История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ТИШЕ: ИДЕТ РЕПЕТИЦИЯ! По утрам в театре тихо и буднично. Стараясь не шу меть, проходят по коридору костюмеры, рабочие сцены, артисты. Негромко разгова ривают на лестнице. А если кто-нибудь, забывшись, по высит голос, его сразу же предупредят: — Тише: идет репетиция! Сцены и репетиционного зала недостаточно. Сегодня репетиция идет даже в деко рационном зале среди сви сающих отовсюду размале ванных холстов. В зале несколько стульев. Стол, за которым сидит ре жиссер. На столе пятый но мер журнала «Иностранная литература*, раскрытый на том месте, где напечатана пьеса «Бидерман и поджига тели». % Мурманский областной драматический театр первым взялся за постановку этой острой антифашистской дра мы австрийского писателя Макса Фриша. Фриш рабо тает в драматургии в брех- тозских традициях. Этого молодого художника отлича ет страстная ненависть к ф а шизму. И не только к ф а шизму. но и к его питатель ной среде — мещанству. Пи сатель разоблачает филосо фию мещанина. Пьеса о поджигателях не может не напомнить о под жоге рейхстага, о зареве вой ны. развязанной гитлеровца ми. Но Фриш говорит и о се годняшнем дне. Опасность возрождения фашизма остра там. где обыватели легко ус ваивают идеологию насилия, которую им навязывают, где они во имя собственного благополучия готовы з угоду фашиствующим молодчикам назвать белое черным, а чер ное белым. Таким махровым мещани ном, который на словах об личает поджигателей, а на деле приспосабливается к ним. является герой пьесы господин Бидерман. ...Идет репетиция третьей картины. Сцена изображает чердак в доме Бидермана, загроможденный баками с бензином. Этот дом поджи гатели избрали своим оче редным объектом. На сцене артисты В. Романов и Е. Иоффе — «поджигатели». ...— А что если ему взбре дет в голову вьіззать поли цию? — испуганно спраши вает Шмиц-Иоффе у своего приятеля Айзенринга. — Толкай, — отвечает тот сердито, наваливаясь на оче редной бак. — Что тогда? — не унима ется Шмиц. Айзенринг продолж а е т трудиться и, кажется, не слышит вопроса: — Помаленьку! Помалень ку! Стоп. И тут только он отзывает ся спокойно и небрежно: — Как это он вызовет по лицию? — А как же не вызвать? — Да ведь у него у самого рыльце в пушку:.. Режиссер Олег Константи нович Овечкин останавлива ет репетицию: — Не забывайте реагиро вать на «полицию». У вас должен быть рефлекс на это слово. Как и на стук в дверь. Сцен а повторяется. Появ ляется Бидерман (его роль исполняет заслуженный ар тист РСФСР М. Розенблюм). Бидерман крайне возмущен: его «квартиргнт» Шмиц поднял ночью на чердаке шум. Ни он, ни жена не мо гут уснуть... — Доброе утро, господин Бидерман. доброе утро. На деюсь. вас не разбудил этот дурацкий грохот... — привет ливо встречает хозяина Шмиц. — Господин Шмиц! — Би дерман задыхается от гнева. — Больше этого не повто рится... — кротко заверяет квартирант. Но возмущению хозяина нет предела. — Извольте оставить мой дом. Я сказал: извольте оста вить мой дом! — Когда? — Сию же минуту!.. Снова сстанозка. — Меньше краски з лице! — говорит режиссер Бидер- ману-Гозенблюму. — Вы из лишне нервозны, излишне суетливы. Бидерман должен возмущаться масштабнее! Несколько раз повторяют артисты куски из третьей картины. Режиссер идет на сцену и вместе с актерами перестраивает уже найден ные мизансцены, ищет наи более точную интонацию, наиболее выразительный жест. Главная мысль пьесы должна красной нитью идти через весь спектакль. — Ваше главное о руж и е - наглость, — напоминает режиссер «поджигателям».— Но наглость эта должна быть тоньше. Вы пока очень грубо разыгрываете Бидер мана. Вы наивны со своим обманом... Репетиция продолжается. — Что в этих баках? — мрачно допрашивает «квар тирантов» Бидерман. — Бензин, — отвечает Ай зенринг. Хозяин дома боится пове рить этому. — Прекратите шуточки! — строго требует он. — Послед ний раз спрашиваю: что в этих баках? Вы не хуже ме ня знаете, что бензину на чердаке не место. Вот —*■ню хайте сами! Тэѳнзин это или не бензин? — Бензичин, — издева тельски нараспев тянет Ай зенринг. — Бензи-ин. — вторит ему Шмиц. — Стоп. — говорит режис сер. — Не нужно издеваться. Ваша задача — оконча тельно проверить, как будет реагировать Бидерман. Это слово должно быть сказано очень серьезно, очень про сто: «Бензин». Актеры повторяют сначала третью картину, которая за канчивается тем, что Бидер ман. только что всерьез гро зивший молодчикам полици ей. тут же старается укрыть их от появившегося поли цейского. Три часа проходят в на пряженном труде. Олег Константинович озабочен: работы над спектаклем еще очень много. Пьеса трудна для воплощения. В ней, на пример, действует хор по жарников, комментирующий, наподобие античного хора, все события, происходящие на сцене. — Мы хотим, чтобы хор у нас был активным. Это помо жет нам сделать спектакль по-настоящему жизнеутвер ждающим, оптимистичным. Люди должны понимать: все зависит от них самих, буду щее — в их руках... Репетиция закончена. Ар тисты выходят из театра. Они идут к остановке трол лейбуса, мимо щита, на ко тором броско написано: «Ско ро: «Бидерман и поджигате ли». Премьера спектакля со стоится в январе. Р . В Е Л И Г И Н А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz