людей, наблю дать их в острых и напря женных ситуациях. И все это пригодилось сразу, как только он вернулся в родной Саратов. Одной из ролей того вре мени, встретившей положи тельный отклик в печати, был офицер японской раз ведки Сугияма в спектакле «На той стороне». В те годы зрители и кри тика отметили многие зна чительные работы молодого актера. Он исполнил роли Годуна в «Разломе», Горец- кого в «Волках и овцах», Во ропаева в «Счастье» и дру гие. Он с благодарностью вспо минает видных мастеров сцѳны, помогавших ему, — народных артистов РСФСР И. А. Слонова, П. П. Гайде- бурова, народного артиста АэССР А. Л. Г-риітича, за служенного деятеля ис кусств РСФСР П. П. Ва сильева. Для нас наиболее интере сен четырнадцатилетний мурманский период работы В. И. Тарасова. Здесь он был удостоен звания заслуженно го артиста РСФСР. Этот пе риод обращает на себя особое внимание упрочением твор ческих позиций художника, ростом его зрелости, целым рядом явных актерских удач, а также еще и тем, что именно здесь, в Мурман ском областном театре. Вла димир Иванович небезус пешно пробует свои силы в области режиссуры. Им по ставлены на самодеятельной сцене: «Барабанщица» А. Са лынского, «Настоящая жен щина» Г. Скульса, «За вто рым фронтом» В. Собко, «Без вины виноватые» А. Остроэскаго. Запомнились зрителям и сказка «Тайна Черного озера», «Самодуры» К. Гольдони, поставленные им в областном театре. Но все-таки в первую оче редь Тарасов —* актер. И хо чется назвать хотя бы неко торые наиболее значитель ные роли, сыгранные им в Мурманске. В памяти мур манчан сохранились такие его работы, как Вальган («Битва в пути»), Игнатов («Таня»), Малюта Скуратов («Василиса Мелентьева»), Лаврецкий («Дворянск о е инездо»), Первозванов («Чер ные птицы»). Мягким юмо ром, великолепным чувст вом меры отмечено испол нение комедийных ролей («Участковый из Чудино- В. И. Тарасов в роли Я. М. Свердлова («Боль шевик»). <----- ----------------- ва», «Девушка с веснушка ми», «Парусиновый порт фель», «Почему улыбались звезды» и другие). Даже простое перечисле ние созданных В. Тарасо вым образов заняло бы мно го места. Но о двух ролях нельзя не упомянуть. Нель зя потому, что они пока яв ляются вершиной творче ских достижений артиста. Нельзя еще и потому, что работа над этими ролями не прекращается и после того, как спектакли увидели свет. Речь идет о работе над об разами В. И. Ленина и Я. М. Свердлова. — Мечта воплотить на сцене образ Ильича возник ла давно и долгое время ос тавалась моей тайной, — рассказывает Владимир Ива нович. — Уме очень дерзкой казалась она мне. Помню, в 1956 году мне поручили в пьесе «Большевик» роль Я. М. Свердлова. По ходу действия я должен был об щаться с Ильичем, ісоторого играл мой товарищ. Я тог да по-хорошему завидовал ему и ловил себя на том, что репетирую не свой текст, пробую движения, речь, же сты совсем не те, что требо вались мне тогда... Ценой больших усилий заставил я себя целиком переключить ся на порученную роль, а уж что из этого получилось, не мне судить. Получилось хорошо. Об раз Якова Михайловича Свердлова в исполнении В. Тарасова был одобрен и печатью, и зрителями. Но творческая мечта не поки дала актера. И когда вскоре театр остановил свой выбор на пьесе Н. Погодина «Тре тья патетическая», где образ Ленина занимает централь ное место, Тарасов уже смог показать свои этюды на ху дожественном совете. И вот премьера... Многим мурманским театралам пон равился этот спектакль. За девять лет совместной работы я пришел к-убежде нию, что для этого актера не существует узких границ или, выражаясь профессио нальным языком, нет четко выраженного амплуа, И все- таки всегда находится чер та, определяющая почерк художника/ Такой особен ностью в выразительных ре сурсах В. И. Тарасова мне видится юмор. Мягкий, не самодавлеющий, он ощуща ется во всех работах без исключения. Даже в такой, казалось бы, трагической ро ли, как летчик, бежавший из концлагеря (пьеса брать ев Тур «Побег из ночи»), улавливается тончайшая прослойка юмора. И как это ни противоречиво, в этом и заключалась вся прелесть исполнения. Тарасовакий летчик получился фигурой необычайно волевой. И бы ло понятно, что воля эта це ментирована не только гра жданским долгом и воин ской выучкой, но и лука вым русским юмором, не покидающим его ни при ка ких обстоятельствах. И еще хочется оказать о силе темперамента — самом главном качестве актера. Нужно признать, что этим качеством В. И. Тарасов сча стливо наделен. Свое пятидесятилетие ак тер встречает в полном рас цвете творческих сил и пла нов. Он полон энергии и на правляет . эту энергию не только в русло профессио нальной деятельности. От личный общественник, при мерный коммунист, он ведет серьезную работу по воспи танию молодежи. Его лек ции о жизни и деятельности В. И. Ленина неизменно со бирают большую аудиторию, Владимир Иванович — де кан факультета литературы и искусства университета культуры, член правления общества «Знание». Мы, его коллеги (я думаю, к нам присоединятся и зри тели). желаем актеру успе хов, ждем от нето новых больших работ. В. ТУМАН.ОВ . Заслуженный артист Лат вийской ССР. автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz