История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

показывать нашего с о в р е м е н н и к а ! Сегодня областной театр открывает свой 25-й сезон •Ъ * ☆ ☆ ☆ Н а сцене и за кули сам и РОВЕСНИКИ Мне двадцать пять лет. И на­ шему театру, на сцене которого я начинаю работать, — четверть ве­ ка. Мы — ровесники. Переа к аж ­ дым из нас большая-большая до­ рога труда и исканий. Молодость ведь не может застаиваться на ме­ сте. Она зовет нас -в голубые не­ ведомые дали, где все так близко и так далеко. З а четыре года работы в те­ атрах мне удалось сыграть немало ролей. Особенно любимыми д л я меня стали образы Инессы из пьесы «С любовью не шутят» Кальдерона. Вали — из «Иркут­ ской истории» Арбузова и Нины — «з «Маскарада» Лермонтова. Сейчас коллектив театра работа­ ет над героической комедией Вс. Вишневского «Раскинулось море широко*. Роль советской развед­ чицы, комсомолки-ленинградки Елены мы готовим вместе с актри- оой Галиной Иванченко. Действие происходит в горячие дни войны, в период блокады Ленинграда. В пьесе много смешных, по-настоя­ щему комедийных моментов, много музыкальных номеров, песен, тан­ цев. Хочется, чтобы зрителям эта работа понралилась. Я обешаю, что мы. комсомольцы и молодежь театра, будем соіда- •атъ на сцене образы современни­ ков. достойные вас, дорогие зрите­ ля. И. КОЛИНА. Артистка. НУЖНА ПЬЕС К О РЫБАКАХ J 3 Г О С Т Я Большую радость нам достав- 1, ляет посещение драматического те- 1, агра. Особенно понравился спек- і 1 1 такль по инсценировке -романа 1, Г. Николаевой «Битва з пути». Об- ' I р а з директора завода Вальгана в 1, исполнении заслуженного артиста 1 1 РСФСР В. И. Тарасова до оих 1 1 пор стоит перед глазами. На наш 1 1 взгляд , в актив театра можно так- 1 1 ж е записать и «Дневник женщины» J — спектакль по одноименной пьесе і ’ К. Финна. I( Нельзя т а кж е не сказать и о не- і ( достатках в работе тезгра. Слабо I, его коллектив связан с людьми, I, редко еще можно увидеть артистов і ( в цехах заводов, на стоойках и да- I, ж е в клубах. А это значит, что они , плохо изучают жшэнь, требования , и запросы людей. I В прошлом году к нам «а завод • приезжали артисты театра Cesep- • ного флота тт. Новиков и Моска- • левский. На их лекции-концерте, I как говорится, некуда было яблоку • упасть. А почему бы в нашем крас- I ном уголке не побывать артистам I областного драматического театра? I Впрочем, об этом лучше эсего слро- > оить у руководителей областного > драматического т е атр а—директора > т. Лебского и главного режиссера » т. Борзунова. Интересно, что они > ответят? М о лод еж ь— гордость театра К нам прибыло пополнение. Лю ­ ди из разных городов. Среди новичков много молодых актеров, которые совсем недавно распрощались со студенческими ау ­ диториями и делают первые само­ стоятельные шаги в жизни. Первое знакомство с ними не может не радовать. Это — способная, энер­ гичная, любящая искусство моло­ дежь. И хочется сказать им от все­ го сердца: «Добро пожаловать в наш театр! Работы у нас непочатый край». Наш коллектив любит молодежь, бережно растит ее. Примеров мож ­ но привести много. Взять хотя бы творческий путь Елены Даниловой. Несколько лет назад она впервые выступила у нас на сцене. От спек­ такля к спектаклю раскрывалось дарование молодой актрисы. Д ани ­ лова отлично справилась с ролями Лизы («Дворянское гнездо»), Лены («Трехминутный разговор»), Даши («Битва в пути»). Хороша ее Анна из пьесы А. Островского «Василиса Мелентьева». Комедийные, драм а­ тические роли сменяли одна дру­ гую, и везде молодая артистка на­ ходила себя. За это и полюбил ее горячо мурманский зритель. Немало у нас других молодых а к т ер о в ^о т о ры е выросли на наших глазах. Это — Ефим Иоффе, Влади- свой сценический опыт, приучали их к труду, ежедневному, упорно­ му, воспитывали в душе каждого из них священное чувство гражд ан ­ ского долга актера перед зрителем. Итак, ряды молодых пополнились. С ними пришел и выпускник Ленин­ градского театрального института режиссер В. Киселев. Мы бѵдем по­ могать ему развивать свои способ­ ности. Велика воспитательная роль те; атра. Июньский Пленум UK КПСС четко и ясно указал нам пѵтн вм>а- боте. Весь наш коллектив горит од ­ ним желанием — оделагь больше для воспитания нового человека. мир Соколов, Клавдия Белова. Лия Медведь. Они выросли в на.ием коллективе. И мы, актеры старшгго поколения, старались передать им Е. ШАПОВАЛОВА . Заслуженная артистка РСФСР . Нам не часто случается холить в теітгр. В море его никто еше для нас не построил. А вот. при­ быв в іродной Мурманск, каждый уважающий себя моряк обязатель­ но стремится посмотреть новый спектакль областного драматическо­ го театра. Так поступаем и мы. и. надо пря­ мо сказать, получаем большое удо­ вольствие. Большое впечатление, например, на нас произвела поста­ новка пьесы А. Островского «Васи­ лиса Мелентьева». Яркий образ Ивана Грозного создал заслужен­ ный артист Латвийской ССР В. Д. Туманов. Веришь каждому движе­ нию. каждой <реплике актера. Хорош Туманов т акж е в роли ни­ щего из одноименной пьесы В. Бли­ нова. Как хорошо перевоплощается артист, удачно схватывает все глав­ ное. чем характерен исполняемый нм образ. Много добрых слов можно было бы сказать и о других артистах драматического театоа. Но сегодня, в день открытия 25-го театрального сезона, хотелось бы высказать кол­ лективу театра не тольчо приятные слова, но и сделать ряд замечаний. Первое. Если судить по реперту­ ару прошлого года, руководство те­ атра мало заботится о расширении связей со зрителем. В данном слу­ чае мы имеем в виду удивительную узость репертуара. Говорят, мало хороших пьес на современную тему. Допустим так. Но ведь на мурман­ ской сцене не увидишь почти ни­ чего из классического наследия. А ведь это бесценное богатство! В прошлом году нам случилось в Ри ­ ге посмотреть шекспировскую тра ­ гедию «Король Лир*. Какой пре­ красный спектакль! Его с удоволь­ ствием посмотрит мурманский зри­ тель. И второе. До сих пор в театре города рыбаков и моряков .Мурман­ ска не идет ни одной пьесы, посвя­ щенной труженикам моря. Это зву­ чит парадоксом. Кое-кто скажет, что, мол, нет таких пьес. Можег быть, и так. Но нам не верится, что в нашей области нет одаренных ли ­ тераторов, в дружбе с которыми коллектив театра не создал бы хо­ рошей пьесы. В. ЧУКОВ. Капитан траулера «Волхов». Н. ЖУРАВЛЕВ . Старший помощник капитана. В зрительном зале областного драматического театра пока нет зрителей. Вместо блеска глаз мно­ жества людей — матовый отсвет кресел и лож. Полумрак. И а нем пока не слышатся восторженные, горячие или притушенные гневом, страстью слова артистов. Еше добрых полчаса остается до начала генеральной репетиции спектакля по пьесе А. Арбузова «Таня», а на сиене уже собралась группа артистов. На лицах — не­ скрываемый восторг: наконеи-то. генеральная... Но. впрочем, у всех ли м и именинников? Нет. конечно. Вот. опершись руной на столик, задумался Л е з Коптев, вчерашний выпускник Ленинградского инсти­ тута театра, музыки и кинемато­ графии. Через день — премьера, и его первый выход на сиену. Пред­ стоит серьезный экзамен. Верно, роль у него несложная, и івсе-такн неплохо повторить ее мыс­ ленно, как бы взглянуть на себя со стороны. Озабочены Нина Петрова и Ва­ лентин Жмаев. Девушка совсем недавно приехала в Мурманск. Она только что окончила Ленинград­ скую театральную студню. Вален­ тин Жмаев — не новичок, но и он испытыбает сейчас трепетное вол­ нение. Петрова и Жмаев берутся за ру­ ки іи уже в который раз повторяют свой выход на сцену. По пьесе они только что возвратились из загса. — Не вижу восторга... Чувствует­ ся скованность... Больше жизни. — гремит требовательный голос моло­ дого режиссера Василия Василье­ вича Киселева. П ара повторяет мизансцену. Темные живые брови Киселева удовлетворенно улеглись. С заведующим гримерным це­ хом т е атра 'К . П. Ульяновым, нын- Актрнса Е. Данилова подбирает грим. —---------------- * * ----- че добровольно выполняющим обя­ занности фотокорреспондента, мы поднимаемся на второй этаж. Уз­ кое, если не сказать тесное, поме­ щение гримерной. У зеркала, сре­ ди электроламп, стоек для пари­ ков. разнообразных принадлежно­ стей актерского реквизита сидит светловолосая молодая женщина. Это артистка Елена Данилова, ис­ полнительница роли главной герои­ ни пьесы А, Арбузова «Таня». Артистка гримируется, не обра­ щая на нас внимания. Быстро мель­ кает небольшая розовая кисточка. Какую-то долю секунды Данилова держит кисточку вблизи своего На суд За столом идет читка новой пьесы. Фого К. Ульянова. -» * -----------------------------------------—----- Т. РОГУШИНА — секретарь парторганизации холодильного завода № 2 Мурманского рыбо­ комбината. А. УЗ ИКОВ А — рыбообработчица. з ри т е ля В нынешнем году я закончил Ле­ нинградский театральный институт и получил приглашение Мурман­ ского областного драматического театра. Сегодняшний день для ме­ ня особенно радостен: я начинаю свой первый театральный сезон. Он открывается спектаклем €Таня », по­ становка которого — моя диплом­ ная работа. Обращение театра к пьесе А. Ар­ бузова не случайно. Исполнилось 25 лет со дня рождения « Тани », од­ ного из лучших произведений заме­ чательного советского драматурга. Главная проблема спектакля — проблема становления человеческой личности. Родная Коммунистическая партия требует от нас, работников идеоло­ гического фронта , чтобы мы имею­ щимися в нашем распоряжении сред­ ствами воспитывали в характере нашего современника прекрасные черты человека коммунистического завтра. В спектакле поднимается вопрос о счастье советского человека, о его месте в жизни. Пьеса обличает ин­ дивидуализм и субъективизм. ^ Сегодня весь коллектив театра будет « болеть» за нашу жТа- ню», первенца нового сезона. Мы будем счастливы, если мурманчане полюбят этот 'Спектакль. А впереди — творчество. Мне уже видятся образы из 'Живого трупа» и «Власти тьмы» Л. Толсто­ го, из «Смерти Тарелкина » Сухозо- Кобылина , героико-романтические образы В. Вишневского, А. Корней­ чука. Работы очень много, большой и интересной. И это нас, артистов, не может не радовать. КИСЕЛЕВ . Режиссер. МЕЧТАСБЫЛАСЬ Еше на студенческой скамье я горячо мечтала сыграть роль глав­ ной героини пьесы «Таня» А. Арбу­ зова. Этот образ волновал меня своей кристальной чистотой и жиз­ неутверждающей силой. И вот на восьмом году профес­ сиональной работы в театре мне поручили сыграть эту роль. Очень хочется оправдать доверие товари­ щей. Таня проходит сложный путь в своих взаимоотношениях с окру­ жающими ее людьми. Девушка ос­ тупилась и получила жестокий, но поучительный урок. Она поставила свою личную жизнь выше Лизни общественной. Коллектив поправил Таню. И это совершенно правильно. Какими бы высокими качествами ни обладал человек, он только еди­ ница, крохотная песчинка в массе народа, ему и шага не сделать без внимания и помощи людей. Обще­ ство, наша замечательная советская действительность воспитывают к аж ­ дого из нас, шлифуют наши харак­ теры, как шлифует камни могучая красавица-река. Моя давнишняя мечта стала явью. Очень хочу, чтобы мурманчане по­ любили мою Таню так же, как лю­ блю ее я. Е. ДАНИЛОВА. Артистка. мерном цехе тянет нескончаемые строчки швейная машина. З ав е ­ дующая цехом В. И. Иорданова со­ ветуется с портнихами-одевалыци- ца.ми, как лучше сшить костюм для заслуженного артиста РСФСР В. И. Тарасова, которому поручена сложная роль в готовящемся спек­ такле. Немало забот и у художников, электроосветителей, рабочих сце­ ны. От них ведь тоже во многом зависит успех спектакля. Сегодня вечером перед мурман­ ским зрителем оживут образы «Та­ ни». откроет свой 25-й сезон Мур­ манский областной драматический театр. Это будет. А пока... ...Долгий беспокойный звонок слышен во всех помещениях теат­ ра. Отрывистый хлопок в ладоши режиссера Киселева. МощныйЦу- чок разноцветных лучей плеснул на распахнутую сцену. Началась гене­ ральная репетиция... Е. БОРОДИН. правого виска, будто примерива­ ясь. потом легко касается ею щеки. — Последний штрих! — доволь­ но произносит артистка. — Теперь можно ждать звонка... В центре небольшой, со вкусом убранной гостиной стоит длинный стол. На нем — листки с ролями. — Читаем... зубрим. — шутит главный режиссер театра М. А. Борзунов.—Пока наша «Таня» на­ берет о#лу, второй состав труппы подготовит к постановке пьесу Вс. Вишневского «Раскинулось море широко». Вещь эта увлекательная. В ней рассказывается о героизме советской молодежи в годы Вели­ кой Отечественной войны. Михаил Андре­ евич с боль­ шой теплотой го­ ворит об арти­ стах, занятых в этом спектакле. Особенно хорошо он отзывается о ветеранах театра — заслуженном артисте РСФСР М. М. Розенблю- ме и заслуженной артистке РСФСР Е. И. Шаповало­ вой, о заслужен­ ном артисте Латвийской ССР В. Д . Туманове. —Спектакль обе щает быть инте­ ресным. Весь наш коллектив горячо желает порадовать тру­ жеников Заполярья своей новой ра­ ботой. И, словно подкрепляя слова ре­ жиссера. в приоткрытую дверь го­ стиной врывается дробь ганца. Это в соседнем фойе группа актеров отрабатывает сложный кусок пьесы. Не затихает жизнь и в подсоб­ ных помещениях театра. В костю- ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ, В ПОСЕЛОК В июне нынешнего года у нас, никельчан, был настоящий праздник. В течение одиннадцати дней в поселковом клубе давал своч спектакли коллектив Мурманского областного драматического театра. Большой успех сопутствовал артистам. Занавес открыва іся неизмен­ но при полном зале. С волнением переживали мы картины из давнего прошлого в пьесе А. Островского «Василиса Мелентьева», события настоящего времени из пьесы II. Соболева «Смертный приговор». Сцена нашего к.хуба для тйких спектаклей теснс. Но мы не замечали этого, каждый зритель чувствовал дыхание большой жизни, обаяние настоящего искусства. Большое наслаждение доставили нам артисты областного театра. Очи учили нас любить светлое в жизни и бороться за него, учили ненавидеть пошлость. Просмотрев спектакли Мурманского театра, хотелось стать еще лучше, работать еще упорнее. Сейчас, когда коллектив областного театра начинает свой очередной сезон, мы, строители, от всей души желаем ему новых творческих ус­ пехов. Приезжайте к нам в Никель, дорогие друзья! Привозите волнующие, яркие спектакли о нашей современности, о нашей рабочей жизни. Ваше искусство поможет нам в борьбе за высокие трудовые успехи, за новый коммунистический быт. В. ЕВДОКИМОВ. Н. ИЛЬИН. В ЧУЙКОВ. Ударники коммунистического труда, строители СМУ «Промжилстроя». пос. Никель. , и с к а т ь , и т ь / Главная движущая енла сценического ис­ кусства — актер. Ему органически необходи­ мо воплотить запас своих повседневных на­ блюдений в сцениче­ ские образы. Эта способность об­ разного мышления мне очень близка и дорога. Я никогда не согла­ шусь с темн, кто вся­ кий неуспех спектакля склонен объяснять од­ ними недостатками пье­ сы или плохим оборудо­ ванием сцены. Согла­ ситься с этим— значило бы свести на нет роль творческого коллектива, ^ актера. Когда не уда- ется спектакль, винить (ПУ " в этом слгдѵет в пер­ вую очередь актера. Но если есть ан­ самбль, есть творчест­ во, провалов не будет. Сейчас наш театр пополнился новыми актерами. Потому-то р а з­ говор о творческих контактах се­ годня ѵ нас—первостепенный раз­ говор. Нвт слов, нелегко сейчас но­ вичкам, которые вводятся в спек­ такли, поставленные в их отсутст­ вие. Но я уверен, что высокая про­ фессиональная подготовка, харак­ терная для многих из них. помо­ жет им с честью выйти чз трудно­ го положения. Репертуарный план предстояще­ го сезона приятно волнует нас сво- Таким представляет ся мне Арбенин. ей серьезностью и раз­ нообразием. На мою долю выпала роль Ар­ бенина в лермонтов­ ском «Маскараде». Сей­ час я знакомлюсь с ли­ тературой, так или ина­ че связанной с событи­ ями. развивающимися в пьесе. Работаю над отдельными кусками роли, ншу внешний об­ лик своего героя. В этом неплохо помогает мне умение рисовать. Заранее скажу: мой Арбенин не из легких. Но я сделаю все, что­ бы войти в образ. Какие у меня планы на будущее? Очень хо­ чется поработать над образом настоящего советского человека с большой буквы. «Глазными героями искусства социалистиче­ ского реализма являют­ ся люди, активно преобразующие жизнь, идущие впереди, люди, ко­ торые, говоря словами В. И. Л е ­ нина, «составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». — заявил на июньском Пленуме ЦК КПСС товарищ Л . Ф. Ильичев. В этих словах — верная программа твор­ ческой работы для нас. актеров театра. В ТУМАНОВ . Заслуженный артист Латвий­ ской ССР .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz