История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

р А З Г О В О Р я а ч а л Ь я с о б с у ж д е н и я г ю би л ей н о й а ф иш и , н е д а в н о п р и н е ­ с енн ой и з т и п о г р аф и й . Ч е л о в е к с н я л с с е ­ б я л и ц о -м а с к у , а з а м а с к о й — о п я т ь то ж е лицо! Оба л и ц а с м о т р я т с е р ь е з н о и гр у с тн о . Оба к а к -то з а г а д о ч н о вы с т у п аю т во к о р и ч н е в о й т е м н о ты ф о н а .^ А ф иш а , т а к н е о бы ч н о р еш е н н а я х у д ож ­ н и ком А л е к с а н д р о м Л и п о в с к и х , з а с т а в л я ­ е т о с т а н о в и т ь с я , п р и г л я д е т ь с я , п о д ум а т ь . О ч ем х о т ^ л с к а з а т ь х удож 'ник? Н е о том -ти. ч то а к т е р , с о з д а в а я о б р а з , о т д а е т ем у с в ою д уш у , а . с д р у гой с т о р о ны , и с о з д а ­ в а ем ы й о б р а з в с е г д а ч то -то о с т а в л я е т а к ­ т е р у , «чем-то е го о б о г ащ а е т ? И н т е р е с н о т а к ж е , п о ч ем у н а а ф иш е Е . Я . И о ф ф е т а к о й с е р ь е з н ы й , ч у т ь л и не со с к о р б ью во в з г л я д е ? В ед ь в ж и з н и п р и ­ в ы к л и в и д е т ь е г о ж и з н е р а д о с т н ы м , в с е г д а ро т о вым к ш у тк е ! — Бывает, он то л ь ко на сцену выйдет, а зал уж е захлебывается о т хохота, — го в о р и т инженер-о кеаноло г В. И. П е трукович. — У него свое, чисто а ктер ское чувство юмора, я р к и й комедийный дар! — Но в нем м н о го и д р у го го , — замечает методист В сероссийско го театрально го обще­ ства И. С. Борисова. В ую т н ом п ом ещ е н и и М у рм а н с к о й о р г а ­ н и з а ц и и В ТО с о б р а л и с ь н а одно и з с в ои х з а с е д а н и й ч л е н ы с е к ц и и к р и т и к и . П р иш е л н г л а в ны й р е ж и с с е р о б л а с т н о г о д р ам т е а т - р а Г р и г о р и й Г е о р г и е в и ч М и х а й л о в . В э т о т р а я на п о в е с т к е д н я — р а з г о в о р о т в о р ч е ­ с т в е з а с л у ж е н н о г о а р т и с т а р е с п у б л и к и (Ефима Я к о в л е в и ч а И о ф ф е , к о т о р ы й о т м е ­ ч а е т ньгнче с в о й п о л у в е к о в о й ю бил ей я т р и д ц а т и л е т и е т в о р ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и . 'С к о л ь к о р о л е й , б о л ьш и х и м а л е н ь к и х , сы ­ г р а н о з а эти т р и д ц а т ь л е т н а с ц е н е оо- orafcTHoro т е а т р а ! И срегги тгят, к о н е ч н о ж е . м н о ж е с т в о к ом ед ийны х . — Для меня работа с Ефимом Яковлевичем началась с го голевской «Женитьбы» — мое­ го ди пл ом но го сп е кта кл я , — расска зы вае т Г. Г. Михайлов. —- Он сы грал Подколесина. И с р а з у в с п ом н и л и с ь см о т р е вш и е п р ям о н а з р и т е л я о г р о м ны е ( б у т аф о р с к и е ) подо ­ ш вы б о сы х но г и в и д н е вш а я с я м е ж д у н и ­ м и м а л е н ь к а я г о л о в к а П о д к о л е с и н а , л е ­ ж а в ш е г о на о бш и р н о й к р о в а т и . И почти ф и з и ч е с к и ощ ущ а л о с ь , к а к с м е р т е л ь н о не х о ч е т с я ем у с э т ой к р о в а т ью р а с с т а т ь с я . А р а з в е не в е л и к о л е п е н бы л в « К лопе» е г о П ри сыпкин ! В с п ом и н аю т с я н е т о л ь к о к р у п н ы е р а б о ­ т ы . Вс е р а з о м з а г о в о р и л и , н а п р и м е р , о к а в к а з ц е в к е п к е , к о т о ры й х о д и л по в а г о ­ н у . т о р г у я ц в е т ам и , в с п е к т а к л е «М ы , н и ­ ж е п о д п и с а вш и е с я * . В п ь е с е А . Г е л ь м а н а этого п е р с о н а ж а н е т . П р о с т о И о ф ф е , по е г о с л о в а м , « в ы п р о с и л с еб е м а с с о в к у » я •«сделал» т а к о г о в о т ц в е т о ч н о г о ж у ч к а , к о ­ т о р ы й т о ж е п о -сво ем у « р а б о т а л » н а с п е к ­ т а к л ь . Э тим м а л е н ь к и м вы х о д ом а р т и с т д о с т а в л я л п у б л и к е (и д аж е к р и т и к ам — ч т о б ы в а е т н еч а с то !) п о д л и н н о е эс т е тн ч е - к о е н а с л аж д е н и е . З а ш л а р е ч ь и о в е с е л ы х р о зы г ры ш а х , б е з к о т о ры х И о ф ф е п р о с т о ж и т ь н е мо­ ж е т . В с а м ы й с е р ь е з н ы й м ом е н т м ож е т [появиться , н а п р и м е р , с п р и к л е е н ны м б о л ь ­ ш и м носом и л и в к а к ом -н и б у д ь н е о бы к н о ­ в е н н о м о б л а ч е н и и .» — Особенно почему-то лю би т делать это ма генеральны х ре пе тиция х, — посетовал главный режиссер. — Иной раз всех из себя выведет! Но к а к бы там н и было, мне лично такое нрави тся: это ведь тож е средство п о ­ стоянно держа ть себя в творческой форме. К о г д а я по том с п р о с и л а об э т и х р о зы ­ г р ы ш а х у И о ф ф е , он с м ущ е н н о у л ы б н у л с я и к а к -то п о -д е т с к и о т в е ти л : « Д а в е д ь с к у ч н о ж е ! К а к н а ч и н а е т с я с к у к а , т у т я ч т о -н и б у д ь и п р и д у м аю ...* — Наверное, еще и поэтом у долго считали, что дар у Иоффе — то л ь ко ком едийны й , — вступает в разговор Светлана Александровна Ан куди но в а , ответственный се кретарь М ур ­ манской ор ган и зации ВТО, — пока он не сы грал Максимова в «Дипломате». Д а , поч ти д в а д е с я т к а л е т п р ош л о с то ­ го в р ем е н и , к о г д а р е ж и с с е р О. К. Овеч- •кин п о с т а в и л н а сц ен е п ь е с у С. А л еш и н а < Д и п л о м а т » . А с п е к т а к л ь до с и х пор не з а б ы т . Он б ы л п о с в ящ е н 5 0 -л е т ию С о в е т ­ ском в л а с т и и р а с с к а з ы в а л о н а п р яж е н н ы х п о е д и н к а х с о в е т с к о г о д и п л о м а т а М а к с и м о ­ в а с з а р у б еж н ы м к о л л е г о й . Ц ен ой поб еды М а к с и м о в а с т а л о в о з в р ащ е н и е н а Р о д и н у с о в е т с к и х в о е н н о п л е н ны х . Е ф и м Яковлевич р а с с к а зы в а л ,- к а к о<н с р а з у « в лю б и л с я » в э т у р о л ь , к а к у м о л я л д о в е р и т ь е е им ен н о ем у . Н о б а г а ж его у с п е х о в в к ом едийн ом ж а н р е о к а з а л с я п о ч т а н е с о к р уш и м ы м п р е п я т с т в и ем н а пу ­ ти к э т ой — « п о л ож и т е л ь н о й » — ро ли . Н и к т о не в е р и л в в о зм о ж н о с т ь т а к о г о со­ ч е т а н и я : М а к с и м о в — И о ф ф е . В с е ж е у с т у п и л и его п р о с ь б ам : р еш и л и д а т ь п о п р о б о в а т ь , п о с т а в и л и в т о ры м ис­ п о л н и т е л ем . С ам о е и н т е р е с н о е , ч то п е р ­ вы й и с п о л н и т е л ь т а к ни р а з у в э т ом с п е к ­ т а к л е и н е вы ш е л на сц е н у . Н а с т о л ь к о т о ч ны м бы л о « п о п а д а н и е » в т о р о го . С п е к т а к л ь «Д и п л о м а т » бы л о тм еч ен диплом ом М и н и с т е р с т в а к у л ь т у р ы Р С Ф С Р . Е . Я . И о ф ф е т а к ж е п о л у ч и л д и п л ом з а л у чш е е и с п о лн ен и е роли . — Э та р а б о т а б ы л а д л я м е н я э т ап н о й , — п р и з н а е т с я а р т и с т . — о н а и з т е х , ко ­ т о р ы е в о с п и ты в аю т . И п р еж д е в с е го — гр аж д а н с т в е н н о с т ь . Э т а т в о р ч е с к а я поб еда , м ож н о с к а з а т ь , о т к р ы л а ем у п у т ь к с е р ь е з н ы м р о л я м , п о ­ з в о л и л а в с т а т ь в р я д в е д ущ и х а к т е р о в т е ­ а т р а . По том бы л и Ч еш к о в в « Ч е л о в е к е со с т о р о н ы * И. Д в о р е ц к о г о . Л у к а в «Н а Ід н е * . с е р ь е з н ы е з н а ч и т е л ь н ы е р о л и в с п е к т а к л я х «П р о д а в е ц д о ж д я * , « Т р и с е ­ с т р ы » , « Т а р тю ф » . И во т т е п е р ь ч ех о в с к ий і^Д я д я В а н я » ... И н т е р е с н о , к а к р а б о т а е т с я р еж и с с е р ам с Е ф и м о м Я к о в л е в и ч е м ? — Н е с к а ж д ы м у н е г о в о з н и к а е т к о н ­ т а к т . М н е . н а п р и м е р , хо р ош о р а б о т а е т с я . — о т в е ч а е т Г р и г о р и и Г е о р г и е в и ч . — но т о л ь к о в том с л у ч а е , е сли р о л ь его з а и н ­ т е р е с о в а л а , у в л е к л а . А е с л и э т о го не пр о ­ и з ош л о , он м о ж е т п р о с т о , к а к г о в о р и т с я , в с е ^ з а в а л и т ь » . С ам о е ц ен н о е : т о , ч то на р е п е т и ц и и он п р и х о ди т н а п о л н е н ны й и д е я ­ м и . П р е д л а г а е т н о вы е и н о в ы е в а р и а н т ы . Е. М. МАЛЫГИНА (завлит театра): — А если ежедневно появляются все новые и новые идеи и конца этому нет?.. И р еж и с ­ сер уж е не может что-то заф и кс и р о в а ть .. Бы ­ вает такое? Г. Г. МИХАИЛОВ: — Бывает, коне ч но . Надо просто вовремя поймать момент и на чем-то остановиться. Но главное-то в нем — постоянный п о и с к, х о ­ роший р и с к. К сожалению , нередко встречаю артистов у с п о ко е н ны х , к о т о ры х не расшеве­ ли ть. А Иоффе вечно неспокоен, вечно о ра­ боте. К том у ж е щедр: м ож е т л е гко о тка за ть­ ся о т найденного, предпочесть другое, если это другое более выразительно. И н т е р е с е н с а м п р о ц е с с р а б о ты И о ф ф е « а д р о л ью . М и х а и л о в о п р е д е л и л его с у т ь т а к : «Он в н е д р я е т с я в п е р с о н аж и н а ч и ­ н а е т ж и т ь -в его стиле*.- Э т о с о з д а е т c j k w н о е т и д л я о к р у ж аю щ и х . Х о р ош о , к о г д а он р а б о т а е т н а д полонен т е л ь н о й р о л ью . Н о ч т о , н а п р и м е р , бы л о в о в р е м я е го п е р е ­ в о п л ощ е н и я в з л о б н о г о с т а р и к а Я к о в а в «Ф а л ьш и в о й м о н е т е * Г о р ьк о го ! Л у чш е б ы л о с ним в э то в р е м я д е л а н е и м е т ь . Сам Еф им Я к о в л е в и ч о з а д а ч е н н о к о м ­ м е н т и р у е т : — Д е й с т в и т е л ь н о ... П омню ... Т а к в о т н л е з е т и з т е б я к а к а я - т о п а к о с т ь , в р едн о с т ь ! іКак-то д а ж е п р о т и в воли! З а т о с о в с ем д р у г и м бы л И о ф ф е , к о гд а и г р а л , н а п р и м е р , с а п ож н и к а Б у л и к у в « З а ­ к о н е в е ч н о с ти » . Это с ам а д о б р о т а , и с т о к и ко т о р о й — в н а р о д н о й ж и з н и и м у д р о ­ с т и . К о гда -то т а к и м м у д р е ц о м и з н а р о д а б ы л и его з а м е ч а т е л ь н ы й Л у к а : в м и р е г р у б о с т и , г р я з и и з л а он п о -с в о ем у у т ­ в е р ж д а л ч е л о в е ч н о с т ь и т е п л о т у . Р а с ска зы ваю т та ко й случай . В «Провинци­ ал ь ны х анекдотах» А . Вампнлова с одним из героев Калошиным п роисходи т серьезный п р и с т у п . Однажды на спе кта кле в этот мо­ мент стало плохо и самому исполнителю — Е. Я. Иоффе. О кр уж ающ им п риш лось о к а зы ­ вать ему вполне реальную помощь. Потом он, по его п ри зн анию , боялся э то го места в спе кта кле : вдруг опять... З а т о к а к в е с е л о п е р е в о п л о т и т ь с я , н а ­ п р и м е р , в К а р л с о н а , к о т о ры й ж и в е т на к рыш е ! П р а в , н а в е р н о , В. И . П е т р у к о в и ч , с ч н т аю іцн іі, ч то к с в о ем у п я т и д е с я т и л е т ию Е ф и м Я к о в л е в и ч с о х р а н и л м н о г о е от д е т ­ с т в а : н е п о с р е д с т в е н н о с т ь в о с п р и я т и я , а з а р т в и гр е . Н е п о т ом у л и он лю б и т и г р а т ь в •детских с п е к т а к л я х , лю би т в с т р е ч и с д е т ­ с к о й а у д и т о р и е й ! Т р у д н о , ко н е ч н о , в ы д е р ­ ж а т ь д в а с п е к т а к л я в д е н ь , к а к э т о бы ­ в а е т на •каникулах , даі ещ е и н о гд а и в з р о с ­ л ы й — в е ч е р о м . Но и д л я д е т е й Еф им Я к о в л е в и ч не п о з в о л я е т с е б е р а б о т а т ь в п о л с и лы . В п р о ч ем « н е п о з в о л я е т » — н е т о с л о в о . Он. бы л о , п о з в о л и л (« х о т е л си ­ л ы п о б е р е ч ь * ) , но не см о г. Р е б я ч ь я а у д и ­ т о р и я — т а к а я б л а г о д а р н а я , т а к ж и в о р е а г и р у е т н а к аж д о е с л о в о , н а к аж ды й п о в о р о т д ей с т в и я , ч то н еп о лн о й о т д а ч и п р о с т о н е п о л у ч а е т с я ! Е ф и м а Я к о в л е в и ч а и н о г д а у п р е к аю т в т ом . ч то он м ож е т бы с т р о з а г о р е т ь с я к а ­ кой -то и д е е й , но т а к ж е бы с т р о к н ей остьггь. Б ы в а л о т а к о е , н а п р и м е р , в о бщ е ­ с т в е н ны ! р а б о т е . П о э т ом у , к о г д а он в з я л ­ с я н а п и с а т ь и н с ц е н и р о в к у р о м а н а « К о л а * , н е к о т о р ы е н е п о в е р и л и , ч то д ел о б у д е т д о в е д е н о до к о н ц а . Но т ем не м е н е е р а б о ­ т а с д е л а н а и н е в одном в а р и а н т е . Н а ч а вш и ііс я р е м о н т з д а н и я т е а т р а з а ­ д е р ж а л п р ем ь е р у . И оф ф е , у ж е о с н о в а ­ т е л ь н о з а б о л е вш и й «К о л о й » , с ч и т а е т , что н у ж н о с д е л а т ь т а к о й с п е к т а к л ь , к о т о ры й с т а л бы с в о е о б р а з н о й « в и з и т н о й к а р т о ч ­ кой » н аш е г о з а п о л я р н о г о т е а т р а . Е с т ь у Е ф и м а Я к о в л е в и ч а и д р у г и е з а ­ д у м к и . В с е э то с в и д е т е л ь с т в у е т о н е у в я ­ д а е м о й т в о р ч е с к о й м о л о д о с т и ю б и л я р а . — Это п е р с п е к т и в ны й а р т и с т , — г о в о ­ р и т о нем г л а в ны й р еж и с с е р . Т а к г о в о р я т т о л ь к о о молодых ! Р. ВЕЛИГИНА. -----------------------------Человек и его дело------------------------------ И УЗНАВАЕМЫЙ, И НЕОЖИДАННЫЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz