История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Валерий Михайлович Исаев пришел в об­ ластной театр четыре года назад. Но его ра­ боты на мурманской сцене безусловно за­ помнились и завзятым театралам, и тем, кто бывает в театре нечасто. Роли профессора Преображенского в . «Собачьем сердце», Хемингуэя в «Диктатуре совести» можно на­ звать творческими удачами актера. — Что* д л я меня т еатр? П р ежд е всего работа. Пусть мои колл е ги не согласится с таким про заиче ским определением , но ведь хороший хи рур г идет в операцион ­ ную на работу, т а к и а к т ер работает, а творчество и с ам о вы р аж ени е — эт о сла- т а е м ы е наш его труда. И ч ем больше у м еня интересной рабо- Е. П. САМКОВА и В. Н. ЛЕУТА Заслуженный артист РСФСР В. М. САРАНЧУК — главный режиссер театра Режиссер — определяющая фигура на се­ годняшний день, в ней сконцентрированы многие успехи и беды театра. То, о чем ду­ мает сейчас режиссер, к чему он устремляет свои помыслы, в чем видит свою цель и пу­ ти ее достижения, предполагает наше теат­ ральное завтра. — Сейчас к т е а т р у иной подход, иные требовани я, ч ем д е с я ти л е ти я назад . Самое слож но е — д ел а т ь спектакли , которы е бы у т в ерж д али значимос ть т е а т р а к а к т а к о ­ вого. В восприятии большинства людей в аж н о ст ь сп е к т а к л я несопоставима с в аж ­ ностью книги, ф и л ьм а . С корее всего, это не только н аш а , а о бщ а я проблема, но ведь от этого никому не легче. Я приш ел в М урманский т е атр в сл ож ­ ный период — во в р ем я п ер е см о тр а всего т е атр ал ьно го д ел а в целом и в р ем я зн ачи ­ тельного обновления творческого состава облдр ам те а тр а . Свою первооч ередную з а д а ч у я вижѵ пр еж д е всего в сохранении высокого у р о в ­ н я актерско го состава, который был зд е сь на про тяж ении всех 5 0 лет. Мы, к сож алению , т е р я ем основы те ат ­ р а , а в ед ь творить, заним а т ь с я новаторст­ вом можно лиш ь на прочном фундаменте. С охранить этот фундамен т, л учш и е т е а т ­ р альны е . традиции — д ело чр езвыч айно сложное. Основным ж е нап р авл ени ем в развитии т е а т р а мне видится психологический театр, гд е главное место отводится а кт еру , р а с ­ кры тию внутреннего мира- ч елов ек а, его психологии. Именно поэтому т а к много зн ачи т сей­ ч а с а к т е р с к а я индивидуальность, высокий проф ессионализм . Мы пробуем при гл аш а ть новых актеров. Осенью , наприм ер , в труппу вошли ш есть новичков. Однако нехватка" од аренной мо­ л одеж и по -прежнему ощутима. Д а , т е а т р у трудно . И мне, к а к главному р еж и с с ер у , особенно. Не р а з л ом а т ь то, что е сть , остановиться, отдыш аться , :вот что нам нужно. Этот т е ат р ал ьны й сезон с в я ­ з а н с с ер ь е зной вехой в ж и зни нашего областного драматич еско го . Т е а тр п ер е ­ ш агн ул свой пя тидесятилетний руб еж , что ж д е т н ас д ал ьш е ? Хотелось бы верить, что обновление и восхождение. Прошло 50 лет со дня первого спектакля нашего облдрамтеатра. Менялись режиссеры, приходили и уходили актеры, и ясякий раз это был уже другой театр, не похожий на себя 10— 15 лет назад. И все-таки он был и остается Мурманским областным драматическим. Судьба его, как из кирпичиков, складывается из судеб работающих • нем людей. Его лицо, обращенное к нам, — это лица десятков актеров и гримеров, бутафоров и осветителей, «сценариусов» и одевальщиков. Вот ведь какие старые, пахнущие кулисами слова еще тех удивительных времен, когда театр был для нас и «волшеб­ ством и вдохновением...» Мы сегодня не будем говорить юбилейных речей. Тем более что официальные мероприятия, связанные с 50-летием, театр приурочил к 27 марта — Международ­ ному дню театра. Но мы также не можем обойти вниманием эту дату — Л февраля 1939 года, день, когда мурманчане увидели первый спектакль Мурманского област­ ного. Весь нынешний театральный сезон так или иначе связан с пятидесятилетие* годовщиной. Поэтому сегодня мы расскажем о тех, кто строил и строит драмати­ ческий театр. О людях, чьи лица мы яидим из зрительного зала, и о тех, кто ос* тается за кулисами. Итак, областной драматический театр в разных лицах. П ер ежи в аю все н еудачи родного М у р ­ манского т е а т р а и, конечно, р адую сь, когда приходит успех. Н ел егко с ейч ас т е ­ атру , но мне каж е т с я , мы см ож ем восста­ новить былой автори т ет областной д р а ­ мы бла год ар я труду и большой работо ­ способности труппы . Не все сейч ас уд ае т ся , есть, и явные промахи. Бол ьш о е количество п р ем ь ер в прошлом году наложи ли свой отпечаток на качество спектаклей . Но ведь т е атр поте­ р я л половину актеров , на которых ориен ­ тиро в ал ся прежний р еп ер ту ар . Надо бы ­ ло пополнить аф иш у новыми н азваниями , ввести в коллектив и в р або ту новичков. Но н есмотря н а это, были и удачи , на­ пример, «Д и к т а т у р а совести» — сп ек так ль сложный , спорный , интересный . Поэтому сейчас, когда М урманский .об­ ластной драм а тич е ский т е атр переживаем свое пя тид есятилетие, хочу п ож ела т ь ему творческих уд ач и молодости. Не сидеть на мягком диване традиций , а пробовать, и работать, работать, работать. Всегда помнить известное вы ска зы в ани е Немировича-Данченко : «Творчество те ат ­ р ально го а к т е р а т а ж е е зд а н а велосипеде, пока кру тиш ь педали — едеш ь вперед, о становился — уп ал» . Народный артист РСФСР К. А. БАЗДЕРОВ Творческий потенциал режиссера может проявиться в полной мере лишь в созданном им самим коллективе, а коллектив — это прежде всего актеры, способные, а главное, желающие подчиняться воле данного режис­ сера, верить в то, во что верит он, и отстаи­ вать его идею, как свою. Имя Корнелия Алек­ сандровича Баздерова долгие годы связа­ но с мурманской театральной жизнью — почти сорок лет. — Т е а тр д л я м еня — это удовольствие и у сталость , р адо с т ь и р а зоч аро в ани е . Т е а тр д л я м еня — это ж и зн ь . Пусть з в у ­ чит бан ально , но за т о верно. «Сы грал» свою первую рол ь , когда у чил с я в т р е т ь ­ ем кл а с с е . Мой отец был актероіСі, т а к что ж и зн ь моя н а ч а л а с ь з а кулисами , а про ­ д о лж и л а с ь на сцене. — Д а ландыши, завядшие, плохонькие нужны были! Вот вам и театральные перевертыши, ока­ зывается, бывает чем хуже, тем лучше. — А сами над какими спектаклями боль­ ше любите работать? — Над с к а зк ами . В них свою ф антазию приложить от души можно. Р або та т ь не только по э с к и зам х удож ни ка , но и свои идеи пр едл а га т ь. « С к а з ки — это хорошо. Т ол ько вот что я вам с к аж у . Е сть у нас в городе т е а т р д л я м аленьких зри т ел ей , е с ть д л я в зро слы х , а ш кольники , подростки? Смотрите, что по­ л у ч а е т с я — когда мои дети мальгаіами бы ­ ли , очень любили ходить в т е атр , потом подросли, и ходить с т ал о некуда. С тали в зрослыми , и что? Заново , значит, надо приуча т ь к т е а т ру . Нехорошо, з р и т е л я т е ­ р я ем , т е р я ем в тот момент, когда м а л ь ­ чишки мечтают бы ть ры ц ар ям и и м уш к е ­ т ерами , а девчонки п р е к р а сными принцес­ сами . ......... Мож ет быть, поэтому т а к м ало и з них вы р а с т а е т ры ц ар ей и принцесс? А работу свою я люблю , оч ен ь люблю . Мы ведь, как Плюшкин, т ян ем сюд а к аж дую тряпочку , коробочку, на к л ей ку , ин тересную банку. Ведь все, что вы видите н а сцене, к ч е ­ му при ка с аю т ся р уки актеров , сделано в н аш ем цехе. Цветы , конфеты , сигары , подсвечники , маски, ден ьги ... Д а , и деньги тоже. Вот д о лл ары , например . Близко-то. конечно, вы глядит , как и зм а за н н а я зеленой а к в а р е л ью б ум аж к а , а вы посмотрите и з зала! С ам а с ко л ьк о р а з смотрел а . „ г С колько з а 2 3 года р або ты мне п р и ­ ш ло с ь с д ел а т ь цветов, книг, конфетных коробок? Б ож е мойі Р а з в е т акое упом ­ нишь, д есятки , сотни. Сейчас готовим к сдач е очен ь объ емный сп е к т а к л ь .«С .т о ­ бой и б ез т ебя» . Видите, в к р а с к е в с я — это мы м р ам о р клеим , ну, колонны - м р а ­ морные д ел а ем ... В. М. ИСАЕВ — актер - - - дит - парикмахеры Тридцать с лишним лет причесывать перед каждым спектаклем, работать в команди­ ровках и на гастролях — шутка ли сказать. Мы даже не ведаем, как много для актера значит удачный грим. Хотя в последнее вре­ мя стараются избегать серьезного вмешатель­ ства в индивидуальность актерского лица пу­ тем «приклеивания», «запудривания», «под­ рисовывания», и все-таки ... Вот восемь прекрасно сделанных пари­ ков. Все они для одного спектакля — «Ин­ тердевочка». Пастижерские работы выполне­ ны старейшими работниками театра — па­ рикмахерами Евдокией Петровной Самковой и Валентиной Николаевной Леута — Д уня- шей и Валей, как до сих пор их многие называют. — Р ан ьш е гримировались оч ен ь силь­ но, почти все р абот али в париках , театр бы л какой-то основательный . Ч увс твова ­ л а с ь единая ш кол а . Ведь зд е сь р або т али в большинстве своем ленин градцы . Сейчас грим обыденный, мало ч ем от­ л и ч а е т с я от обычного м а ки яж а . Мож ет быть, оно и правильно, только люди на сце­ не такие ж е . к ак и в за л е . А те атру нуж на красота. О б яза т ел ьно . Традиции нуж ны , своя ин теллигенция, особая духовн ая к у л ь ­ тура. Н уж ны т е а т р у красо та, н уж ны герои и героини, свои лид еры , я р к и е з в е зды , кото­ ры е бы, к а к с т ерж ен ь, д ерж а л и на себе сп ек такль, т е а т р , зр и т е л я . В т е а т р е д уш а о тды х а т ь долж на , а г о ­ ло в а думать. Цветы а к т ри с ам д ар и т ь р а з ­ учились, к а к в лю б л я т ь с я в героинь з а бы ­ ли , чтобы вот т а к — пол з а л а и у е е ног. Уходит куда-то с амый дух т е атр а , его т а ­ инственность и сила. Т е р я ем во всем , д аж е н аш а проф е с си я умир а е т . С колько уж встр еч али своих колл е г , посмотрят наши парики , позавидую т — неуж ели сами д е ­ л ал и ? — и все. Н а пенсию пора, а кто на наш е место придет? Некому. А парики у Валентины Николаевны и Евдо­ кии Петровны удивительные. Из натуральных волос, согласно всем тонкостям пастижерско- го мастерства. . ты , тем сча с тлив е е я себя ощ ущ аю . М и - ' нѵвший год принес мне н а с тоящую твор ­ ч ескую радость. Это был напряж енный год. Новые роли , сл ож ны е х ар а к т еры , у с т ало с т ь после репетиций, и тем не ме­ нее я был счастлив , когда выходил один на 'один со зри т ел ьным залом . Мне приходилось работать в р а з н ы х те­ атр ах с траны , например , в Л енин градском имени К омиссарж евской у Р уб ен а С ер ге­ е вич а А г ам е р зян а . Но пусть мурм анч ан е не сочтут это з а комплимент, я не в с тр е ­ ч ал ещ е т ако го необыкновенно доброго' и отзывчивого з р и т е л я , к ак зд есь . • . М урм анский з р и т е л ь великодуш ен , он п р ощ а е т иногда т аки е -актерски е л япы и промахи, от ко торых самому становится страшно. Я люблю «рабо т а т ь» на за л . видеть, к ак реа гирую т люди на то, что происходит на сцене. Иногда встречаю в зг л я ды недоверчи вые, скептические, осо­ бенно на сп е к т а к л е «Д ал ьш е ... д альш е ... д ал ьш е ...» . И, верите, отношусь к этим лю ­ д ям с глубоким уваж ением . Пусть они не­ доверчиво относятся ко в<?ему, что обна- род у е т с я сейчас..в. св я зи с именами С т али ­ на, Х рущ ев а , но тем с амым они пытают­ с я д о к а з а т ь нам , что и при С талине они ж и ли не з р я , не впустую прошли молодые годы их жизни. А. А. БУГРОВА — бутафор — Вот видите, сколько ландышей. Делала их к какой-то сказке. Принесу, говорят — хорошо, не годится, опять сделаю, и снова — хорошо, не годится... — Так почему не годится-то, Александра Александровна, раз хорошо? Ираиду Васильевну Краснослободцеву мно­ гие мурманчане знают с детства. Высокая, обаятельная женщина с аккуратно уложенны­ ми седыми волосами... — Будьте любезны, товарищи, три звонка ... Ираида Васильевна заглянула в буфет, за­ шторила'двери ь зрительный зал, выключила свет в фойе. > . Сразу здесь стало тихо и как-то таинствен- но' — Зн ае т е , б ольш е всего пережи в аний в дни прем ьеры . Т а к волнуюсь, что д аж е в з а л не з а х ож у — каж е т с я , ч то а к т е р ам «мой с тр ах перед астся. Вот первое .отделени е хожу в фойе, к а к часовой , прислушиваюсь: к а к там , в з а л е ? Потом в зры в аплодисмен ­ тов — ан тр ак т . Т ож е волную сь, люди об­ суждают. Кто-нибудь и з акт еров подзовет к себе: ? И р аи д а В а сильевна , ну к а к там зри т ел ь ?» З р и т е л ь , конечно, с ейч ас д р у г о й .. Р а н ь ­ ш е ходили на а к т е р а , н а р еж и с с е р а . А с е й ­ ч ас все б ольш е — н а наш ум евш е е прои з­ ведение. Вот с е го дн я — «Ин т ер д е в о ч к а» , и ведь «наш его» з р и т е л я едв а одна тр е ть наб ере тся . Многие пришли на «модный> спектакль. Бы в а л о , люди о с т ав али сь после спек­ т а к л я . не спешили в гардероб — долго ещ е обсуждали ... В р еп е р т у а р е было много классики . « Ч а й к а » , «Л е с » , «Н а дне» — ведь все это у нас было. И од ев али сь в т е атр иначе. Д амы при­ ходили в д екол ьтиро в анны х пл а т ьях , с лисами -горж етками . А сегодня, е сли ещ е в будний день. — бегом с работы , скорей- скорей . Конечно, сейч ас сапоги, допустим , с тали ч астью моды , к а к бы продолж ени ем пл а тья . Но все равно ... Помню , у М ак аро ­ вой. нашей ак т ри сы , м ал ьчи к м аленький был. л е т ш есть — приходил, всегда кало ­ ши с валеночек снимал . Я ем у говорю , мол. пройди т а к , не беда. А он: «Нет, И р аи д а Васильевна, я их оставлю у л е с е н ­ ки». Вообще, многие а к т е ры приводили в т е атр своих детей — Стоменок. Ниценко, Вагинов... Их р ебя тиш ки т а к и оослн на наших гл азах ... З д е с ь , в т е атр е , и в ся моя ж и зн ь про ­ шла. Конечно, р а зно е бывало в т е атр е — и хорошее, и плохое. Но ведь все это к а ­ ше. родное. Потому и люблю т а к его. Сей­ ч ас уж е на пенсию пора. И ничуть не ж а ­ лею , что прор або тал а с только л е т кон тро ­ лером . Ин т ерв ью в зя л и И. К О РН Е В А и С. ИШ И Н А ------------------------------------------------------------------------------------------ \ лицах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz