История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Совет СССР. * Б. ЧЕРВОВ. Большое спасибо моим соседям Анне Николаевне Карханиной, ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ Актер яркого, самобытного дарования В конце января нынешнего года многие мурманчане получили скром­ ные пригласительные билеты иа творческий вечер, посвященный 35-летию сценической деятельности артиста областного драматического театра Александра Борисовича Ро- гачевского. В этот вечер он получил много поздравлений. И не случайно. Вряд ли на Кольском полуострове можно найти любителя театра, кото­ рый не знал бы Рогачевского. И де­ ло не только в том, что артист вот уже 15 лет работает в творческом коллективе нашего театра. Александр Борисович — актер яр­ кого, самобытного дарования. Он создал на сиене много запоминаю­ щихся образов. Вот он в роли Левки 3 адова из «Хождения по мукам» А. Толстого. Перед нами — пышнокудрявый, ру­ мяный, с лоснящейся физиономией че­ ловек. во взгляде которого нет ни­ чего разумного и человеческого. Это палач, наслаждающийся властью над человеком, внушающий ужас и страх. Другой спектакль — другая роль. На сцене — дряхлый старик. Это вы­ шедший на пенсию петербургский чиновник Хѵдобаев из пьесы «Светит, да не греет» А. Островского. Достаточно увидеть А. Рогачевско­ го в этих ролях, чтобы сказать, что он большой мастер перевоплощения, артист, создающий сочные комедий­ ные характеры. На юбилейном вечере, когда ар­ тист сыграл эти роли, все увидели, что Рогачевский находится в расцве­ те своего творчества, что ему под си­ лу решение сложных сценических за- дач. Но ему поручают играть и не сов­ сем «свои» роли. Тогда приходится особенно упорно работать, чтобы быть в обшем ансамбле спектакля. А. Рогачевский одинаково много, с отдачей сил работает над любой ролью — большой или маленькой. Поэтому часто и небольшая эпизоди­ ческая роль становится произведе­ нием искусства. — Я очень люблю играть эпизоды, хорошие, конечно, — говорит Алек- 5 * ІЧ" Т І сандр Борисович. — Эпизодические роли всегда служат своеобразной школой, где я готовлюсь к большо­ му и серьезному творческому испы­ танию. Как часто молодые, начинающие артисты с презрением относятся к маленькой роли и уж тем более к вы­ ступлениям в массовых сценах. И вот результат: посмотришь на такого ар­ тиста со стороны — не живет в об­ разе, а просто присутствует на сие­ не. Такой путь в искусстве, конечно, может очень жестоко отомстить ар­ тисту в будущем. Равнодушие к ра­ боте над маленькой ролью в конце концов приведет к плохим последст­ виям и в работе над сложными об­ разами. Рогачевский подчеркивает, что в театре все надо делать с горячпм сердцем. <1 Эту фразу он впервые услышал еще в 20-е годы из уст Лины Семе­ новны Самборской, талантливой актрисы и режиссера. Она во многом помогла сценическому становлению молодого тогда артиста. В эти же годы А. Рогачевский зна­ комится с искусстьом прославленных мастеров сиены П. Н. Орленепа. С. Кузнецова, В. Л . ЮоенеІоЙ, В. С. Барановской. Он многому у яях на­ учился. Не одну сотню различных ролей сыграл Александр Борисович са 35 лет своей сценической деятель­ ности. Не все удавалось сыграть в полную силу, не все получалось так, как хотелось. Но *сть в творческой биографии артиста образы, которые можно ечн. тать серьезными достижениями. Сре­ ди них — Расплюев в «Свадьбе Кре- чинского» Сухово-Кобылина. Хлеста­ ков в «Ревизоре» Н. Гоголя, Каран- дышев в «Бесприданнице» А. Остров­ ского. Молчалин в «Горе от ума» А. Грибоедова, Шабельский в «Ива­ нове» А. Чехова и другие. Ярко и убедительно играет артист Человека в котелке в спектакле «Северная ма­ донна». поставленном в этом году Мурманским областным театром. А. Рогачевский — страстный кол­ лекционер редких фотографий по ис­ тории театра н кино. Их у него нако- А. Б. РОГАЧЕВСКИЙ. ----- * * — пилось много — около трех тысяч. Хотите посмотреть на Михаила Чехова? Пожалуйста. Хотите взгля­ нуть на Ф. Г. Волкова, П. С. Моча- лова. В. И. Немировича-Данченко, А. И. Юшнна, других выдающихся деятелей театра и кино? К вашим услугам коллекция артиста. Александр Борисович ведет боль­ шую переписку. Е. Жихарева, Е. По- левицкая, В. Юреиева, А. Хонжен- ков и многие другие старейшие дея­ тели искусства активно поддержи­ вают Рогачевского и помогают ему в пополнении интересной коллекции. Недавно Мурманская студия теле­ видения заинтересовалась этой необычной коллекцией артиста. Бесе­ да с ним была заснята на кино­ пленку. А спустя несколько дней интерес­ ный материал был передан по Центральному телевидению. После передачи он получил немало новых писем с редчайшими фотографиями известных деятелей театра из Моск­ вы. Риги, Вильнюса. Сейчас А. Рогачевский с нетерпе­ нием ждет окончания строительства нового здания Мурманского област­ ного театра. Он решил свою коллек­ цию сделать достоянием мурманчан: в новом здании будет комната-музей по истории театра и кино. И люди, которые придут в театр и посетят там музей, несомненно, с бл?годарностью будут называть имя инициатора эУого благороіного об­ щественно полезного дела артиста Александра Борисовича Рогачев­ ского. М. НЕЧАЕВ. Заслуженный артист РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz