История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
п о р т р е т ы w Л І1І11 ІІІІІІІ III I I I I I I I I I I I l l l l l II 11111*1H I H tH I IH I I I 111I III l l l l I III 111 I І І Н І І І І I l l l l l l l l l l l t t Гѵ^ Старше себя... Е СЛИ БЫ ЕФИМ ИОФФЕ предстал перед зрителями в начальной стадии своей работы над ролью, то, скорее всего, поведение его на сцене вы звало бы недоумение. Такое впе чатление вынес бы зритель, не поёвйщеннын в особенности твор ческого процесса этого очень своеобразного, острохарактерно- го актера. Но профессиональный театрал сразу угадает в хаосе на бросков будущего образа много интересных находок, пока еще неорганизованно теснящихся ' в неуемной фантазии художника. Ревниво оберегая найденное (а таких находок более чем доста точно), Ефим Яковлевич часто не знает, какой из деталей отдать предпочтение.' ’ Так обычно случается с актера ми, начинающими работу над олыо с ее внешнего видения, ут необходимо вмешательство режиссера, которому порой при ходится прилагать немало уси лий, чтобы убедить актера отка заться от всех находок в поль зу одной, наиболее выразитель ной. Именно к этой удачливой ка тегория актеров, щедро раскла дывающей свой «товар» на вы бор, н принадлежит Е. Иоффе. И верно, есть из чего выби рать. Лично мне по душе такая актерская индивидуальность. Она ласыщена эмоциональностью, ко торая в сочетании с необходимой дозой рационального • подхода к роля (определяемой режиссе ром), как правило, приводит к многогранному раскрытию обра за. ѵ.. ,• ; .* . . 1 .. ) В течение семи лет мне не раз приходилось в с т р е ч а л и с -Иоф- . ;фе на сцене в качестве его паріг «ера я режиссера. Вспоминаю об этих встречах с большим удов- .• летворенйем!* Чуткий актер, точ- • •■іЮ* ‘ реагирующий на поведение партнера, Ефим Яковлевич спо собствует достоверности сцениче ского контакта, нередко освежая его импровизацией, но не в ущерб „ „ заданной постановщиком идейной Е. Иоффе, Дружеский шарж. . • аднове. -«•' л* Особенное удовольствие испы тывал я в общении с • Ефимом Иоффе, кале режиссер. Актер лег кого темперамента, азартный экс периментатор, он гибко поддается любым замечаниям режиссуры. Это великолепный проводник замыслов постановщика. Такими актерами режиссеры так же до рожат, как живописец высокока чественными красками или му зыкант — инструментом. Вспоминаю Иоффе-Чугунова в пьесе «Волки и овцы» Остров ского, поставленной мной в 1962 году. Распределение ролей — во прос всегда очень важный, тре бующий вдумчивого анализа творческих данных будущих участников спектакля. Естествен но, что в йормальяо укомплекто ванной труппе нашего театра без труда можно было найти квали фицированного актера ’по возра сту более близкого к Чугунову, чем Иоффе. ; Но. последний был так . настойчив в доказательствах целесообразности* . поручить роль именно ему, что в ^конце-концов уступил... Решил попробовать. И не жалею.. Было любопытно и от радно наблюдать, -как этот двад цатичетырехлетний парень * не устанно и кропотливо осваивает манеры шестидесятилетнего ста рика; И не вообще старика, а старика-простолюдина - и хитреца, скупердяя и подхалима, невежды и нтригана. Актер использовал весь свой арсенал накопленных наблюдений, к вскоре появились нужная походка, глуховатый, треснутый • голос, характерный прищур колючих глазок я во всей фигуре эта кая готовность об лобызать, : если случится, протя нутую барскую длань. Работа так захватила актера, что он казался за метно старше сво его возраста не только в репети ционное время. Творческие уси лия были возна граждены призна нием зрителей и печати, а в репер туарном листе ак тера появилась еще одна доброт- *•' но сыпра « н а я роль. А вот другой- старик — Гер хард в ннсцепи- т ровке по расска зу Т. Драйзера «Дженни Герхард». ■ По своим, челове- ." ческим качествам - - j это прямая протн- ' воположностъ ву - колу Чугунову. Честный, благородный, гордый сознанием своей бескомпромиссно прожитой трудовой жизни, Гер- •хард олицетворяет собой положи тельную основу пьесы. Таким и ' воспринимает этот образ зритель, и, как отмечала «Полярная прав да», «верное истолкование этой роли делает и весь спектакль бе лее заостренным, обличительным». А затравленный слуга Воро тынского в «Василисе Мелевггье- Е. И офф е в р о л и В у к о л а Чу*1 г у и о в а ( « В о л к и н . о в ц ы і ) , вой»? Или весельчак, любимец, девушек Владислав Карпов в «Коллегах»? Наконец, дурашли вый и добродушный священник Эванс в «Винзорскнх насмеішія-' цах»?.. Словом, удач немало. В. ТУМ АНО В , . заслуженный артист Латвия- . ской ССР. Рис. автора. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz