История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

п о р т р е т ы w Л І1І11 ІІІІІІІ III I I I I I I I I I I I l l l l l II 11111*1H I H tH I IH I I I 111I III l l l l I III 111 I І І Н І І І І I l l l l l l l l l l l t t Гѵ^ Старше себя... Е СЛИ БЫ ЕФИМ ИОФФЕ предстал перед зрителями в начальной стадии своей работы над ролью, то, скорее всего, поведение его на сцене вы­ звало бы недоумение. Такое впе­ чатление вынес бы зритель, не поёвйщеннын в особенности твор­ ческого процесса этого очень своеобразного, острохарактерно- го актера. Но профессиональный театрал сразу угадает в хаосе на­ бросков будущего образа много интересных находок, пока еще неорганизованно теснящихся ' в неуемной фантазии художника. Ревниво оберегая найденное (а таких находок более чем доста­ точно), Ефим Яковлевич часто не знает, какой из деталей отдать предпочтение.' ’ Так обычно случается с актера­ ми, начинающими работу над олыо с ее внешнего видения, ут необходимо вмешательство режиссера, которому порой при­ ходится прилагать немало уси­ лий, чтобы убедить актера отка­ заться от всех находок в поль­ зу одной, наиболее выразитель­ ной. Именно к этой удачливой ка­ тегория актеров, щедро раскла­ дывающей свой «товар» на вы­ бор, н принадлежит Е. Иоффе. И верно, есть из чего выби­ рать. Лично мне по душе такая актерская индивидуальность. Она ласыщена эмоциональностью, ко­ торая в сочетании с необходимой дозой рационального • подхода к роля (определяемой режиссе­ ром), как правило, приводит к многогранному раскрытию обра­ за. ѵ.. ,• ; .* . . 1 .. ) В течение семи лет мне не раз приходилось в с т р е ч а л и с -Иоф- . ;фе на сцене в качестве его паріг «ера я режиссера. Вспоминаю об этих встречах с большим удов- .• летворенйем!* Чуткий актер, точ- • •■іЮ* ‘ реагирующий на поведение партнера, Ефим Яковлевич спо­ собствует достоверности сцениче­ ского контакта, нередко освежая его импровизацией, но не в ущерб „ „ заданной постановщиком идейной Е. Иоффе, Дружеский шарж. . • аднове. -«•' л* Особенное удовольствие испы­ тывал я в общении с • Ефимом Иоффе, кале режиссер. Актер лег­ кого темперамента, азартный экс­ периментатор, он гибко поддается любым замечаниям режиссуры. Это великолепный проводник замыслов постановщика. Такими актерами режиссеры так же до­ рожат, как живописец высокока­ чественными красками или му­ зыкант — инструментом. Вспоминаю Иоффе-Чугунова в пьесе «Волки и овцы» Остров­ ского, поставленной мной в 1962 году. Распределение ролей — во­ прос всегда очень важный, тре­ бующий вдумчивого анализа творческих данных будущих участников спектакля. Естествен­ но, что в йормальяо укомплекто­ ванной труппе нашего театра без труда можно было найти квали­ фицированного актера ’по возра­ сту более близкого к Чугунову, чем Иоффе. ; Но. последний был так . настойчив в доказательствах целесообразности* . поручить роль именно ему, что в ^конце-концов уступил... Решил попробовать. И не жалею.. Было любопытно и от­ радно наблюдать, -как этот двад­ цатичетырехлетний парень * не­ устанно и кропотливо осваивает манеры шестидесятилетнего ста­ рика; И не вообще старика, а старика-простолюдина - и хитреца, скупердяя и подхалима, невежды и нтригана. Актер использовал весь свой арсенал накопленных наблюдений, к вскоре появились нужная походка, глуховатый, треснутый • голос, характерный прищур колючих глазок я во всей фигуре эта­ кая готовность об­ лобызать, : если случится, протя­ нутую барскую длань. Работа так захватила актера, что он казался за­ метно старше сво­ его возраста не только в репети­ ционное время. Творческие уси­ лия были возна­ граждены призна­ нием зрителей и печати, а в репер­ туарном листе ак­ тера появилась еще одна доброт- *•' но сыпра « н а я роль. А вот другой- старик — Гер­ хард в ннсцепи- т ровке по расска­ зу Т. Драйзера «Дженни Герхард». ■ По своим, челове- ." ческим качествам - - j это прямая протн- ' воположностъ ву - колу Чугунову. Честный, благородный, гордый сознанием своей бескомпромиссно прожитой трудовой жизни, Гер- •хард олицетворяет собой положи­ тельную основу пьесы. Таким и ' воспринимает этот образ зритель, и, как отмечала «Полярная прав­ да», «верное истолкование этой роли делает и весь спектакль бе­ лее заостренным, обличительным». А затравленный слуга Воро­ тынского в «Василисе Мелевггье- Е. И офф е в р о л и В у к о л а Чу*1 г у и о в а ( « В о л к и н . о в ц ы і ) , вой»? Или весельчак, любимец, девушек Владислав Карпов в «Коллегах»? Наконец, дурашли­ вый и добродушный священник Эванс в «Винзорскнх насмеішія-' цах»?.. Словом, удач немало. В. ТУМ АНО В , . заслуженный артист Латвия- . ской ССР. Рис. автора. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz