История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

D ЗРЕЛИЩНОМ «арсенале» каждого из нас нынче достаточно сп о с обов р а з­ влечься. И стереоцентры-то музыкальные почти в каждом д о м е имеются... Д аж е в и д е о ­ магнитофонами с солидной фильмотекой кое-кто из нас сегодня м ож е т похвастать... А уж т елеви зоров теперь в наших д ом а х столько, что мы смотрим центральные и м ест ­ ные программы, не только в о зл еж а на диване, но и не отходя от кухонной электро­ плиты... К чему я все это говорю? Да к тому, что сегодня че­ ловек, избалованный п о сл ед ­ ствиями бурного инф ормаци ­ онного взрыва, просто так, лишь для того, чтобы «убить» время, в театр не пойдет. Ему подавай нечто такое, что его заинтересует, что он не уви­ дит ни на экране телевизора, ни в видеоскоп е. А м ож е т ли наш театр по­ дать мурманскому зрителю это «нечто»? П р еж д е чем попытаться от­ ветить на этот вопрос, о тм е ­ чу, что Мурманский областной драматический театр ср еди подобных учреждений куль­ туры Российской Ф ед ер ации считается одним из лучших. Достаточно сказать, что б е з малого год н а зад нашему коллективу вручено п е р е х о д я ­ щ е е Красное знамя Министер­ ства культуры СССР и ЦК от­ ра слевого п р оф с ою з а . Ко­ нечно ж е , при опр е д ел ении поб едителя социалистическо­ го соревнования учитывают- В . И. Ленин : Мы не можем обойтись без романтики... ИГРАТЬ СОВРЕМЕННИКА ся, в первую оч ер е д ь , финан­ совые показатели театра. Но, согласитесь, высокие доходы «не из чего» не возникают, они, эти показатели, как раз и показывают — идет или не идет человек в театр. Однако, сл едуя этим моим утверждениям , у читателей м ож ет сложиться впечатление, что мы вполне у д ов ­ летворены работой своего те­ атра. Нет, это не так... И вот почему. Основу нашего репертуара, к а к репертуара любого п ери ­ ферийного театра, составляют современные советские пьесы. Наш постоянный зри тель пом ­ нит, наосрное, постановки по­ следних лет — «Гнездо гл у х а ­ р я * В. Розова, «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, более ранние — «Человек со стороны» И. Дворец ко го и «Прошлым летом в Чулимске» А . Вампилова. Когда шли эти спе ктанли, мы не жаловались на о тс у т­ ствие зри тель ско го к нам вни ­ мания. Почему происходило подобное? Потому что кажды й из у ч а с т н и ко в постановки , к а к приня то говори ть, вы клады ­ вался в полную силу. Но даже не это главное. Главное то, что названные мною пьесы о т­ личались остротой и глубиной социально-нравственной проб­ лематики и уж е в силу этого вызывали к себе громадный интерес, получали духовный и эмоциональный о т к л и к зри те ­ ля. Мы играли современника для современника. И примеры обратного... Ни­ какой набор театральных средств не смог прикрыть драматургическое н е с о в ер ­ шенство пьесы С. Михалкова «Что написано пером». Реко­ мендованная к постановке Министерством культуры РСФСР, эта пьеса выдержала лишь 12 спектаклей, ещ е раз подтвердив, что отсутствие полноценной драматургии ни­ чем не восполнишь. То ж е с ам о е м ожн о сказать и о по­ становке «(Время действия» С. Панкратова — б е с к о нф ­ ликтная пьеса на якобы сов­ р ем енн ую т ем у оставила зрителя равнодушным. Не спасло е е и то, что написана она на нашу местную т ема­ тику. Я ещ е и ещ е р а з готов по­ вторять: б е з полноценной драматургии н ев о зм ож ен сколь-нибудь высокий пр о ­ фессиональный уровень теат­ рального коллектива. Ведь че­ ловек живет в гуще жизни. Он сам — частица этой ж и з ­ ни. Он эту жизнь еж еминутно видит и ощущает — на р а б о ­ те, на улице, дом а , в магази­ не. Но вот приходит ч ел озек в театр — и что из всего это­ го он видит на сцене?.. Чаще всего — лишь робкий слепок окруж ающ его его бытия, стиснутого в жесткие рамки заданной драматургом и р е ­ ж и с с е р ом схемы... Что ещ е интересно — в этих пьесах-схемах есть, конеч­ но ж е , и положительные ге­ рои, и носители зла; как пра- ло, по сл едни е выписаны д р а ­ матургом б о л е е тщательно, р я д ом с ними герои, в силу своей серости и безликости, меркнут.. Скажу честно, сов ­ с ем не хочется играть п о д о б ­ ного «героя». Лучше уж е « зл од ея » — там-то хоть «рас­ крыться» м ожно. А ведь как хотелось бы каждом у из нас сыграть героя настоящего, героя-оптимиста, г е р оя -р о - мантика, но... наделенного всеми человеческими качест­ вами. Про оптимиста- и романтика я упомянул не случайно. Д у ­ маю, со мной согласятся мно­ гие — в последние годы слова «романтика, ром ан ти к» стали ч у ть ли не р у га тельными . И становится просто обидно за участь э ти х слов... Кто из нас (и зрителей, и актеров) не п ем ни т «О п тимистическую тр а ­ гедию» Всеволода В иш невско ­ го?.. Разве больш евистский оп ­ тимизм , р ом ан ти ка и револю­ ционный пафос, ко торым и п р о н и кн у то это произведение, сни зили за прошедшие полве­ ка д уховный и эмоциональ­ ный потенциал пьесы? Вот т а ­ кой (и стинной , а не псеодо) р ом а н ти ки и не хватает на сцене нашего театра. Впрочем , в с ам о е ближай ­ ш ее время мы постараемся несколько погасить о б р а іо - вавшийся «дефицит». Сейчас р еж и с с е р Владислав Пази го ­ товит к постановке пьесу А,. Гельмана «Зинуля». Это но­ вая работа известного своими остросюжетными п р о и з в е д е ­ ниями драматурга как р а з и привлекла внимание театра п р еж д е всего о б р а з о м поло ­ жительного героя, е г о актив­ ной жизненной позицией, стр емл ени ем в любых о б с т о я ­ тельствах честно выполнять долг р а б о ч е г о человека. Этот спектакль мы посвящ аем п р е д ­ стоящему XXVII партийному съ езд у . О мн о гом заставил нас за ­ думаться, оглянуться на с д е ­ ланное, критически оценить деятельность нашего творч е­ ского коллектива проект Ос­ новных направлений экономи ­ ч еского и социального р а з ­ вития СССР, который с о в е р ­ шенно четко о п р е д ел и л нашу задачу — повысить роль с о ­ циалистической культуры и искусства в идейно-пэлити*.--- ском, нравственном, х у д о ж е ­ ственно - эстетическом воспи­ тании, б о л е е полном у д о в л е ­ творении духовных п отр збн о - стей советских лю д ей . Во мн о гом о с о бы м и поучи­ тельным стал для нас и минув­ ший год. Он был наполнен событиями, которые как бы ускорили б е г времени, заста­ вили по -новом у взглянуть на пробл емы не только экономи ­ ческого, но и социального р а з­ вития. «Художественная интелли­ генция — писатели, поэты, композиторы , художники, р а ­ ботники театра и кино — поль­ зуются большим авторитетом и признанием . Но от сюда и их огромная ответственность п е р е д общ еств ом , — сказал на апрельском (1985 г.) Плену­ м е ЦК КПСС товарищ М. С. Горбачев. —- Все лучшее, что с о з д а н о советской литерату­ р ой и искусством, всегда бы­ л о н еот д елим о от главных дел и забот партии и народа . Нет сомнений в том, что новые за ­ дачи, которые решаются с е ­ годня, найдут достойный от­ клик в худож е ств енн ом твор ­ честве, утв ерж д ающ ем правду социалистической жизни». Вряд ли м ож н о сказать яс­ н ее и лучше о стоящих п е р е д нами задачах. Л . Н И Ц Е Н К О . С екр е т ар ь пар тбю ро о б ­ ластного драм а тич е ско го т е ­ атра, заслуженный артист РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz