История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

В свете рампы І/ЛБИЛЕИНЫЙ, ПЯТИДЕСЯТЫЙ, сезон нашего облает- ного драматического коллектива начался неделю назад. А день рождения его будет отмечаться 1 фев­ раля: именно в этот день в 1939 году состоялось офи­ циальное открытие театра. Но театральная жизнь зародилась в нашем городе гораздо раньше, почти сразу после основания и нача­ ла строительства Мурманска. Сюда периодически при­ езжали столичные артисты. Работал в городе и свой театр окрпрофсовета под руководством режиссера И. И. Маметова, сформированный из ленинградских ак­ теров. Этот коллектив существовал до 1936 года. В том же году на сцену Дома культуры им. С. М. Киро­ ва на весь сезон был приглашен коллектив филиала Ленинградского БДТ. Гастроли затянулись, актеры фи­ лиала проработали в Мурманске в течение трех лет. И в начале 1939 года прижившаяся в городе «бродячая труппа» получила статус областного театра. Торжест­ венное событие было отмечено премьерой «Генераль­ ного консула» по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина. С тех пор так и повелось: к открытию нового сезо­ на драматический коллектив дарит зрителям премьеру. И юбилейный сезон — не исключение. Одним из пер­ вых в стране главный режиссер театра В. М. САРАН­ ЧУК поставил пьесу Михаила Шатрова «Дальше... Дальше... Дальше...», опубликованную в журнале «Зна­ мя» в январе этого года. С нее и начался наш разго­ вор. Сезон юбилейный на по биографии и произведениям К. М. Симонова. Это сложная личность драматич­ ной судьбы... Хочется осмыслить то траги­ ческое время, в которое жил писатель. Многое хочется осмыслить. Например, будущее нашего коллектива как ансамбле­ вого, психологического театра. Думаю, что в этом направлении необходима серьезней­ шая работа над русской классикой: Чехов, Лев Толстой, Островский. Интересует акту­ альная сегодня пьеса «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Ищем наиболее подхо­ дящую для наших артистов и зрителей. Но в этом сезоне мы не будем гнаться за ко­ личеством, а за разнообразием — будем. Юрию Чернышеву предстоит работа над своеобразной пьесой «Разные судьбы», со­ зданной мурманчанином В. Мининым по рассказам "Виктора Конецкого. Потом ре­ жиссер обратится к очень интересной остросовременной пьесе А. Казанцева «Сны Евгении». Виталий Брынза будет ставить необычную остроумную пьесу словацкого драматурга С. Мрожека «Танго». Произве­ дения этого прекрасного писателя мало из­ вестны у нас — оудем знакомиться вместе. Чуть больше недели осталось до премьеры спектакля для детей «Шуршик» по пьесе В. Орлова. ' — Владимир Михайлович, в труппе театра опять есть перемены... — Да, весной по разным причинам из театра ушли несколько молодых актеров. К началу сезона мы приняли шесть новых артистов из разных училищ и театров на­ шей страны. Почти все они, вероятно, ско­ ро предстанут перед зрителями в спектакле «Интердевочка». Планируем мы и некоторые эксперимен­ ты в труппе. Самостоятельный хозрасчет­ ный театр в театре даст возможность ярче и скорее проявить артистические индиви­ дуальности, позволит чаще встречаться со зрителями области, оживит творческие воз­ можности труппы. — Многие театры страны переживают сей­ час трудное время. Искусство сцены требует обновления, очищения во всех смыслах. По­ скольку ваш коллектив вступил в юбилейный сезон, давайте вспомним мудрый ленинский совет о том, что лучший способ отпраздно­ вать юбилей — сосредоточить внимание ив нерешенных проблемах. Нв каких, Владимир Михайлович! — Все перечислять не буду, кое-что уже - назвал, а еще... Хочется вернуть театру его гражданскую и просветительскую миссию. Из коллектива индивидуальностей создать ансамбль, обрести по-настоящему творче­ ского союзника или оппонента в каждом ак­ тере. Хочется надеяться на устойчивость творческого духа в труппе, на самоотдачу в работе, искренность в отношениях. И еще — на интерес зрителей и критиков к на* • шему театру. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманского отделения Союза театральных деятелей. — Владимир Михайлович, эта пьесачшироко обсуждалась в печати, а теперь, кажется, ин­ терес к ней несколько угас. Возможно, пото­ му, что за прошедшие месяцы пресса дала читателям много нового для понимания тра- гических страниц нашей истории... К тому же пьеса сценически не очень выигрышна, она практически целиком состоит из разговоров и монологов действующих лиц — Ленина, Бу­ харина, Орджоникидзе, Кирова, Сталина, Троц­ кого и других. Что же вас привлекло к ее по­ становке! — Думаю, что Михаил Филиппович рас­ считывал на информированного зрителя. Ажиотаж вокруг первого прочтения пьесы был поверхностным, чисто познавательным. К тому же художественная информация от­ личается от публицистической своей живой эмоциональностью. Здесь важно не «что», а «как» и «почему». Вслед за драматургом бесконечно думаю: почему случилось так? Сегодня это один из самых важных вопросов. Шатров с первой пьесы своей Ленинианы строит модель экстремальной ситуации и сквозь призму трагедии рассматривает судь­ бу революции, партии, государства. В этом смысле и «Дальше...» — трагедия, пьеса о трагической вине и необходимости очище­ ния, — На сцене Мурманского облдрамтеатра образ Ленина впервые был создан в спектак­ ле по пьесе Погодина «Человек с ружьем» в 1940 году актером А. А. Добротиным. Много внимания уделял актер работе над точностью портретного грима, жестов, особенностей ре­ чи. С тех пор прошло почти полвека. Что вы ставите во главу угла сегодня в работе с ак­ тером над образом Ленина! — В работе над образом Ленина мы с актером Валерием Исаевым о портретности думали меньше всего. Главным образом, старались понять Ленина-борца в драматич­ нейшей ситуации борьбы за власть между его соратниками, осмыслить, как он, почти в изоляции, противостоял этой борьбе. Впрочем, и мне, и артистам, и зрителям не­ обходимо еще много изучать и думать о том времени.. — Прошедший сезон примечателен обили­ ем премьер. Чем будет интересен сезон пя­ тидесятый! — Главное событие для нас должно со­ стояться приблизительно в мае—июне бу­ дущего года. Это гастроли в' Москве. Соби­ раемся *восстанавливать «Колу». Поручили эту работу одному из авторов спектакля режиссеру Юрию Чернышеву. В ближай­ шее время мы с нашим новым штатным режиссером Витадием Брынзой приступим к работе над двумя спектаклями. Виталий Борисович будет ставить популярную по­ весть «Интердевочка» В. Кунина в автор­ ской инсценировке, а я — спектакль под названием «С тобой и без тебя». Сюжет «Интердевочки», повести о проститутке, многим знаком. В постановке мы хотим по­ казать срез сегодняшней нашей жизни, по­ думать о взаимоотношениях современных людей. Пьеса «С тобой и без тебя» написа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz