История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ В перекрестье параллелей Два театра одного города. Две премьеры одной недели. Два спектакля, основанных на одном жан ре — сатире. Даже два одинаковых элемента, ис пользуемых в спектаклях, — слайды и рации с по зывными «Орел» и «Сокол». Эти параллели можно продолжать и дальше. Видимо, так и получится. Ведь жизнь отдельного человека и всего общест ва — это всегда параллели, которые, быть может, исходя из законов геометрии, не пересекаются на плоскости, но обязательно скрещиваются в про странстве и во времени. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ива на Чонкина», описанные В. Войновичем, — история. Время действия — накануне и в самом начале Ве ликой Отечественной. «Лакейские игры» Э . Брагин ского — современность, которую подчеркивает упо минание о Съезде народных депутатов. Эти вре менные пласты и люди, представленные в них, столь же отличны друг от друга (расцвет сталинского абсолютизма со всеми присущими ему атрибутами и ростки горбачевского демократизма), сколь и схожи (вожди и генералы, лакеи-холуи и солдаты). Не собираюсь спорить о том, оправдана ли транс формация прозаического произведения в театраль ное действо, как это сделала облдрама с «Чонки- ным»( имеет ли смысл Театру КСФ реагировать на действительность с помощью далеко не лучшей пьесы. Сделано — сделано, о сделанном и буду говорить. Искусство — это не только и не столько отраже ние жизни, сколько реализация прекрасных чело веческих устремлений. Даже через показ низкого, что есть в людях, искусство призвано очищать ду шу, возвышать личность. Любое искусство — даже клоунское, буффонадное. В последнее время много говорится о том, что наши кинематографисты не могут обходиться без обнаженных или полуобнаженных моделей, без крепкого словца, срывающегося с губ того или иного героя. Эти режиссёрские приемы, обеспечи вающие сегодня коммерческий успех фильмов, со здающие их авторам славу смелых художников-но- ваторов, давно практикуются и на театральных под мостках. Мы с горечью констатируем, что мат на улицах стал обыденным явлением... И все же, если 4>ы я обратился к любому из сидящих в : зритель ном зале людей с теми словами, которые неслись со сцены, вне стен театра, то мог бы схлопотать и по физиономии. А в спектакле — можно? Что это — режиссерская находка?! Или такой же наход кой является (нет, не сцена в постели, предусмот ренная действием пьесы) внезапное появление (там, где этого вовсе не нужно) одной из актрис в тру сиках, правда, слегка прикрытых блузкой?! На мой взгляд, это элементарное авторское потрафление обывательской потребности подглядывать в замоч ную скважину... Наверное, спектакли все же обкатаются и по влекут к себе зрителей, которые увидят действи тельные находки, по крайней мере, в актерской иг ре. На премьере «Чонкина» возникали, к примеру, интересные дуэты: М. Аксаков — В. Перепелицын, М. Аксаков — В. 3af е '- ':запом ин а е тся соло Ю. Швыряева... И все же в обоих спектаклях очевидны актерские и режиссерские передержки. Думается, нелепо и без того смешные фразы, си туации, заложенные в литературном материале, сопровождать на сцене излишним кривлянием, а сатирический гротеск романа и пьесы * подменять примитивным фиглярством. Внешний вид пеликана и так располагает к улыбке. Но если ему в клюв за сунуть подушку, как это предложил один из геро ев фильма «В городе Сочи темные ночи», то, воз можно, это и вызовет смех, однако будет, очевид ной глупостью. Да не поймут меня буквально творческие коллек тивы театров. Юрий СМИРНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz