История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Долгие годы о спектаклях мурманской "областной” сц е ны говорили как о чем-то вя лом, малоинтеллектуальном, архаически скучном и воисти ну периферийном. К возмож ности одухотворения город ской театральной жизни отно сились скептически. При этом избирательно восхищались настоящим мастером, разно сторонним и виртуозным акте ром Вахтангом Тумановым, уважали сдержанного и ясно го Корнелия Баздерова, увле кались искусством взрывного, яркого, острохарактерного Ефима Иоффе... Лидеры груп пы привыкли к своей солиру ющей роли на фон е органич ных и скромных партнеров, в спектаклях ранних шестиде сятых годов, отличавшихся житейской простотой и урав новешенностью. Потом театр возглавил ре жиссер Василий Киселев, ко торый этой инерции сам пре одолеть был не в силах, зато ощутил потребность в тоталь ном омоложении труппы. В Мурманск стали приезжать ’’св ежи е” выпускники Ленин градского театрального ин ститута, их охотно встречали, предлагали активную заня тость в репертуаре. Молодые актеры соединялись со "ста риками”, а начинающие ре жиссеры, будь то дипломники или стажеры, получали воз можность самостоятельного выбора драматургии. Новое поколение могло обещать в перспективе не только "ка д р ово е”, но и эстетическое обновление. Что ни говори, а в этом смысле Киселев и д о брый, домашний, и не слиш ком оборотистый директор те атра Валерий Минин мурман ской сцене помогли. В такой атмосфере в 1971 году ленинградский студент Гриша Михайлов поставил здесь свой "диплом” — "За тюканного апостола” А. Ма- каенка. Спектакль оказался ни на что не похожим, и по становщику тут ж е предложи ли должность. Из-под руки юного дарования родились дв е незаурядные импровиза ции: "Женитьба” Н. Гоголя, в которой сыграли с удоволь ствием все "первые номера" мурманской команды, и "Об разумься, Христофор!" ру мынского драматурга А. Ба- ранги, где неожиданными от кровениями заблистали как раз работы вчерашних "сере- днячков", тихих и непримет ных "тружеников сцены". Местные и за е зж и е рецензен ты мгновенно среагировали на явившуюся новизну: ведь в художественную полемику с привычным, натуральным, чуть сонным, слегка предста- вленческим захолустным сти лем вступили сарказм и иро ния, контрастные сценичес кие ритмы, трагические тоск ливые глаза и надсадно гри масничающие маски, кон вульсивная пластика и подви жные, точно говорящие деко рации... Старожилы мурманской сцены, очень разные и нерав но одаренные люди — вдруг увидели, какую власть над ак терами может обрести дейст вительный режиссерский та лант. Свободолюбивые "соли сты" и некоторые душевно ленивые корифеи статичного "хора" вдруг захотели этому мальчику подчиниться и с тре вогой стали ожидать от него похвалы. Полоса, в которую вступал этот театр, справедливо мог ла показаться светлой. Окончательно выбрав для себя Мурманский областной драматический театр, Григо рий Михайлов прочитал акте рам пьесу "Прошлым летом в Чулимске". Вампилов поя вился в анонсе не впервые: в 1969 году здесь состоялась премьера "Старшего сына" в серьезной, нравственно чи стой постановке молодого Б. Сапегина с замечательным С а р аф а н о вы м -Т ум а н о вы м и многообещавшей актерской порослью — Леонидом Ницен ко, Сергеем Киселевым, Ми хаилом Самочко, Клавдией Беловой, Евгенией Нюхтиной, Владимиром Стоменком... "Чулимск" не походил на прежнюю постановку Вампи- лова хотя бы тем, что не было к нему такого ровного растро ганного отношения, какое в свое время вызывал "Стар ший сын”. Неистовая чулимс- кая история, неспокойная е е режиссерская интерпретация труппу разбила, расслоила, поделила на непримиримых спорщиков (но еще не антаго нистов). Оппоненты утверж дали, что сценический язык усложнен, играют слишком нервно, что тон мрачен, а вос приятие жизни отдает трагиз мом... И сами не замечали, какие важные оценки дают, сколь серьезные наблюдения высказывают. Накануне пре мьеры артисты, занятые в "Чулимске", выглядели за говорщиками: наверно, пони мали, что происходят значи тельные дня жизни театра со бытия, и только боялись "пе регореть” , опуститься на уро вень приземленный, легко объясняемый, привычный на этих подмостках. Их профес сиональный "сговор” казался творчески непрерывным со участием, их сценическое партнерство обретало единую температуру, они начинали чувствовать физические реак ции, нервные отзвуки, душе вные движения друг друга. И все это было не наработкой технологии, а собственным постижением пьесы. Если это не есть перевоплощение, то что ж е оно такое?! Актерская оппозиция, наде ленная закулисным опы том, сформировала мнение, что Михайлов мудрит, но с возрастом это должно прой ти. То есть предполагали, что режиссер сам собой втянется в солидное д ел о и успокоит ся, станет приносить зрите лям радость, а не провоциро вать их на потрясения. Но д а ж е те, кто не мог освоить и принять его стилистику, смертельной непримиримос тью тогда не отличались. Си туация в театре была творчес кая и пробуждала лучшие по рывы. Все одинаково и равно волновались и выступали б ез обывательского цинизма, ин туитивно чувствуя, какой пе ред ними случай и сколько он обещает. Художник Валентин Чудзин (а его Михайлов сдвинул с ме ртвой точки первым) искусно смонтировал на сцене конст рукцию дома-чайной, развив сюжетную линию ремонта до образа переделки, до мас штаба строительства. Он сто лкнул в сценографической композиции мотивы разруше ния и созидания. Мгновенно овладеть лекси кой и разноплановыми моти вами пьесы Вампилова в Мур манске было трудно. В таких театральных ’’измерениях” нельзя играть просто жизне подобно: содержание и стиль требовали разработанной, свободной техники, импуль сивной, полетной актерской души. Репетиции шли весело, увлекательно, искали вдохно венно — и это тоже было но во для театра, где годами ца рила милая, правильная ску ка, Михайлов был молод, но он принес актерам успех и по тому казался "мэтром”. На первый план спектакля вышли тогда Алла Семениши- на (Валентина), Ниценко и Стоменок, игравшие Шама нова и Пашку. Это было поня тно: и роли эти — централь ные, и актеры принадлежали поколению Михайлова, были близки ему по духу и не отяго щены "ремесленным жир ком". Но успех Михаила Зото ва в роли Дергачева или Сер гея Щенникова (Еремеев), д а леких от поэтически-интуити- вистского мышления режис сера, превзошел все ожида ния. Празднично восприняли в труппе и "перерождение" Галины Иванченко, сыграв шей здесь Анну Хороших, но вообще-то ставшей "актрисой Михайлова” еще со своей гротескной роли в "Христофо ре". Это был результат воз действия динамичной режис суры, выбившей представите лей старой части труппы из привычного способа сцени ческого существования. Ми хайлов поставил их в кон фликтные отношения со сло жившимся стереотипом игры, и "первородная натура” — та, которую пришлось о свобож дать из-под штампов — оказа лась щедрее, богаче, подат ливее иных, внешне вполне театральных умений. Пришло время для мурман ских актеров познать истин ную меру человеческого со держания своей профессии. И те, кто втянулся в новый процесс, кто в нем принял ду шевное участие, по-иному оценивали уж е и с е бя, и режиссера, и афишу, и колебания температур в зрительских реакциях — уз нали другую меру обретений и ошибок, почувствовали "ми хайловский театр" подлинно своим. Молодой режиссер и ув лекшийся им театр соедини лись настолько, что в коллек тивном портрете труппы отче тливо проступили индивиду альные черты е е пока еще не формального лидера, а лич ность Михайлова постигалась чер ез широкие внутритеат- ральные связи, актерские су дьбы, художественные эл е менты спектаклей. Иногда и не отдаешь с е б е отчета в том, чью линию жизни стре мишься уловить и воспроизве сти на бумаге. Театр Мур манска окончательно стирал расплывчатые черты безли кой коллективности, обретал индивидуальность, но вчера и сегодня, прошлое и насто ящее, покой и страсти неиз бежно приходили к сопостав лению, соперничеству, борь бе. Я нередко задумывался, по долгу бывая в Мурманске, ка кая ж е мера внутренней эмо циональности и честности мо жет оказаться нужной здесь, в Заполярье, где неуравнове шенный быт, где человече ские переживания связаны с морем — а это означает то мительное ожидание возвра щения к родным берегам, к очагу, к устойчивым ощуще ниям, к близким... Театр ведь долж ен чем-то откликнуться на состояние людей, испыты вающих чувство разлученнос- ти, счастье воссоединения, на драматизм бесприютности тех, кто живет в этом крае по многу лет и десятилетий, а все думает об отчем доме где-нибудь в глубине России. Наверное, истории, расска занные со сцены, нигде (а уж тем б ол е е в Мурманске) не должны быть заурядными, су- ховато-правильными, сюжет- но расхожими. Человек Севе ра ждет отзвука на свою д а леко спрятанную ностальгию. Он хочет поверить в удачу и интересуется героями, ищу щими е е в жизни. Мурман ский зритель неосознанно со чувствует тем, чьи судьбы — на переломе, кто живет в состоянии физического пре д ел а и внешний мир воспри нимает отзывчиво и потрясен но. А если этот зритель с на ступлением солнечного по лярного дня готов отдаться во власть за е зж ей оперетты или потянется к сентиментальным ноткам мелодрамы, то кто осудит такой порыв к легко мыслию среди повседневного напряжения! Но чаще душа просит объяснить смысл жиз ни, а он так своевольно ус кользает от человека театра. "Прошлым летом в Чулим ске" — пик михайловского начала в мурманском театре семидесятых годов. Дальше потребовалась дли тельная будничная работа. Испытания подстерегали труппу всюду, где отдельно взятый артист, д аж е подхва тивший новый манифест, ни физически, ни профессио нально не поспевал за про- в о з глашенным принципом твор чества. И каждому такому не удачнику, и любому, кто на стаивал на привычном спосо б е жизни, хотелось найти ви новатого где-то рядом. А молодой режиссер, слов но нарочно, обнаруживал слабости, на которые можно было кивнуть при случае. Ми хайлов, преодолев рубеж со бственного тридцатилетия, долж ен был переоценить тот беглый темп, с каким он вхо дил в творческую судьбу теат ра и с каким вообще заявил о с е б е как о представителе нынешней режиссерской ге нерации. От него теперь жда ли зрелости, уверенные, что перед ними не ср едн е е даро вание, а талант, в котором за интересовано искусство. Да не так все просто в наших глу бинках, не столь одномерен провинциальный театральный сюжет. Вдруг заявляет о с е б е "поколенческий" инфанти лизм, и человеческая культу ра оказывается несоразмер-'- ной природному дарованию. Михайлов "зреет" медлен нее, нежели требует им же предъявленный художествен ный уровень. Окружающий мир слишком заторморженно входит в его сознание. Во внутренней жизни теат ра, спрятанной от зритель ских глаз и всегда неохотно раскрываемой пер ед любо знательным исследователем, таятся такие необъяснимые закономерности, что постичь их можно, лишь в это бытие окунувшись. Никогда не зна ешь, например, что означают жесточайшие ссоры и схват ки, обидные обличения и ос корбительные намеки, кото рые, в условиях обыденного учрежденческого быта, тут ж е вызывают гневную реак цию общественности, профсо юзные разбирательства, "личные дела" и администра тивные взыскания. В театре ж е административный руко водитель иной раз не успева ет реагировать на события: только взрыв потряс стены, как, глядишь, виновники уже в обнимку, уж е смотрят друг на друга влюбленно, уж е тво рить один б ез другого не мо гут. У них свои объяснения, их страстями управляют иные силы, их нервы, этика, нравст венность формируются ис ключительно характером тво рческого процесса. И когда все не ладится и есть потреб ность взвинтить темперамент, оказываются возможными любые потрясения. Такие внутритеатральные взрывы и отдаляют, и сближают — все, наверное, зависит от родственности натур, от бо* жественной способности лю б о е житейское происшествие перевести в творчество, напи тать им репетиционное само чувствие. Чужой такого не уз нает, а обычный бцтовой хам в эту закрытую систему не внедрится. (Продолжение следует). Виктор Яковлевич КАЛИШ — известный московский критик, ведущий специалист по проблемам современ ного театра, автор множества статей и книги "Театраль ная вертикаль". Три десятилетия он пристально наблю дал жизнь Мурманского областного драматического те атра. Судьба Григория Михайлова, главного режиссера те атра в 80-х годах, легла в основу его статьи в альманахе ” Зеркало "(” Театральная Россия"), которую мы предла гаем вниманию читателей в сокращенном варианте. Я я ПОПЫТКА ПОЛЕТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz