История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
В свете рампы І/ЛБИЛЕИНЫЙ, ПЯТИДЕСЯТЫЙ, сезон нашего облает- ного драматического коллектива начался неделю назад. А день рождения его будет отмечаться 1 фев раля: именно в этот день в 1939 году состоялось офи циальное открытие театра. Но театральная жизнь зародилась в нашем городе гораздо раньше, почти сразу после основания и нача ла строительства Мурманска. Сюда периодически при езжали столичные артисты. Работал в городе и свой театр окрпрофсовета под руководством режиссера И. И. Маметова, сформированный из ленинградских ак теров. Этот коллектив существовал до 1936 года. В том же году на сцену Дома культуры им. С. М. Киро ва на весь сезон был приглашен коллектив филиала Ленинградского БДТ. Гастроли затянулись, актеры фи лиала проработали в Мурманске в течение трех лет. И в начале 1939 года прижившаяся в городе «бродячая труппа» получила статус областного театра. Торжест венное событие было отмечено премьерой «Генераль ного консула» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина. С тех пор так и повелось: к открытию нового сезо на драматический коллектив дарит зрителям премьеру. И юбилейный сезон — не исключение. Одним из пер вых в стране главный режиссер театра В. М. САРАН ЧУК поставил пьесу Михаила Шатрова «Дальше... Дальше... Дальше...», опубликованную в журнале «Зна мя» в январе этого года. С нее и начался наш разго вор. Сезон юбилейный на по биографии и произведениям К. М. Симонова. Это сложная личность драматич ной судьбы... Хочется осмыслить то траги ческое время, в которое жил писатель. Многое хочется осмыслить. Например, будущее нашего коллектива как ансамбле вого, психологического театра. Думаю, что в этом направлении необходима серьезней шая работа над русской классикой: Чехов, Лев Толстой, Островский. Интересует акту альная сегодня пьеса «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Ищем наиболее подхо дящую для наших артистов и зрителей. Но в этом сезоне мы не будем гнаться за ко личеством, а за разнообразием — будем. Юрию Чернышеву предстоит работа над своеобразной пьесой «Разные судьбы», со зданной мурманчанином В. Мининым по рассказам "Виктора Конецкого. Потом ре жиссер обратится к очень интересной остросовременной пьесе А. Казанцева «Сны Евгении». Виталий Брынза будет ставить необычную остроумную пьесу словацкого драматурга С. Мрожека «Танго». Произве дения этого прекрасного писателя мало из вестны у нас — оудем знакомиться вместе. Чуть больше недели осталось до премьеры спектакля для детей «Шуршик» по пьесе В. Орлова. ' — Владимир Михайлович, в труппе театра опять есть перемены... — Да, весной по разным причинам из театра ушли несколько молодых актеров. К началу сезона мы приняли шесть новых артистов из разных училищ и театров на шей страны. Почти все они, вероятно, ско ро предстанут перед зрителями в спектакле «Интердевочка». Планируем мы и некоторые эксперимен ты в труппе. Самостоятельный хозрасчет ный театр в театре даст возможность ярче и скорее проявить артистические индиви дуальности, позволит чаще встречаться со зрителями области, оживит творческие воз можности труппы. — Многие театры страны переживают сей час трудное время. Искусство сцены требует обновления, очищения во всех смыслах. По скольку ваш коллектив вступил в юбилейный сезон, давайте вспомним мудрый ленинский совет о том, что лучший способ отпраздно вать юбилей — сосредоточить внимание ив нерешенных проблемах. Нв каких, Владимир Михайлович! — Все перечислять не буду, кое-что уже - назвал, а еще... Хочется вернуть театру его гражданскую и просветительскую миссию. Из коллектива индивидуальностей создать ансамбль, обрести по-настоящему творче ского союзника или оппонента в каждом ак тере. Хочется надеяться на устойчивость творческого духа в труппе, на самоотдачу в работе, искренность в отношениях. И еще — на интерес зрителей и критиков к на* • шему театру. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманского отделения Союза театральных деятелей. — Владимир Михайлович, эта пьесачшироко обсуждалась в печати, а теперь, кажется, ин терес к ней несколько угас. Возможно, пото му, что за прошедшие месяцы пресса дала читателям много нового для понимания тра- гических страниц нашей истории... К тому же пьеса сценически не очень выигрышна, она практически целиком состоит из разговоров и монологов действующих лиц — Ленина, Бу харина, Орджоникидзе, Кирова, Сталина, Троц кого и других. Что же вас привлекло к ее по становке! — Думаю, что Михаил Филиппович рас считывал на информированного зрителя. Ажиотаж вокруг первого прочтения пьесы был поверхностным, чисто познавательным. К тому же художественная информация от личается от публицистической своей живой эмоциональностью. Здесь важно не «что», а «как» и «почему». Вслед за драматургом бесконечно думаю: почему случилось так? Сегодня это один из самых важных вопросов. Шатров с первой пьесы своей Ленинианы строит модель экстремальной ситуации и сквозь призму трагедии рассматривает судь бу революции, партии, государства. В этом смысле и «Дальше...» — трагедия, пьеса о трагической вине и необходимости очище ния, — На сцене Мурманского облдрамтеатра образ Ленина впервые был создан в спектак ле по пьесе Погодина «Человек с ружьем» в 1940 году актером А. А. Добротиным. Много внимания уделял актер работе над точностью портретного грима, жестов, особенностей ре чи. С тех пор прошло почти полвека. Что вы ставите во главу угла сегодня в работе с ак тером над образом Ленина! — В работе над образом Ленина мы с актером Валерием Исаевым о портретности думали меньше всего. Главным образом, старались понять Ленина-борца в драматич нейшей ситуации борьбы за власть между его соратниками, осмыслить, как он, почти в изоляции, противостоял этой борьбе. Впрочем, и мне, и артистам, и зрителям не обходимо еще много изучать и думать о том времени.. — Прошедший сезон примечателен обили ем премьер. Чем будет интересен сезон пя тидесятый! — Главное событие для нас должно со стояться приблизительно в мае—июне бу дущего года. Это гастроли в' Москве. Соби раемся *восстанавливать «Колу». Поручили эту работу одному из авторов спектакля режиссеру Юрию Чернышеву. В ближай шее время мы с нашим новым штатным режиссером Витадием Брынзой приступим к работе над двумя спектаклями. Виталий Борисович будет ставить популярную по весть «Интердевочка» В. Кунина в автор ской инсценировке, а я — спектакль под названием «С тобой и без тебя». Сюжет «Интердевочки», повести о проститутке, многим знаком. В постановке мы хотим по казать срез сегодняшней нашей жизни, по думать о взаимоотношениях современных людей. Пьеса «С тобой и без тебя» написа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz