История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

К КОНФЕРЕНЦИИ ЗРИТЕЛЕЙ ОБЛДРАМТЕАТРА За высокий идейный ихудожественный уровень каждого спектакля Задача театра— воспитывать зрителя Известно, что лицо театра опре­ деляет его репертуар. Если он не включает в себя значительных про­ изведений драматургии, раскрываю­ щих важные такы современности,— это значит, что театр не сможет справиться с ответственной задачей, поставленной перед ним, — с зада­ чей воспитывать зрителя. К сожалению, просматривая ре­ пертуар нашего областного театра, пало находишь здесь значительных вещей, раскрывающих духовный мир советского человека, его борьбу за построение коммунистического обще­ ства или пьес зарубежных авторов, в которых ставятся глубокие проб­ лемы. Остановимся хотя бы на одной нз последних работ театра — на спек­ такле ^-Телефонный звонок» по пьесе Ф. Нотта. Что хотел сказать этим спектаклем театр нашему зри­ телю? К чему эовет, что воспитыва­ ет подобный спектакль? Ведь по существу — это типичный бур­ жуазный детектив, где со смаком рассказывается о том, как некий бизнесмен задумал совершить убий­ ство своей жены, чтобы овладеть ее богатством. Если глубоко вдуматься в содер­ жание пьесы, в ее образы, перед нами в неприкрытом виде окажется пошлейшее произведение «гангстер­ ской» литературы. Постановка этой пьесы, на наш взгляд, серьезная ошибка театра. На нашу сце­ ну не должны ни под каким видом проникать произведения, чуждые нашей коммунистической морали. А открывать подобной «дра­ матургии» дорогу на сцену — зна­ чит эабьгвать об огромной воспита­ тельной роли театра, о той идеоло­ гической борьбе, которая велась и ведется и должна вестись с буржу­ азными идеями и идейками, в каком бы виде онп ни проявлялись. Нынешний репертуар театра не продуман глубоко и перспективно. Ведь на следующий театральный се­ зон коллективу прицстся готовить новые работы, так как ни одна из последних постановок, бесспорно, не выдержит испытания временем, сойдет со сцены, как сходят все легковесные спектакли-однодневки. Беда театра не только в том, что в подборе пьес он за-был о своей воспитательной роли, о большой от­ ветственности перед советским зри­ телем. Беда также и в том, что уже готовые хорошие спектакли почему- то исчезли в нынешнем сезоне из ре­ пертуара театра. Значительным ус­ пехом у зрителей пользовался «Ог­ ненный мост» Ромашова, «Больше­ вик» Дэля. Почему эти спектакли сейчас не ставятся? Нельзя забьгзать и о том, что ре­ пертуар .определяет и творческий рост актеров. Только высокоидейные и художественные пьесы могут дать материал для творческого ро­ ста молодежи, для проявления та­ ланта актеров. XX съезд Коммунистической пар­ тии поставил серьезные задачи пе­ ред учреждениями культуры. Чтобы выполнить их, мурманский театр должен коренным образом изменить свой репертуар, обогатить его. В. однолько. З а в е д ующ и й библиотекой. В деле коммунистического воспитания тру­ дящихся перед советским театром партией поставлены огромные задачи. Они успешно могут быть выполнегы прежде всего при на­ личии высоко идейного репертуара, мастер, ства актеров. У Мурманского облдрамтеат­ ра есть немало творческих удач в работе. Однако в подборе пьес театром допущены серьезные ошибки, приведшие к тому, что здесь попал на сцену пошлый буржуазный детектив «Телефонный звонок» (Редакция «Полярной правды» поступила неправильно, опубликовав заметку об атом • спектакле, не вскрывающую веек порочности пьесы). Надо ожидать, что ва конференции зрите­ лей, которая состоится сегодня, будут выска­ заны ценные предложения по улучшению ра­ боты театра, по повышению идейного и ху­ дожественного уровня его репертуара, каждо­ го спектакля. в но в ом с е з о н е И с т орич е с ки е р еш ен и я н аш ей п а р т ии по идеоло гическим вопро­ сам с предельной я сно ст ью с т а в я т п е р е д д р ам а т у р г ам и н р або тни к а ­ ми т е а т р а з а д а ч у — с о з д а в а т ь я р к и е , полноц енны е в идейном и худож е с тв енном отнош ении про ­ и зв ед ени я о ж и зн и советского об ­ щ ес т в а , о советском человеке. Именно поэтому р еп ер т у арны й п л ан — основа ж и зн и т е а т р а , вы ­ р а зи т е л ь творч е ски х стремлений , идейной н а п р авл енн о с ти и худо ­ ж е с т в е н ны х в ку со в т е ат р а л ьно го коллектива . Хорошо понимая з а д а ч и со в р е ­ менного советского т е а т р а , в пр ак ти ч е ской д ея т ел ьн о с ти мы все ж е допу скали ошибки и в ре­ пер ту арной линии и в о р г а н и з а ­ ции творческого процесса. П ер вы е работы т е а т р а в про­ ш едш ем году были од у х о тв о р ены Г ш ениями XX с ъ е з д а партии , с п е к т а к л е « Б о л ьш е в и к » Д . Д э ­ л я , получивш ем полож и т ел ьн ую оц ен ку общ ественности , вы я в и ­ ли с ь а к т е р с ки е удачи не т о л ь к о м а с теров сцены с т арш е го поколе­ ния, но и н аш их молодых а р т и ­ стов, вос со здавших на сцене о б р а ­ зы В. И. Л ени н а (арт. В. А . Ми­ нин) и Я . М. С в е р д ло в а (арт. В. И. Тарасов). К рупным собы тием в ж и з н и те­ а т р а я в и л а с ь пос т ановк а с п е к т а к ­ л я «Это было на М урм ан е» по п ь е с е а р т и с т а т е а т р а В. Минина. П ри всем несов ерш ен с тв е д р а ­ м а тур гиче ско го м а т е р и а л а кол­ л е к т и в совместно с а в т о р ом лю ­ бовно т р у д и л с я н а д со зд ани ем с п е к т а к л я , п о л у ч и вш ею хороший о тклик у з ри т е л я . С ч и т ая основс-й р е п е р т у а р а сов ­ рем енную сове тскую пьесу , мы п о к а за ли в прош лом году «Н е с ­ ч астный с л у ч а й » М акл яро в ско го и Х ол еидро , «О дну» А л ешин а и п ь е су «В з р о с лы е дети» моло ­ ды х д р ам а тур го в З а к а и К у зн е ­ цова. П ри в с ех нед о с та тк ах этих пьес, которых т е а т р порой не смог преодол е ть, в клю чени е в ре­ п е р т у а р этих прои зв едений бы ло необходимым . З н ач и т е л ь ны м н едо статком в р еп ер т у арн ом пл ане прош ло го года я в и л о с ь и злишн ее у в л еч ени е переводными пье самл ком едийно ­ го плана- Этим о б ъ я с н я е т с я по­ я в л е ни е в течени е года с п е к т а к ­ лей: «М о р а л ь пани Д у л ь с кой » Г. З ап о л ь с к ой , «Д о к т о р ф и л о с о ­ фии » Б . Н уш и ч а , «В комм ун ал ь ­ ной к в а р ти р е » Л . Добрыч анин а. В к аж д о й и з ни х е с т ь с е р ь е з н а я ■венных и д е йн а я н ап р авл енн о с ть , при в л е -| военных к ающ и е а к т е р о в и р ежи сс ер о в ху ­ д ож е с тв ен ны е к ач е с тв а , но и з ­ лиш н е е скопление их в р е п е р т у а ­ ре одного го д а положи т ел ьн о р а с ­ ц ен и в а т ь н е л ь зя . Ошибкой т е а т р а я в и л о с ь в к лю ­ ч ение в свой р е п е р т у а р ни зко ­ пробного д е т е к ти в а х а р а к т е рн о г о д л я б у рж у а зн о г о т е а т р а — пьесы Ф . Н о т т а «Т ел еф он ны й звонок » , сни зи вш ей идейно -художествен ­ ный у р о в е н ь наш е го р еп е р т у а р а . Винить в этом некого, кром е са­ мих себя. С п е к т а к л ь « Т е л еф о н ­ ны й зв онок » н ам и с р е п е р т у а р а снят. В т еч ени е прош ло го года т е а т р вы е зж а л на г а с троли по области в гг. Мончегорск, Кировск , К ан ­ д а л а кш у , Л о в о зе р о , Р е вд у , вп ер ­ вы е о б сл уж и л т руж ени ко в Тери- берско го и Саамско го районов. Рад о с тн о вспомин ает к о л л е к ти в ле тни е г а с тр о ли прошло го года в г. П е т р о за в о д с к е , т еп лы й прием с п е к т а к л ей жи т е л ям и К ар ел ь с кой А С С Р . Это ведь были первы е г а с тр о ли з а пр ед ел ами области з а с ем н а дц а т ь л е т сущ е с т в о в ани я т е а т р а . Вклю чи вши сь в проведение Вс есоюзного ф е с т и в а л я молоде­ жи , общ ес твеннос т ь т е а т р а с де­ к а б р я н а ч а л а про води т ь «комсо­ м о л ь с ки е ч етв ер ги» с пок азом р а ­ бот -н аш их м олоды х артистов. К н а ч а л у зимнего с езона тв о р ­ ч еский со с та в пополнился кв а ли ­ фици ро в анными рабо тни ками и од аренной молодеж ью . В к о л л е к ­ ти в т е а т р а вступили р ежи сс ер Ю. Л . Хорош , г л а вны й х удожни к В. И. Чуд знн , а р ти с ты Р . М. Б о ч ­ к а р е в . Г. И. М ед вед ева . А. А. Ми- не ев , Б . И. Соло в ь ев . М. П. Чуд зи - н а . В. Ф. Я к о в л е в а . В новом , 1 9 5 7 году, кри ти ч е ­ ски оц ен и в а я свою работу , мы с тр емим ся с п е р вы х ж е дней к ус т р ан ению ошибок и недостат­ ков. В прошло годнем р еп е р т у а р е у н а с о т су т с т в о в али прои зв едени я ру с ской к л а с си ки . С амым п ер вым новым сп е к т а к лем в новом году б уде т «Б е с п р и д ан н и ц а» А . Н. Островского. Мы пок аж ем ко Дню Советской Армии новѵю д р ам у А. П. Ш т е й н а «Го с тиниц а «А с т о р и я » . П ь ес а п о св ящ ен а ге­ роич еской обороне Л е н и н г р а д а в су р о вы е дни б ло к ады города. Т а к в гостинице в с ент ябре 1 9 4 1 года волею в с е гда естест- и всегда удивительных о б сто я т ел ь ств , н е г ад ан ­ но с т олкнули с ь с удь бы р а зны х людей — военных и ш татских , не сч а стны х и с ч а с т ли вы х , с и л ь ­ ных и с л абы х , п р е к р а сны х и под­ лы х . В пье се п р и в л е к а е т пр а в д а чувств, глубина с т р а с т ей и я р к а я обрисовка х ар акт еро в . Мы р ешили вклю чи ть в р е п е р ­ т у а р героич ескую комедию В. Вишневского , А . К р он а н В . А з а р о в а « Р а с к и н у л о с ь море ш и роко» , по с в ящ енную ж и зн и мо­ р я ко в Б ал тий ск о го ф л о т а в дни В еликой Отечественной войны . И з прои зв едений зап адн ой к л а с с и к и в этом году мы пок а ­ ж ем одну и з ком едий испанского д р ам а т у р г а Лопе де Вега. Хоч ет ся откров енно п ри зн а т ь ­ ся в том, что нам ч асто прихо­ д и т ся при определ ении р е п е р т у а ­ р а о т к а зы в а т ь с я от у в л е к а т е л ь н о ­ го др ам а т у р гич е ск о го м а т е р и а л а и з-за о т су т с т ви я оборудованного т е а т р ал ьно го помещ ения. К о гда нет т ехнич ески у с о в е р ­ ш ен ствованной сценической пло ­ щ ад к и , ко гда о т су тствую т поме­ щ ен и я д ля работы т ехнич е ских цехов, грим -уборные, с к л ад с ки е п ом ещ ени я и т. д., т рудн о меч­ т а т ь о пос т ановк е Ш ек спир а , М аяко в ско го или любой много­ плановой п ь е сы с б ольшим ко ли ­ чеством сцениче ских эфф ек т о в . По этому с тревогой работники т е а т р а воспринимают зам едл енны е темпы с т р ои т ел ь с т в а зд а н и я об­ л а с тно го др ам а тич е ско го т е а т р а . Н аш и сп ек такли в Доме к у л ь ­ т у ры имени С. М. Кирова мы иг­ р а ем т о л ь к о три р а з а в неделю , н поэтому с т а ры е с п е к т а к ли («Б о л ьш е в и к » , «С е л ь с ки е в ечера* , «В добрый ч ас» и др.), с о х р ан я е ­ мы е в р е п е р т у а р е т е ат р а , пока- зы р а ем зрит елю очень редко. В работ е т е а т р а оч ень много недостатков. Творч е ский уро в ен ь и кач е с тв о сценическо го оф о рм ле ­ ни я с п е к т а к л е й порой вы зы в аю т сп р а в е д ли вы е уп р е ки з ри т е л ей . П рин цип и а л ьн а я кри ти к а и тщ а т е л ь ны й а н а л и з р або ты а к т е ­ ров, р еж и с с ер о в , худ ожни ко в н пос т ановочных цехов помогут в д ал ьн е йш ем р а зви тии и т в о р ч е ­ ском соверш ен ствовании наш его т е а т р а л ьн о г о к о л л е к ти в а . С. ЯЩИКОВСКИИ. Главный режНЬсер театра, заслуженный артист УАССР. В погона за кассовыми сборами Мурманский областной драматиче­ ский театр за последнее время твор­ чески значительно вырос, коллектив пополнился новыми опытными акте­ рами, способной артистической моло­ дежью, которая показала себя в ряде работ театра с хорошей стороны. Все это радует нас, зрителей. С болью, именно с болью, потому что мы любим свой театр, мурманча­ не отмечает, что художественное руководство театра явно увлеклось так называемым легким репертуа­ ром, постановкой неглубоких развле­ кательных пьес. Эта линия в репер­ туаре театра вызвана, очевидно, стремлением увеличить кассовые сборы. И вот в погоне за этим и по­ ставлены на сцене нашего театра такие пьесы, как типичный буржуаз­ ный детектив «Телефонный звонок» Ф. Нотта, довольно пустенькая ко­ медия «В коммунальной квартире», недоработанная авторами и скоропа­ лительно подготовленная театром пьеса «Взрослые дети». В прошлых сезонах мы видели ряд ' удачных постановок по пьесе А. Н. Островского «Не было ни гроша да вдруг алтын», по пьесе Дэля «Боль-», шевик», театр ставил комедии Каль-; дерона, Лопе де Вега и других. Но постепенно эти спектакли исчезли из репертуара театра, и текущий сезон вызывает законную тревогу. Зрителям, которые следят ва твор­ ческим ростом театра, обидно, что в его репертуаре не находит места дра­ матургия Горького. Чехова, Толстого, Бернарда Шоу, Шекспира, Мольера. Надеемся, что режиссеры театра серьезно подумают над изменением репертуарной линии. Д. БЕЛЯКОВ. Депутат городского Совета. Penepmyapbi двух т е а тров В нашей области два театра — областной драматический я театр Северного флота. Сравнивая репер­ туар обоих театров, сразу чувству­ ешь серьезные ошибки нашего об­ ластного театра в выборе пьес. «Любовь Яровая» и «Кремлевские куранты» — пьесы, рассказываю­ щие о революции, о героических днях гражданской войны, «Порт-Ар­ тур» — драматическая повесть о славном прошлом нашей страны, русская классика — «Дядя Ваня», «Не все коту масленица», одно из значительнейших произведений за­ рубежной классики — «Огелло», современная драма «Иван Рыбаков» и другие — таков далеко не полный перечень спектаклей, которые идут на сцене театра Северного флота. Каким бедным, однобоким выгля­ дит рядом с этим перечнем реперту­ ар нашего театра, где, кроме «Боль­ шевика», который, кстати, последнее время и не ставился, нельзя назвать ни одной историко-революционной пьесы. Совершенно отсутствует в ре­ пертуаре русская классика. Ничего не скажешь, таш е коме­ дии, как «Доктор философии», «В коммунальной квартире», интересны и могут занять свое законное место в репертуаре театра. Но наряду с ними, репертуар областного театра следует обогатить классическими, а также современными советскими и зарубежными пьесами; пьесами, рас­ сказывающими о нашем человеке — строителе коммунизма, о борьбе на­ родов за мир. Н. ПАНИНА. Врач 3-й поликлиники. Почему мы редко бываем в театре Когда наступает свободный вечер, многие наши молодые работницы за­ думываются, куда бы пойти. Мало в городе мест, где можно интересно провести свой досуг. Однако когда мы организуем культпоходы в об­ ластной драматический театр, в них участвует всего-навсего человек 15— 20. В чем же дело, почему не­ охотно идет молодежь в единствен­ ный в городе театр? Беда в том, что на сцене его мало показывается спектаклей, которые волнуют, захватывают зрителя, спектаклей, о которых хочется пого­ ворить, после просмотра которых стоит устроить обсуждение. Репертуар театра в последнее вре­ мя довольно бедеа, причем подчас ставятся такие вещи, что выходишь из театра, как говорится, с пустой душой. Хочется отметить и то, что за по­ следнее время мастерство артистов выросло, улучшилось оформление спектаклей. Хочется верить, что скоро на сце­ не нашего театра мы увидим содер­ жательные спектакли, увлекающие молодого зрителя. Г. МЕЛАНИНА — культ- организатор, В. УВАРОВА — секретарь комсомоль­ ской организации консерв­ ного завода Мурманского рыбокомбината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz