История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Шшят Hi 36 (4619) 12 февраля 1942 г,- -• ^мнМввшшттшвтяят^Эк А К Т Е Р Ы В трудных условиях проходит те кущий сезон Мурманского драмати­ ческого театра. Стоит суровая воен­ ная зима, и актеры, как и все тру­ дящиеся нашей родолты, перестрои­ лись на военный аад. Перестроить работу по-военному — что означаю суметь в Первый м^ян войны, ког­ да было совсем не ясно, Wo и как может делать мурманский театр, собрать маленький дружный 'коллек­ тив людей, пожелавших работать для фропта. Это означало на ходу, буквально ‘В вагоне, но троге в I Мурманск, расписать роли и пачать ! репетировать монтаж «Первой Кон- ' пой». Перестроиться по-военному,— 'ато' означало <за пять дней подготр- ! вить две доброкачественных кон­ цертньга программы, пачать обслу­ живать призывные пункты, выез­ жать ®армейские подразделения, да­ вая от 4 до 8 концертов в день. Трудно выделить мчыгегбуідь: в то время перед людьми, отправ­ лявшимися на фронт, звучали го­ лоса 'всех . работников театра: Жаб- ров, Филиппов, Карпова, Палажчеп- ко, Илькевич, Кисельгоф, Белоусов, Мельникова, Бирюкова, начавшие работу с первых дней войны, и вскоре приехавшие — Плотникова, Савипа, Зотов, Додопкпп — все опи трудились с огромным увлечением. Актеры рассказывают, что каждый день был для пих приподнятым днем необычайной премьеры, что нельзя было буднично готовить да­ же маленький скэтч, что простое стихотворение, прочитанное у посте­ ли раненого бойца, звучало ответ­ ственнее, чем монолог самой выиг­ рышной роли. После іболмпой поездки на San- далакптопое направление руководст­ во театра почувствовало, что неболь­ шой .коллектив может ставить боль­ шие постановки. Зритель ждал спектакля и театр удовлетворил его твовчоскуто заявку. Правда, не все и не сразу было удачно. П до последней премьер!,і- спектакля глубокой режиссерской трактовки, тонких нас,троений, от­ личного звучапия всего апеішйля 6«.Дети еолнна» Горького) были недостаточно ровные и отшлифован­ ные постановки. Таким пробным «блином» явился «Батальон идет на запад» Мдивани. Несмотря па боль­ шие усилия режиссера т. Савиной п всех участников, спектакль был недостаточно зрелым, по он был нужен, он стал серьезным этапом в жпзнп театра. После пего были распакованы супдуки и замечатель­ ные работники театра — машинист сцены Тимофей Васильевич Травдин и Мария Васильевна Федорчук. вме­ сте ' с администрацией театра Е . Скляровым и Г. Дтганиченко взяли на себя функции и пейвизиторов и бутафоров, и других несвойственных им профессий. Театр восстановил . веселую клас­ сическую комедию Гольдони «Хо­ зяйка гостиницы» п начал работу над пьесой Симонова «Парень из нашего города», создав иптереспыіі, волнующий, созвучный нашим дням спектакль. Тов. Савина — человек, много и полезно работающий в кол­ лективе, сумела скучный и засу- птеный в прошлом тоду ■спектакль '«Женитьба Белугина» расцветить свойственными ему веселыми крас­ ками и спектакль полюбили актеры и зрители. Режиссеров в театре было мало и в дни войны успешно попробовали свои режиссерские возможности <?;- теры. Жабров — постановщик »н- тифапійстекого спектакля «Профес­ сор Мамлок» и Киеельгоф — -НІ-д солдат с фронта». Спектакль «Дети солнца» (реа,яе- еер П. Пвтров-Бьпѵів) явился пока­ зателем творческого роста театра, несмотря на большую трудность по­ станови; и в наши дни этой отой из сложных ранних пьес Горького. Актеры... Им, людям .Чапли­ ной и трудной профессии, которой отдается много ума и сердца, при­ ходится трудно. Надо работать зна­ чительно больше, а, следовательно, и сложнее перевоплощаться, нерехо- дпть пз одного плана в другой, за­ частую приспосабливаться к старым костюмам и декорациям (театр ра­ ботает без постоянного художника). По встречи с фронтовиками, и с людьми, мужественно помогающими фронту в тылу, все время учат актеров большому и сложному ис­ кусству ;— жизпи. Театр повзрос­ лел. окреп. Поэтому мы стали сви­ детелями многих интересных актер­ ских удач. Пачать хотя бы с того ; же А. Додонкипа, создавшего ряд і интересных образов — Белугина I («Женитьба Белугина»), Аркадия Бурмина ("Парень из нашего города») и ■ особенно хорошо воплотившего ■ роль Протасова («Дети еолппа). Его товарищ по жизни и по сцене- яр- Iтриса М. Палажчепко в унисон с 'Протасовым создала в этом спектак­ ле правдивый образ чистой и лірбя- 1щей русской женщины. Близким нашему сердцу оказался В. Филиппов в роли «Парень из па- піего города». Порадовал зрителей и товарищей неутомимый Жабров тон­ ким, ироническим образом неудач­ ника — ^скотского доктора» Чепур- IIого («Дети солнца»). Пеизмеппо почти во всех спектаклях много плодотворно работали 0. Плотник ва, Д. Карпова, Т . Савина. В эти дни удачно подчеркнул свою актерскую индивидуальность ІВ . Илькевич в роли слесаря в пьесе J «Дети солнца», сейчас готовящий ответственную роль Чапаева. Хорошо работают В. Белоусов, Е . Федорова, сотрудники Тряшшын и Мазохин. И потому, говоря о работе театра в дпи войны, не хочется разбирать режиссерскую трактовку отдельных спектаклей, правильность мизансцен, детали актерской игры и , дру­ гие, бесспорно, важные п нужные компоненты спектакля.; Нет. возни­ кает другое желание — вызвав перед глазами зрителя знакомые об­ разы персонажей из ряда спектак­ лей, показанных в дни войны, на­ помнить о том, что люди, работаю­ щие на сцене, от всего сердца тру­ дятся сейчас для родины, для фронта. Р. ТРОЯННЕР. 4: *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz