История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

к П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 22 (8976) 26 января 1958 г. Когда человек впервые попадает в новый для себя город, то» естествен­ но, он стремится ознакомиться с его жизнью, его достижениями в области науки, культуры, промышленности: идет в краеведческий музей, идет в театр. 11 поэтому для нас, впервые приехавших в Мурманск, большой интерес представлял его театр. Нель­ зя не отметить, что столичная прес­ са, например, газета «Советская культура» или журнал «Театр» не балуют Мурманск сообщениями о его культурных достижениях. И вам пришлось начать знакомство с теат­ ральной жизнью города с выясне­ ния, где помещается Мурманский драматический театр. Нам дали ад- pet: Дом культуры имени С. М. Кирова. И вот мы в театре. Холодный и неуютный вестибюль Дома культуры — он же раздевалка, он же кури­ тельная и даже буфет — произвел на нас не особенно приятное впе­ чатлен .г. Не лучше оказался и зри­ тельный зал. Хочется сразу же отметить один печальный факт: многие мурманские зрители, особенно молодежь, удиви­ тельно недисциплинированны. Они почему-то считают в порядке вещей ходить по залу во время спекгаклеЙ и концертов, хлопая креслами и входными дверями, разговаривать друг с другом и даже появляться в театре в нетрезвом виде, на что адми­ нистрация Дома культуры взирает со странным спокойствием. А ведь вто не мелочи. Это мерило культур­ ного уровня зрителя, с которым, ви­ димо, еще мало и плохо работают соответствующие организации. А надо бы! Коллектив Мурманского театра заслуживает глубокого ува­ жения и любви своего зрителя. Первый же спектакль, просмот­ ренный в Мурманском областном драматическом театре, произвел на нас самое благоприятное впечатле­ ние. Захотелось полнее ознакомиться с репертуаром театра, его дальнейши­ ми творческими планами, встретить­ ся с коллективом, режиссерами и выяснить ставшие вдруг мучитель­ ными вопросы: почему театр иг­ рает в Мурманске только три раза в неделю? Почему у театра нет своего помещения? И вот что мы узнали. Мурманский областной драмати­ ческий театр через год отпразднует свое двадцатилетие. 19 лет назад из Ленинграда приехала в Мурманск группа молодых актеров Ленинград­ ского Большого Драматического теат­ ра имени Горького, создав здесь фи­ лиал Ленинградского театра. Они-то и составили ядро ныне существую­ щего коллектива. Многих из них уже нет в труппе, но до сих пор ра-1 ботаюг в театре заслуженный артист республики Филиппой, артисты Федорова, Хватская, Макаров, гри­ мер Ульянов. Это ветераны, хотя по возрасту половину из них можно было бы смело причислить, если не к молодому, то уж, во всяком слу­ чае. среднему поколению актеров. Сейчас творческий состав труппы насчитывает 31 человека, а всего в коллективе театра вместе с обслу­ живающим персоналом около 75 человек. Театр осуществляет ежегод­ но 9 новых постановок, многие из которых не сходят с репертуара по песколько сезонов. Свой финансо­ вый план театр выполняет, несмот­ ря на то, что вся его сравнительно Небольшая дотация уходит на вып­ лату «полярпой Надбавки» актераяі и ... на аренду помещения. Да, да, аренду помещения, потому что театр, насчитывающий без малого двадцать лет своего существования, оказывается, до сих пор действитель­ но не имеет собственного здания и вынужден ютиться, как бедный род­ ственник на правах постояльца, в помещений Дворца Культуры имени С. М. Кирова. И даже это помеще­ ние, где нет пи настоящих репети- ЦйоіШых Зал, НИ Мало-мальски при­ личных актерских уборных, ни склада для декораций, костюмов, реквизита, предоставляется театру всего лишь на три дня в неделю. А остальное время труппа проводит на колесах, сама выезжая навстре­ чу зрителю на еще менее приспособ­ ленные и оборудованные площадки. Правильнее было бы делать прямо противоположное: театр ежедневно играет в городе, в своем собствен­ ном здании, а зрители из пригород­ ных поселков в организованном по­ рядке, на автобусах и Машинах при­ езжают смотреть интересующую их пьесу. Казалось бы, чего проще? Ведь каждому ясно, что спектакль на технически хорошо оснащенной сцене, привычной и обыгранной ак­ терами» в декорациях, сделанных специально для данной сценической площадки, короче говоря, спектакль, играемый в нормальных условиях стационарного театра, будет стоять 6 Точки зрения художественной на неизмеримо большей высоте, а, сле­ довательно, будет иметь и неизмери­ мо большую силу воздействия на своего зрителя, чем сйекгакяь, иг­ раемый каждый день на новых, за­ частую тесных и мало приспособ­ ленных площадках, где художнику, техникам и осветителям приходится сниматься спешной перемонтиров­ кой Декораций и света, & исполни­ телям на ходу менять обжитые ми­ зансцены, столь необходимые для правильного самочувствия актера на сцене. Правда» нам тут же сообщили, что в городе на проспекте имени Ленина идет строительство здания для Мур­ манского областного драматического театра, и стены ЬостроЙки уже воз* есдсны до уровня четвертого этажа. 1зе этих спектаклей. Но о двух из Но получит ли театр новое здание в шіх нам бы хотелось сказать, свой 20-летний юбилей? На этот Во-первых, это Олег Савин из ко- вопрос трудно ответить. медии Розова «В поисках радости». Мы смотрим один за другим спек- Олег не борец и не строитель. Ему такли театра: старые, идущие уже еше очень далеко до взрослого че- не первый сезон, и новые, только ловека. Но в том, как оп выписан что вышедшие, или даже еще но драматургом и превосходно — тон- выпущенные, а находящиеся в ре- к0» Умно, проникновенно — сыгран петиционном периоде: «Одна» актером Г. Н. Ложкиным, мы уже С . Алешина, «В поисках радости» видим задатки настоящего человека В . Розова, «Почему улыбались звез- с большой буквы, который, возму- ды» А. Корнейчука, «Сердца должны *кав, никогда в своей жизни Ие свер- гореть» Л. Митрофанова. И от спек- ыет с прямой и трудной дорош на такля к спектаклю все больше убеж- мягкую и извилистую обходную тро- даешься в том, что Мурманский те- пинку. Олег — мальчишка, подро- атр не просто один пз многих наших сток, сШе по-детски любящий сладэ- периферииных театров, честно и сти» но Уже по-взрослому рассуж- добросовестно выполняющих свои Дающий о жизни. Этот маленький задачи. Мурманский областной дра- человек уже сейчас до щепетильно- матический театр — это по-настоя- честен (вспомним вгеторию с щему творческий коллектив, живу- аквариумом, с пролитыми на Леноч- щий большой полнокровной жизнью, 5ПН стол чернилами) и до отчаяния со своим художественным обликом, безрассуден (изруоленная отцовской своими только ему присущими осо- шашкой мебель); он может быть бенностями жестоким в своем озорстве (сцена, Первое, ' что обращает ва сей» М гда 0ППВЫГ,0НЯЕТ явпо влюбленную внимание в Мурманском театре, да* “ по'ж^ кп же если вы еще ае видели ни одно- с «лизкнмп (яінзод с Федором во го спектакля и лишь успели позна- r e s s r - S S r i i : : сы. как «Одна» С. Алешина, «Го- с'тмшпп «Астопия» А Штейна «В » ^ стУДеПтУ Мшпе из комедии стпннца «Астория» А. тейна, «и | добрьтшгна вВ коммунальной слуга режиссуры в первую очіріДѣ. Но то, что на сцене нет премьеров и статйстов — это ааслуга коллектй* ва. Чувствуется, что в Мурманском театре ни один актер не считает для себя зазорным, сыграв сегодня цент­ ральную роль, завтра выйти на сце­ ну в эпизоде с двумя, тремя репли­ ками. И так, как сегодня он отно* сится к своей центральной роли, он завтра будет играть свой эпизод: с той же отдачей, с тем же полным перевоплощением, с той же Собран­ ностью и вниманием. И когда заду­ мываешься над тем, откуда это идет, добрый час» и «В поисках радости» В . Розова, здесь и ставшее класси­ ческим произведением советской дра­ матургии — «Интервенция» Л. Сла­ вина, п пьесы, которые именно «В квартире», (кстати, роль Миши иг­ рает тот же артист Ложкин), стано­ вится чем-то вроде общественной совести окружающих его людей. „ „„n , I А вот другой образ — Мария Ми- снентиеское вожлеше как напв” * айловна Платонова из драмы С. Але- « в Т о м е м я Г С і й ч ѵ н «Поче- шияа * 0дп1,>- *Іа огромн*н) лиЧ- ѵіыбались эвеэдыѵ показанная и™ тр;1г'?дпга Платоновой, от кото- т е а т р Г ко ла она ш е не быта рсй “ **> яко«ы 00 имя ^ опублнкована в печати В театре с g g j * W L l ' S t a l J S г гордостью показывают поздравитель- L ^ ^ JEj ну» телеграмму А. Корнейчука, при- ? :гА л7епшн’ На НаШ = » "" З й - . ’ЯйЙГЧЯУГ п но показав нам разрушение двух Советская пьеса основа репер- семей ради создания одной новой, туара. это стало своего рода деви- он каі. gbI говорит нам, зрителям: зом, творческим кредо театра. В по- решайте сами, кто из них прав. Но исках новых, еще никем не сыгран- ТБатр — и в этом, прежде всего, ных пьес театр обращается и к ме- заслуга постановщика спектакля ре- стным авторам. Недавно в его ре- 2 щССера С. П. Ящпковского и йспол- пертуаре была пьеса, рассказывав- нительницы роли Платоновой ар- °п Револк>Цпонньіх событиях Ітисткй Л. Ф. Комаровой — не за- 191 j —20 годов, «Это было на Мур- Iхотел остаться на нейтральной по- мане». Ее автор —-актер шурнан-1 зиции. Театр расставил в спектакле ского театра В. И. Минин. сВои акценты, придав драме новое Правда, в упрек театру можно для нее оптимистическое звучание, было бы поставить тот факт4, что в Да, ушел из семьи Платонов, ушел его репертуаре, наряду с «Интервен- от жены, с Которой прожил 17 сча- цией» или «Персональным делом», стливых лет, ушел, бросив 16-лет- пьесами глубоко идейными, напол- тою дочь, умное, тонкое малень- ненпыми большим внутренним со- кое существо, для которого измена держанием, идут «После разлуки» отца — травма и боль на всю бр. Тур. «Любовь, директор и квар- жизнь, поругание светлой веры в тира» Ц. Солодаря, произведения, людей. П тем не менее, не Платонов, отнюдь, не являющиеся советской так упрямо стремившийся к своему классикой. Но ведь не эти «Разлу- эгоистическому счастью й, наконец, ки» и «Квартиры» определяют ре- обретший его, оказался победите- пергуарное направление Театра, | лем. Нет, он ушел из семьи мораль­ н е е tHftor растить и воспитывать способную молодежь. Просто невозможно перечислит*» всех Понравившихся нам актеров из числа молодежи. Но о двух хотелось бы упомянуть особо. Это Г. Н. Лож­ кин и Е . А. Данилова, чье мастер­ ство, как нам показалось, отличает­ ся наибольшей зрелостью. О Ложкине мы уже говорили до­ статочно подробно. Е . Данилову нам довелось увидеть в двух различных ролях: Нины Пла­ тоновой в драме Алешина и Татьяны Савиной в комедии Розова. В пер- Сцена из спектакля «В поисках радости». Слева направо: Леночка •— артистка Е. Г. Степаненко, очень определенное и ярко выра­ женное, — раскрыть и показать во всей его полноте н Многогранности образ советского Положительного ге- но опустошенным, сломленным, ус­ талым, с нечистой совестью и вечно гложущим его душу вопросом: имел ли я право уйти? А победительни- роя. И если мы с этих позиций еЩе цей в этой тяжелой борьбе за право раз оОратикся к репертуару театра, смотреть честно и прямо в глаза ок- а потом посмотрим его спектакли, ружающим людям оказалась его же- то ощутим это особенно остро, на, Мария Михайловна. Это она на- Возьмем для примера хотя бы такие шла в себе волю, мужество, решй- пьесы, на первый взгляд мало по- мость в самую страшную, в самую хожие друг на друга по своему сю- мучительную минуту отбросить и жету, теме, образам, как «В поис- зачеркнуть довлеющий над ней ках радости» В . Розова и «Одна» кошмар измены мужа. Пусть он С. Алешина или «Почему улыбались ушел, но у нее осталась семья, у звезды» А. Корнейчука и «В комму- нее есть любимая работа, а впере- нальной квартире» югославского ди — целая жизнь, и глубоко, ра- драматурга Д. Добрычанина. А меле- достно вздохнув полной грудью, как дУ Тем, и драма Алешина (режиссер человек, пробуждающийся от тяже- заслуженный артйсТ УАССР С. П. лого сна, она с просветленной улыб- ЯщиКовский), в которой» пусть да- кой, как старшая, как глава семьп, же во имя правды и большой любви, обнимает своих близких и звонко, но все же разрушается хорошая и по-молодому бросает в зал ввучащие дружная советская семья, и гротес- призывом слова: «Здравствуйте, «овая комедия А. Корнейчука, Где мои дорогие, здравствуйте, родные в конце концов все находят свое мои!» счастье (режйссер заслуженный ар- И сразу становятся решенными тист УАОСР С. П. Ящиковский), й все, казалось бы, неразрешимые живая зарйСовка Действительности, проблемы, и сразу становится ясно, сделанная В. Розовым, (режйссер кого ждет в будущем настоящее Ю. Л. Хорош) — все они в трактов- счастье. ке Мурманского театра очень близ- Этим оптимизмом, этой верой в ки по своему звучанию, по своей, людей, в то лучшее, что заложено Говоря театральным языком, сверх- в их душах, проникнуты многие задаче. спектакли Мурманского областного В чем же это выражается? драматического театра. В этом их Прежде всего, в том, как трактуют- общность, единство направления, в ся в йТих спектаклях режиссером и ях большое положительное зна- актерами образы положительных ге- чение- роев, людей труда, строителей новой А вот вторая особенность театра. Жизни, В ком особенно ейльно вы- Когда смотришь тот иЛй иной сПек- йвлЯеТСЯ творческое, созидательное такль, То поражаешься, прежде все- начало. В короткой статье невозмож- го, удивительным единством актер- но, да й нет смысла останавливать- ского ансамбля, слаженностью игры Сй на каждом положительном обра- I исполнителей. Бесспорно, в этом за- понимаепіь, что такой дух коллек­ тивизма, единства, такая сплочен­ ность возможны только в очень дружном, верящем в свои силы кол­ лективе, живущем общими радостя­ ми и горестями, успехами и достиже­ ниями. И действительно, когда мы спросилп, не ймеет ли место теку­ честь в творческом Составе театра, нам просто привели цифровые дан­ ные: Федорова, Филиппов, Хватская, Макаров — 19 лет в театре, Ильке- вич — около 15 лет, РоГачевскиЙ — 11, Усова, Баздеров, Ложкин — де­ вятый год и т . д. н т . п. Теперь о молодежи. Место, зани­ маемое молодежью в Мурманском театре, — это тоже одна из его осо­ бенностей. Можно смело сказать, что вряд ли найдется много театров, где молодые актеры были бы так заня­ ты в ведущих ролях и им создава­ лись бы такие благоприятные усло­ вия для творческого роста. Мы по­ смотрели один целиком молодежный спектакль — «В поисках радости» — и другой — «Одну», — где из 14 действующих лиц есть только одна роль для молодой актрисы, роль Нины — дочери Платонова. Видели мы и опектаклй, где в рав­ ной мере заняты как молодые, так и пожилые исполнители. Но ни в одном спектакле мы не почувство­ вали ни разницы, ни антагонизма между молодым и старшим поколе­ нием труппы. Бели у зрелых акте­ ров подчас больше профессионализ­ ма и мастерства, то у молодых так много подкупающей искренности, непосредственности, чисто юноше­ ской влюбленности в свою роль, что это сторицей окупает еще не при­ шедшую к ним технику и годами приобретаемый опыт. Главное для актера — уметь и мочь жить на сцене жязнью, мыс­ лями и Поступками своего персона­ жа. Актеру, а особенно молодому, бывает порой на сцене не только неловко, но и страшно: появляется скованность, фальшь. В Мурманском театре мы не заметили этого. Прав- где-то у Е* Г . Степаненко — еночки в пьесе РозЬва и В . Й. да, Л в Цветковой — Ольга в комедии А. Корнейчука нет-нет да и появлялся нажим, стремление у одной черес­ чур подчеркнуть мещанскую пусто­ ту, а у Другой — абстрактйО-Ш- нечную восторженность своей герой- Нй. Бледноватой нам показалась и ЛюбиЦа — В . Ф. Яковлева «В ком­ мунальной квартире». Больше кра­ сок хотелось бы увидеть в палитре Э. С. Везломцевой, играющей Лулу в пьесе Добрычанина л Жанну в ко­ медии Корнейчука, как, впрочем, это­ го же хотелось бы пожелать и А. А. МййееВу В ролй Николая СаВйна «В Поисках радости» В . Розова. Но это частности' и Мелочи, не заслоняю­ щие ГлавНоГо — в Мурманском те- Сцена пз псрвого акта сгіектакля «В поисках радости* йо пьесе В . Розова.^ Федор — артист К. А. Баздеров. Фото К- Ульянова. 1__________________________ . вом случае она, подобно Олегу — Ложкина, еще подросток, во вто­ ром — девушка-студентка. Только в отличие от героев Ложкина, необык­ новенно темпераментных, динамич­ ных, чей внутренний мир выплески­ вается наружу, героини Даниловой внутренне очень собраны, нетороп­ ливы в движениях и речи, с внима­ тельным взглядом больших умных глаз. Вот, например, Татьяна Сави­ на. Ее роль в пьесе Розова не так велика, она немногословна и. не пре­ тендует на первый план. Но, когда Татьяна — Данилова находится на сцене, от нее трудно оторвать взгляд. Сидит ли она молча на дива­ не, спокойно положив на колени ру­ ки, или, тоже молча, возится с по­ судой у буфета, готовясь накрывать на стол, или неторопливо, аккурат­ но, по-хозяйски подметает пол в столовой, она все время живет на­ стоящей жизнью своей теропнп, то внимательно прислушиваясь к до­ летающим до нее репликам, то ду­ мая какуЮ-То свою, одной ей изве­ стную, думу. И все это — в образе, ни на секунду не выключаясь из роли. Хочется особо отметить М. П. Чудвину, очень тонкую, чуткую ар­ тистку, умеющую превосходно рас­ крыть психологию своих героинь. Достаточно вспомнить ее безмолвную сцену в пьесе Л. Митрофанова «Сердца должны гореть», когда зри­ телю по одному состоянию Елены — Чудзиной уже становится ясно, что разрыв с мужем неизбежен И прои­ зойдет Именно теперь. И хотя актри­ се поручают роли одного плана — От Ларисы в «Бесприданнице» до Варвары в пьесе «Одна» — Чудзи- на умеет быть всегда разной и в каждом новом образе находит Толь­ ко ему одному присущие пейхологп- чеекИе нюансы. Хотя бы в двух словах хочется отметить и актера Р. М. Бочкарева, правдивого, убедительного и Тонкого, сумевшего найти для двух образов, довольно блйзкйх по своему харак­ теру, как Юрий в комедии Корней­ чука И Геннадий в пьесе Розова, со­ вершенно различные краски, инто­ нации, детали. И не только о молодежи Мурман­ ского театра, но и об актерах стар­ шего и сррдНего поколения можно было 6Ы сказать немало теплых и хороших слов. Чего стоит, например, один только образ сторожихи Нироновны, созданный Ё . П. Федоровой в пьесе Л. Митрофа­ нова «Сердца должны го­ реть»! Только о нем одном мож­ но было бы написать целую статью. А Марго в исполнении Е . И. Шапо­ валовой в драме Алешина? А тетка Пола — М. А. Усова «В коммуналь­ ной квартире», или та же Усова в роли матери в комедии Розова, или Федор — К . А. Баздеров в том же спектакле, или Лапшин — П. В. Куликов тоже в пьесе Розова? Говоря о работе Мурманского об­ ластного драматического театра, нельзя не сказать о художни­ ках театра В . П. Чудзпне и В . А. Алексееве. Декорации в спектаклях Мурманского театра в большинстве своем просты, скромны п выразительны. В местном краеведческом музее, В разделе культурных достижений Края, мы увидели два стенда, по- СвЯщейные театру, с фотографиями, программами И грамотами, которыми театр был награжден. Конечно, хо­ рошо, что музей хоть как-то отра­ зил в своей экспозиции деятель­ ность театра, но нам кажется, что ЭТО нужно было 6Ы сделать полнее И ярче. Это бы и еще больше при­ влекло к театру вНпманйе мурман­ чан. А Мурманский областной дра­ матический Театр, Право, заслужи­ вает такого ВййМяййй. Н. БАЛАШОВА, корреспондент журнала «Театр».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz