История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
К КОНФЕРЕНЦИИ ЗРИТЕЛЕЙ ОБЛДРАМТЕАТРА За высокий идейный ихудожественный уровень каждого спектакля Задача театра— воспитывать зрителя Известно, что лицо театра опре деляет его репертуар. Если он не включает в себя значительных про изведений драматургии, раскрываю щих важные такы современности,— это значит, что театр не сможет справиться с ответственной задачей, поставленной перед ним, — с зада чей воспитывать зрителя. К сожалению, просматривая ре пертуар нашего областного театра, пало находишь здесь значительных вещей, раскрывающих духовный мир советского человека, его борьбу за построение коммунистического обще ства или пьес зарубежных авторов, в которых ставятся глубокие проб лемы. Остановимся хотя бы на одной нз последних работ театра — на спек такле ^-Телефонный звонок» по пьесе Ф. Нотта. Что хотел сказать этим спектаклем театр нашему зри телю? К чему эовет, что воспитыва ет подобный спектакль? Ведь по существу — это типичный бур жуазный детектив, где со смаком рассказывается о том, как некий бизнесмен задумал совершить убий ство своей жены, чтобы овладеть ее богатством. Если глубоко вдуматься в содер жание пьесы, в ее образы, перед нами в неприкрытом виде окажется пошлейшее произведение «гангстер ской» литературы. Постановка этой пьесы, на наш взгляд, серьезная ошибка театра. На нашу сце ну не должны ни под каким видом проникать произведения, чуждые нашей коммунистической морали. А открывать подобной «дра матургии» дорогу на сцену — зна чит эабьгвать об огромной воспита тельной роли театра, о той идеоло гической борьбе, которая велась и ведется и должна вестись с буржу азными идеями и идейками, в каком бы виде онп ни проявлялись. Нынешний репертуар театра не продуман глубоко и перспективно. Ведь на следующий театральный се зон коллективу прицстся готовить новые работы, так как ни одна из последних постановок, бесспорно, не выдержит испытания временем, сойдет со сцены, как сходят все легковесные спектакли-однодневки. Беда театра не только в том, что в подборе пьес он за-был о своей воспитательной роли, о большой от ветственности перед советским зри телем. Беда также и в том, что уже готовые хорошие спектакли почему- то исчезли в нынешнем сезоне из ре пертуара театра. Значительным ус пехом у зрителей пользовался «Ог ненный мост» Ромашова, «Больше вик» Дэля. Почему эти спектакли сейчас не ставятся? Нельзя забьгзать и о том, что ре пертуар .определяет и творческий рост актеров. Только высокоидейные и художественные пьесы могут дать материал для творческого ро ста молодежи, для проявления та ланта актеров. XX съезд Коммунистической пар тии поставил серьезные задачи пе ред учреждениями культуры. Чтобы выполнить их, мурманский театр должен коренным образом изменить свой репертуар, обогатить его. В. однолько. З а в е д ующ и й библиотекой. В деле коммунистического воспитания тру дящихся перед советским театром партией поставлены огромные задачи. Они успешно могут быть выполнегы прежде всего при на личии высоко идейного репертуара, мастер, ства актеров. У Мурманского облдрамтеат ра есть немало творческих удач в работе. Однако в подборе пьес театром допущены серьезные ошибки, приведшие к тому, что здесь попал на сцену пошлый буржуазный детектив «Телефонный звонок» (Редакция «Полярной правды» поступила неправильно, опубликовав заметку об атом • спектакле, не вскрывающую веек порочности пьесы). Надо ожидать, что ва конференции зрите лей, которая состоится сегодня, будут выска заны ценные предложения по улучшению ра боты театра, по повышению идейного и ху дожественного уровня его репертуара, каждо го спектакля. в но в ом с е з о н е И с т орич е с ки е р еш ен и я н аш ей п а р т ии по идеоло гическим вопро сам с предельной я сно ст ью с т а в я т п е р е д д р ам а т у р г ам и н р або тни к а ми т е а т р а з а д а ч у — с о з д а в а т ь я р к и е , полноц енны е в идейном и худож е с тв енном отнош ении про и зв ед ени я о ж и зн и советского об щ ес т в а , о советском человеке. Именно поэтому р еп ер т у арны й п л ан — основа ж и зн и т е а т р а , вы р а зи т е л ь творч е ски х стремлений , идейной н а п р авл енн о с ти и худо ж е с т в е н ны х в ку со в т е ат р а л ьно го коллектива . Хорошо понимая з а д а ч и со в р е менного советского т е а т р а , в пр ак ти ч е ской д ея т ел ьн о с ти мы все ж е допу скали ошибки и в ре пер ту арной линии и в о р г а н и з а ции творческого процесса. П ер вы е работы т е а т р а в про ш едш ем году были од у х о тв о р ены Г ш ениями XX с ъ е з д а партии , с п е к т а к л е « Б о л ьш е в и к » Д . Д э л я , получивш ем полож и т ел ьн ую оц ен ку общ ественности , вы я в и ли с ь а к т е р с ки е удачи не т о л ь к о м а с теров сцены с т арш е го поколе ния, но и н аш их молодых а р т и стов, вос со здавших на сцене о б р а зы В. И. Л ени н а (арт. В. А . Ми нин) и Я . М. С в е р д ло в а (арт. В. И. Тарасов). К рупным собы тием в ж и з н и те а т р а я в и л а с ь пос т ановк а с п е к т а к л я «Это было на М урм ан е» по п ь е с е а р т и с т а т е а т р а В. Минина. П ри всем несов ерш ен с тв е д р а м а тур гиче ско го м а т е р и а л а кол л е к т и в совместно с а в т о р ом лю бовно т р у д и л с я н а д со зд ани ем с п е к т а к л я , п о л у ч и вш ею хороший о тклик у з ри т е л я . С ч и т ая основс-й р е п е р т у а р а сов рем енную сове тскую пьесу , мы п о к а за ли в прош лом году «Н е с ч астный с л у ч а й » М акл яро в ско го и Х ол еидро , «О дну» А л ешин а и п ь е су «В з р о с лы е дети» моло ды х д р ам а тур го в З а к а и К у зн е цова. П ри в с ех нед о с та тк ах этих пьес, которых т е а т р порой не смог преодол е ть, в клю чени е в ре п е р т у а р этих прои зв едений бы ло необходимым . З н ач и т е л ь ны м н едо статком в р еп ер т у арн ом пл ане прош ло го года я в и л о с ь и злишн ее у в л еч ени е переводными пье самл ком едийно го плана- Этим о б ъ я с н я е т с я по я в л е ни е в течени е года с п е к т а к лей: «М о р а л ь пани Д у л ь с кой » Г. З ап о л ь с к ой , «Д о к т о р ф и л о с о фии » Б . Н уш и ч а , «В комм ун ал ь ной к в а р ти р е » Л . Добрыч анин а. В к аж д о й и з ни х е с т ь с е р ь е з н а я ■венных и д е йн а я н ап р авл енн о с ть , при в л е -| военных к ающ и е а к т е р о в и р ежи сс ер о в ху д ож е с тв ен ны е к ач е с тв а , но и з лиш н е е скопление их в р е п е р т у а ре одного го д а положи т ел ьн о р а с ц ен и в а т ь н е л ь зя . Ошибкой т е а т р а я в и л о с ь в к лю ч ение в свой р е п е р т у а р ни зко пробного д е т е к ти в а х а р а к т е рн о г о д л я б у рж у а зн о г о т е а т р а — пьесы Ф . Н о т т а «Т ел еф он ны й звонок » , сни зи вш ей идейно -художествен ный у р о в е н ь наш е го р еп е р т у а р а . Винить в этом некого, кром е са мих себя. С п е к т а к л ь « Т е л еф о н ны й зв онок » н ам и с р е п е р т у а р а снят. В т еч ени е прош ло го года т е а т р вы е зж а л на г а с троли по области в гг. Мончегорск, Кировск , К ан д а л а кш у , Л о в о зе р о , Р е вд у , вп ер вы е о б сл уж и л т руж ени ко в Тери- берско го и Саамско го районов. Рад о с тн о вспомин ает к о л л е к ти в ле тни е г а с тр о ли прошло го года в г. П е т р о за в о д с к е , т еп лы й прием с п е к т а к л ей жи т е л ям и К ар ел ь с кой А С С Р . Это ведь были первы е г а с тр о ли з а пр ед ел ами области з а с ем н а дц а т ь л е т сущ е с т в о в ани я т е а т р а . Вклю чи вши сь в проведение Вс есоюзного ф е с т и в а л я молоде жи , общ ес твеннос т ь т е а т р а с де к а б р я н а ч а л а про води т ь «комсо м о л ь с ки е ч етв ер ги» с пок азом р а бот -н аш их м олоды х артистов. К н а ч а л у зимнего с езона тв о р ч еский со с та в пополнился кв а ли фици ро в анными рабо тни ками и од аренной молодеж ью . В к о л л е к ти в т е а т р а вступили р ежи сс ер Ю. Л . Хорош , г л а вны й х удожни к В. И. Чуд знн , а р ти с ты Р . М. Б о ч к а р е в . Г. И. М ед вед ева . А. А. Ми- не ев , Б . И. Соло в ь ев . М. П. Чуд зи - н а . В. Ф. Я к о в л е в а . В новом , 1 9 5 7 году, кри ти ч е ски оц ен и в а я свою работу , мы с тр емим ся с п е р вы х ж е дней к ус т р ан ению ошибок и недостат ков. В прошло годнем р еп е р т у а р е у н а с о т су т с т в о в али прои зв едени я ру с ской к л а с си ки . С амым п ер вым новым сп е к т а к лем в новом году б уде т «Б е с п р и д ан н и ц а» А . Н. Островского. Мы пок аж ем ко Дню Советской Армии новѵю д р ам у А. П. Ш т е й н а «Го с тиниц а «А с т о р и я » . П ь ес а п о св ящ ен а ге роич еской обороне Л е н и н г р а д а в су р о вы е дни б ло к ады города. Т а к в гостинице в с ент ябре 1 9 4 1 года волею в с е гда естест- и всегда удивительных о б сто я т ел ь ств , н е г ад ан но с т олкнули с ь с удь бы р а зны х людей — военных и ш татских , не сч а стны х и с ч а с т ли вы х , с и л ь ных и с л абы х , п р е к р а сны х и под лы х . В пье се п р и в л е к а е т пр а в д а чувств, глубина с т р а с т ей и я р к а я обрисовка х ар акт еро в . Мы р ешили вклю чи ть в р е п е р т у а р героич ескую комедию В. Вишневского , А . К р он а н В . А з а р о в а « Р а с к и н у л о с ь море ш и роко» , по с в ящ енную ж и зн и мо р я ко в Б ал тий ск о го ф л о т а в дни В еликой Отечественной войны . И з прои зв едений зап адн ой к л а с с и к и в этом году мы пок а ж ем одну и з ком едий испанского д р ам а т у р г а Лопе де Вега. Хоч ет ся откров енно п ри зн а т ь ся в том, что нам ч асто прихо д и т ся при определ ении р е п е р т у а р а о т к а зы в а т ь с я от у в л е к а т е л ь н о го др ам а т у р гич е ск о го м а т е р и а л а и з-за о т су т с т ви я оборудованного т е а т р ал ьно го помещ ения. К о гда нет т ехнич ески у с о в е р ш ен ствованной сценической пло щ ад к и , ко гда о т су тствую т поме щ ен и я д ля работы т ехнич е ских цехов, грим -уборные, с к л ад с ки е п ом ещ ени я и т. д., т рудн о меч т а т ь о пос т ановк е Ш ек спир а , М аяко в ско го или любой много плановой п ь е сы с б ольшим ко ли чеством сцениче ских эфф ек т о в . По этому с тревогой работники т е а т р а воспринимают зам едл енны е темпы с т р ои т ел ь с т в а зд а н и я об л а с тно го др ам а тич е ско го т е а т р а . Н аш и сп ек такли в Доме к у л ь т у ры имени С. М. Кирова мы иг р а ем т о л ь к о три р а з а в неделю , н поэтому с т а ры е с п е к т а к ли («Б о л ьш е в и к » , «С е л ь с ки е в ечера* , «В добрый ч ас» и др.), с о х р ан я е мы е в р е п е р т у а р е т е ат р а , пока- зы р а ем зрит елю очень редко. В работ е т е а т р а оч ень много недостатков. Творч е ский уро в ен ь и кач е с тв о сценическо го оф о рм ле ни я с п е к т а к л е й порой вы зы в аю т сп р а в е д ли вы е уп р е ки з ри т е л ей . П рин цип и а л ьн а я кри ти к а и тщ а т е л ь ны й а н а л и з р або ты а к т е ров, р еж и с с ер о в , худ ожни ко в н пос т ановочных цехов помогут в д ал ьн е йш ем р а зви тии и т в о р ч е ском соверш ен ствовании наш его т е а т р а л ьн о г о к о л л е к ти в а . С. ЯЩИКОВСКИИ. Главный режНЬсер театра, заслуженный артист УАССР. В погона за кассовыми сборами Мурманский областной драматиче ский театр за последнее время твор чески значительно вырос, коллектив пополнился новыми опытными акте рами, способной артистической моло дежью, которая показала себя в ряде работ театра с хорошей стороны. Все это радует нас, зрителей. С болью, именно с болью, потому что мы любим свой театр, мурманча не отмечает, что художественное руководство театра явно увлеклось так называемым легким репертуа ром, постановкой неглубоких развле кательных пьес. Эта линия в репер туаре театра вызвана, очевидно, стремлением увеличить кассовые сборы. И вот в погоне за этим и по ставлены на сцене нашего театра такие пьесы, как типичный буржуаз ный детектив «Телефонный звонок» Ф. Нотта, довольно пустенькая ко медия «В коммунальной квартире», недоработанная авторами и скоропа лительно подготовленная театром пьеса «Взрослые дети». В прошлых сезонах мы видели ряд ' удачных постановок по пьесе А. Н. Островского «Не было ни гроша да вдруг алтын», по пьесе Дэля «Боль-», шевик», театр ставил комедии Каль-; дерона, Лопе де Вега и других. Но постепенно эти спектакли исчезли из репертуара театра, и текущий сезон вызывает законную тревогу. Зрителям, которые следят ва твор ческим ростом театра, обидно, что в его репертуаре не находит места дра матургия Горького. Чехова, Толстого, Бернарда Шоу, Шекспира, Мольера. Надеемся, что режиссеры театра серьезно подумают над изменением репертуарной линии. Д. БЕЛЯКОВ. Депутат городского Совета. Penepmyapbi двух т е а тров В нашей области два театра — областной драматический я театр Северного флота. Сравнивая репер туар обоих театров, сразу чувству ешь серьезные ошибки нашего об ластного театра в выборе пьес. «Любовь Яровая» и «Кремлевские куранты» — пьесы, рассказываю щие о революции, о героических днях гражданской войны, «Порт-Ар тур» — драматическая повесть о славном прошлом нашей страны, русская классика — «Дядя Ваня», «Не все коту масленица», одно из значительнейших произведений за рубежной классики — «Огелло», современная драма «Иван Рыбаков» и другие — таков далеко не полный перечень спектаклей, которые идут на сцене театра Северного флота. Каким бедным, однобоким выгля дит рядом с этим перечнем реперту ар нашего театра, где, кроме «Боль шевика», который, кстати, последнее время и не ставился, нельзя назвать ни одной историко-революционной пьесы. Совершенно отсутствует в ре пертуаре русская классика. Ничего не скажешь, таш е коме дии, как «Доктор философии», «В коммунальной квартире», интересны и могут занять свое законное место в репертуаре театра. Но наряду с ними, репертуар областного театра следует обогатить классическими, а также современными советскими и зарубежными пьесами; пьесами, рас сказывающими о нашем человеке — строителе коммунизма, о борьбе на родов за мир. Н. ПАНИНА. Врач 3-й поликлиники. Почему мы редко бываем в театре Когда наступает свободный вечер, многие наши молодые работницы за думываются, куда бы пойти. Мало в городе мест, где можно интересно провести свой досуг. Однако когда мы организуем культпоходы в об ластной драматический театр, в них участвует всего-навсего человек 15— 20. В чем же дело, почему не охотно идет молодежь в единствен ный в городе театр? Беда в том, что на сцене его мало показывается спектаклей, которые волнуют, захватывают зрителя, спектаклей, о которых хочется пого ворить, после просмотра которых стоит устроить обсуждение. Репертуар театра в последнее вре мя довольно бедеа, причем подчас ставятся такие вещи, что выходишь из театра, как говорится, с пустой душой. Хочется отметить и то, что за по следнее время мастерство артистов выросло, улучшилось оформление спектаклей. Хочется верить, что скоро на сце не нашего театра мы увидим содер жательные спектакли, увлекающие молодого зрителя. Г. МЕЛАНИНА — культ- организатор, В. УВАРОВА — секретарь комсомоль ской организации консерв ного завода Мурманского рыбокомбината.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz