История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ТИШЕ: ИДЕТ РЕПЕТИЦИЯ! По утрам в театре тихо и буднично. Стараясь не шу­ меть, проходят по коридору костюмеры, рабочие сцены, артисты. Негромко разгова­ ривают на лестнице. А если кто-нибудь, забывшись, по­ высит голос, его сразу же предупредят: — Тише: идет репетиция! Сцены и репетиционного зала недостаточно. Сегодня репетиция идет даже в деко­ рационном зале среди сви­ сающих отовсюду размале­ ванных холстов. В зале несколько стульев. Стол, за которым сидит ре­ жиссер. На столе пятый но­ мер журнала «Иностранная литература*, раскрытый на том месте, где напечатана пьеса «Бидерман и поджига­ тели». % Мурманский областной драматический театр первым взялся за постановку этой острой антифашистской дра­ мы австрийского писателя Макса Фриша. Фриш рабо­ тает в драматургии в брех- тозских традициях. Этого молодого художника отлича­ ет страстная ненависть к ф а ­ шизму. И не только к ф а ­ шизму. но и к его питатель­ ной среде — мещанству. Пи­ сатель разоблачает филосо­ фию мещанина. Пьеса о поджигателях не может не напомнить о под­ жоге рейхстага, о зареве вой­ ны. развязанной гитлеровца­ ми. Но Фриш говорит и о се­ годняшнем дне. Опасность возрождения фашизма остра там. где обыватели легко ус­ ваивают идеологию насилия, которую им навязывают, где они во имя собственного благополучия готовы з угоду фашиствующим молодчикам назвать белое черным, а чер­ ное белым. Таким махровым мещани­ ном, который на словах об­ личает поджигателей, а на деле приспосабливается к ним. является герой пьесы господин Бидерман. ...Идет репетиция третьей картины. Сцена изображает чердак в доме Бидермана, загроможденный баками с бензином. Этот дом поджи­ гатели избрали своим оче­ редным объектом. На сцене артисты В. Романов и Е. Иоффе — «поджигатели». ...— А что если ему взбре­ дет в голову вьіззать поли­ цию? — испуганно спраши­ вает Шмиц-Иоффе у своего приятеля Айзенринга. — Толкай, — отвечает тот сердито, наваливаясь на оче­ редной бак. — Что тогда? — не унима­ ется Шмиц. Айзенринг продолж а е т трудиться и, кажется, не слышит вопроса: — Помаленьку! Помалень­ ку! Стоп. И тут только он отзывает­ ся спокойно и небрежно: — Как это он вызовет по­ лицию? — А как же не вызвать? — Да ведь у него у самого рыльце в пушку:.. Режиссер Олег Константи­ нович Овечкин останавлива­ ет репетицию: — Не забывайте реагиро­ вать на «полицию». У вас должен быть рефлекс на это слово. Как и на стук в дверь. Сцен а повторяется. Появ­ ляется Бидерман (его роль исполняет заслуженный ар­ тист РСФСР М. Розенблюм). Бидерман крайне возмущен: его «квартиргнт» Шмиц поднял ночью на чердаке шум. Ни он, ни жена не мо­ гут уснуть... — Доброе утро, господин Бидерман. доброе утро. На­ деюсь. вас не разбудил этот дурацкий грохот... — привет­ ливо встречает хозяина Шмиц. — Господин Шмиц! — Би­ дерман задыхается от гнева. — Больше этого не повто­ рится... — кротко заверяет квартирант. Но возмущению хозяина нет предела. — Извольте оставить мой дом. Я сказал: извольте оста­ вить мой дом! — Когда? — Сию же минуту!.. Снова сстанозка. — Меньше краски з лице! — говорит режиссер Бидер- ману-Гозенблюму. — Вы из­ лишне нервозны, излишне суетливы. Бидерман должен возмущаться масштабнее! Несколько раз повторяют артисты куски из третьей картины. Режиссер идет на сцену и вместе с актерами перестраивает уже найден­ ные мизансцены, ищет наи­ более точную интонацию, наиболее выразительный жест. Главная мысль пьесы должна красной нитью идти через весь спектакль. — Ваше главное о руж и е - наглость, — напоминает режиссер «поджигателям».— Но наглость эта должна быть тоньше. Вы пока очень грубо разыгрываете Бидер­ мана. Вы наивны со своим обманом... Репетиция продолжается. — Что в этих баках? — мрачно допрашивает «квар­ тирантов» Бидерман. — Бензин, — отвечает Ай­ зенринг. Хозяин дома боится пове­ рить этому. — Прекратите шуточки! — строго требует он. — Послед­ ний раз спрашиваю: что в этих баках? Вы не хуже ме­ ня знаете, что бензину на чердаке не место. Вот —*■ню­ хайте сами! Тэѳнзин это или не бензин? — Бензичин, — издева­ тельски нараспев тянет Ай­ зенринг. — Бензи-ин. — вторит ему Шмиц. — Стоп. — говорит режис­ сер. — Не нужно издеваться. Ваша задача — оконча­ тельно проверить, как будет реагировать Бидерман. Это слово должно быть сказано очень серьезно, очень про­ сто: «Бензин». Актеры повторяют сначала третью картину, которая за ­ канчивается тем, что Бидер­ ман. только что всерьез гро­ зивший молодчикам полици­ ей. тут же старается укрыть их от появившегося поли­ цейского. Три часа проходят в на­ пряженном труде. Олег Константинович озабочен: работы над спектаклем еще очень много. Пьеса трудна для воплощения. В ней, на­ пример, действует хор по­ жарников, комментирующий, наподобие античного хора, все события, происходящие на сцене. — Мы хотим, чтобы хор у нас был активным. Это помо­ жет нам сделать спектакль по-настоящему жизнеутвер­ ждающим, оптимистичным. Люди должны понимать: все зависит от них самих, буду­ щее — в их руках... Репетиция закончена. Ар­ тисты выходят из театра. Они идут к остановке трол­ лейбуса, мимо щита, на ко­ тором броско написано: «Ско­ ро: «Бидерман и поджигате­ ли». Премьера спектакля со­ стоится в январе. Р . В Е Л И Г И Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz