История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
D ЗРЕЛИЩНОМ «арсенале» каждого из нас нынче достаточно сп о с обов р а з влечься. И стереоцентры-то музыкальные почти в каждом д о м е имеются... Д аж е в и д е о магнитофонами с солидной фильмотекой кое-кто из нас сегодня м ож е т похвастать... А уж т елеви зоров теперь в наших д ом а х столько, что мы смотрим центральные и м ест ные программы, не только в о зл еж а на диване, но и не отходя от кухонной электро плиты... К чему я все это говорю? Да к тому, что сегодня че ловек, избалованный п о сл ед ствиями бурного инф ормаци онного взрыва, просто так, лишь для того, чтобы «убить» время, в театр не пойдет. Ему подавай нечто такое, что его заинтересует, что он не уви дит ни на экране телевизора, ни в видеоскоп е. А м ож е т ли наш театр по дать мурманскому зрителю это «нечто»? П р еж д е чем попытаться от ветить на этот вопрос, о тм е чу, что Мурманский областной драматический театр ср еди подобных учреждений куль туры Российской Ф ед ер ации считается одним из лучших. Достаточно сказать, что б е з малого год н а зад нашему коллективу вручено п е р е х о д я щ е е Красное знамя Министер ства культуры СССР и ЦК от ра слевого п р оф с ою з а . Ко нечно ж е , при опр е д ел ении поб едителя социалистическо го соревнования учитывают- В . И. Ленин : Мы не можем обойтись без романтики... ИГРАТЬ СОВРЕМЕННИКА ся, в первую оч ер е д ь , финан совые показатели театра. Но, согласитесь, высокие доходы «не из чего» не возникают, они, эти показатели, как раз и показывают — идет или не идет человек в театр. Однако, сл едуя этим моим утверждениям , у читателей м ож ет сложиться впечатление, что мы вполне у д ов летворены работой своего те атра. Нет, это не так... И вот почему. Основу нашего репертуара, к а к репертуара любого п ери ферийного театра, составляют современные советские пьесы. Наш постоянный зри тель пом нит, наосрное, постановки по следних лет — «Гнездо гл у х а р я * В. Розова, «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, более ранние — «Человек со стороны» И. Дворец ко го и «Прошлым летом в Чулимске» А . Вампилова. Когда шли эти спе ктанли, мы не жаловались на о тс у т ствие зри тель ско го к нам вни мания. Почему происходило подобное? Потому что кажды й из у ч а с т н и ко в постановки , к а к приня то говори ть, вы клады вался в полную силу. Но даже не это главное. Главное то, что названные мною пьесы о т личались остротой и глубиной социально-нравственной проб лематики и уж е в силу этого вызывали к себе громадный интерес, получали духовный и эмоциональный о т к л и к зри те ля. Мы играли современника для современника. И примеры обратного... Ни какой набор театральных средств не смог прикрыть драматургическое н е с о в ер шенство пьесы С. Михалкова «Что написано пером». Реко мендованная к постановке Министерством культуры РСФСР, эта пьеса выдержала лишь 12 спектаклей, ещ е раз подтвердив, что отсутствие полноценной драматургии ни чем не восполнишь. То ж е с ам о е м ожн о сказать и о по становке «(Время действия» С. Панкратова — б е с к о нф ликтная пьеса на якобы сов р ем енн ую т ем у оставила зрителя равнодушным. Не спасло е е и то, что написана она на нашу местную т ема тику. Я ещ е и ещ е р а з готов по вторять: б е з полноценной драматургии н ев о зм ож ен сколь-нибудь высокий пр о фессиональный уровень теат рального коллектива. Ведь че ловек живет в гуще жизни. Он сам — частица этой ж и з ни. Он эту жизнь еж еминутно видит и ощущает — на р а б о те, на улице, дом а , в магази не. Но вот приходит ч ел озек в театр — и что из всего это го он видит на сцене?.. Чаще всего — лишь робкий слепок окруж ающ его его бытия, стиснутого в жесткие рамки заданной драматургом и р е ж и с с е р ом схемы... Что ещ е интересно — в этих пьесах-схемах есть, конеч но ж е , и положительные ге рои, и носители зла; как пра- ло, по сл едни е выписаны д р а матургом б о л е е тщательно, р я д ом с ними герои, в силу своей серости и безликости, меркнут.. Скажу честно, сов с ем не хочется играть п о д о б ного «героя». Лучше уж е « зл од ея » — там-то хоть «рас крыться» м ожно. А ведь как хотелось бы каждом у из нас сыграть героя настоящего, героя-оптимиста, г е р оя -р о - мантика, но... наделенного всеми человеческими качест вами. Про оптимиста- и романтика я упомянул не случайно. Д у маю, со мной согласятся мно гие — в последние годы слова «романтика, ром ан ти к» стали ч у ть ли не р у га тельными . И становится просто обидно за участь э ти х слов... Кто из нас (и зрителей, и актеров) не п ем ни т «О п тимистическую тр а гедию» Всеволода В иш невско го?.. Разве больш евистский оп тимизм , р ом ан ти ка и револю ционный пафос, ко торым и п р о н и кн у то это произведение, сни зили за прошедшие полве ка д уховный и эмоциональ ный потенциал пьесы? Вот т а кой (и стинной , а не псеодо) р ом а н ти ки и не хватает на сцене нашего театра. Впрочем , в с ам о е ближай ш ее время мы постараемся несколько погасить о б р а іо - вавшийся «дефицит». Сейчас р еж и с с е р Владислав Пази го товит к постановке пьесу А,. Гельмана «Зинуля». Это но вая работа известного своими остросюжетными п р о и з в е д е ниями драматурга как р а з и привлекла внимание театра п р еж д е всего о б р а з о м поло жительного героя, е г о актив ной жизненной позицией, стр емл ени ем в любых о б с т о я тельствах честно выполнять долг р а б о ч е г о человека. Этот спектакль мы посвящ аем п р е д стоящему XXVII партийному съ езд у . О мн о гом заставил нас за думаться, оглянуться на с д е ланное, критически оценить деятельность нашего творч е ского коллектива проект Ос новных направлений экономи ч еского и социального р а з вития СССР, который с о в е р шенно четко о п р е д ел и л нашу задачу — повысить роль с о циалистической культуры и искусства в идейно-пэлити*.--- ском, нравственном, х у д о ж е ственно - эстетическом воспи тании, б о л е е полном у д о в л е творении духовных п отр збн о - стей советских лю д ей . Во мн о гом о с о бы м и поучи тельным стал для нас и минув ший год. Он был наполнен событиями, которые как бы ускорили б е г времени, заста вили по -новом у взглянуть на пробл емы не только экономи ческого, но и социального р а з вития. «Художественная интелли генция — писатели, поэты, композиторы , художники, р а ботники театра и кино — поль зуются большим авторитетом и признанием . Но от сюда и их огромная ответственность п е р е д общ еств ом , — сказал на апрельском (1985 г.) Плену м е ЦК КПСС товарищ М. С. Горбачев. —- Все лучшее, что с о з д а н о советской литерату р ой и искусством, всегда бы л о н еот д елим о от главных дел и забот партии и народа . Нет сомнений в том, что новые за дачи, которые решаются с е годня, найдут достойный от клик в худож е ств енн ом твор честве, утв ерж д ающ ем правду социалистической жизни». Вряд ли м ож н о сказать яс н ее и лучше о стоящих п е р е д нами задачах. Л . Н И Ц Е Н К О . С екр е т ар ь пар тбю ро о б ластного драм а тич е ско го т е атра, заслуженный артист РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz