История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ЖИВАЯ С В Я З Ь Н е д а в н о м н е с круппой т о в а рш ц е й -а к т е р о в д о в е ­ л о с ь поч ти м е с я ц п р о в е с ти в м о р е , в р а й о н а х п р омы с ­ л а . Х о ди ли м ы н а с о в р е ­ м ен н ом к о м ф о р т а б е л ь н о м к о р а б л е — т р а н сп о р т н ом р е ф р и ж е р а т о р е «Т ам б о в » . Д а в а л и д л я р ы б а к о в к о н ­ ц е р ты . Ч т о бы о х в а т и т ь к а к м ож н о б о л ьш е э к и п аж е й , п е р е с аж и в а л и с ь и н а д р у ­ ги е с у д а . П о д ош л а к н ам п л а в б а з а «С е р г е й В а си л и си н » . По к а ­ ким -то п р и ч и н ам р е ііс э к и ­ п аж а это го с у д н а бы л пр о ­ д л е н , и в м о р е они н ах о д и ­ л и с ь ч у т ь л и н е н а ц е лы й м е с я ц б о л ьш е з а п л а н и р о ­ в анно го . Свою з а д а ч у мы п о н я л и т а к : н а д о п одн я т ь н а с т р о е н и е моряков ! П о э т ом у мы особенно тщ а т е л ь н о п р о д ум а л и п р о ­ г р а м м у к о н ц е р т а . П о д о бр а ­ ли р а с с к а з ы п и с а т е л е й - ж и з н е лю б о в , к о т о ры е все­ г д а ц е н и л и у лы б к у : В. Ш у к ­ ш ин а , В. Конецко го , А . А в е р ч е н к о . П од готовили о т ры в к и и з п р о и з в е д е н и й А. О с тро в ск о го . Стихи в ы ­ б р а л и з а д уш е в н ы е , р а з д у м ­ ч и в ы е — С. Е с ен и н а , М. Ц в е т а е в о й . И н а н аш и х г л а з а х про-, и зош л о ч у д е сн о е п р е в р ащ е ­ ние. С л и ц и с ч е з л о хм у р о е , у с т а л о е вы р аж е н и е . Г л а за з а и с к р и л и с ь , п о я в и л и с ь у лы б к и , з а з в у ч а л смех . По ­ с л ы ш а л и с ь ап л о д и см ен ты . П о с л е к о н ц е р т а к а з а л о с ь , ч то к іш о з а л , гд е м ы вы с т у ­ п а л и , п о к и д а л и со в с ем д р у ­ гие лю ди — бодры е , с и л ь ­ н ы е , в е с е лы е . П о с л е к о н ц е р т а н а с п ри ­ ш ел п о б л а г о д а р и т ь к апи т ан . Он п о д т в ер д и л , ч то н аш е вы с т у п л е н и е п о д н я л о дух- э к и п аж а . С л уш а л я к а п и т а н а , и у м ен я , бы вш е г о ф рон то вик а ,- р о ж д а л и с ь д а в н и е а с с о ц и а ­ ции . В сп ом н и л о с ь , к а к на ф р о н т п р и е зж а л и а р т и с ты , к а к п о д н им а л и с в о им и к о н ­ ц е р т а м и д у х бойцов п е р е д б о ем и л и п о с л е боя. К а к они бы л и н ам н уж ны ! К а к м ы бы ли нм бл а го д арны ! Н е м е н е е н у ж д аю т с я во в с т р е ч а х с и с к у с с т в ом и бо ііцы мирн о го , т рудо во го ф р о н т а . Мне в свое время довелось участвова ть в спе кта кле «Большевики» (автор пьесы М. Шатров). Там есть такая сцена. Комиссары сидят и ж д у т известий о состоянии Ильича, получивш е го тяжелое ранение. И вот приходи т □есть: Ильич будет ж и т ь ! Комиссары медленно встают из-за стола и не гром ко , сна ­ чала вразнобой, начинаю т пе ть «Интернационал». И зал — наш. се годняш ний з р и ­ тел ьны й зал — вставал, и к ти хим голосам а ктеров п ри ­ соединялся мощ ны й хор зри - тел ьсни х голосов. Это был та ­ кой эмоциональный порыв, та кой взлет над всем буд­ ни чным , мелким , суетным ! К а к будто каж ды й зритель становился у ча стни ком вели­ кой нашей Революции! В ои с тин у н е ум и р аю т т р а ди ц и и , о с т а е т с я и п оны ­ не ж и в о й с в я з ь с ц е ны и з р и т е л ь н о г о з а л а , к о т о р а я п р о я в и л а с ь ещ е в м о лодом р е в о лю ц и о н н ом т е а т р е в П е т р о г р а д е н а Ф он т ан к е , где д л я р а б о ч и х и со л д а т , и д ущ и х н а ф р о н т бить Ю д ен и ч а , и г р а л и «Дон К а р л о с а » Ф . Ш и л л е р а . И в з а л е р а з д а в а л и с ь к ри ки : «Д о л ой т и р ан о в !» , « Б е й г адов !» . Вы іід я и з т е а т р а , к р а с н о г в а р д е й ц ы с т ан о в и ­ л и с ь в с трой , с гн е в ом и н е н а в и с т ью п р о ти в ц а р е й , господ , б у р ж у а з и и ш ли з а ­ щ и щ а т ь Р е в о лю ц ию ... Сейчас время другое. Теат­ ральное и с ку с с тв о стало бо­ лее многообразным , самые ра зличные а с п е кты человече­ с кой ж и з н и подвергаются худож ественном у исследова­ нию . Но остаю тся зри тель­ ское участие , сим па тии и ан­ ти па ти и к тем или иным ге­ роям , сопереживания, со при ­ частность, ассоциации, р а з­ мышления... Во в р е м я г а с т р о л е й по о б л а с ти м ы п о к а зы в а л и п ь е с у В. Д у д а р е в а « В е ­ ч е р » . Помню , это бы л о в К о в д о р е . С п е к т а к л ь н р а ­ в и л с я , мы э то ч у в с т в о в а л и . Н о ч то им енно з а д е л о з р и ­ т е л е й з а ж и в о е ? Р а з г о в о р о с п е к т а к л е н е ож и д а н н о з а ­ в я з а л с я в к н иж н ом м а г а з и ­ не. И т у т мы у з н а л и , что мно гие з р и т е л и , п о з н а к о ­ м и вш и с ь с гр у с тн о іі и с тори ­ ей и з ж и з н и д е р е в е н с к и х с т ар и к о в , на д р у г о й д ен ь по сл е с п е к т а к л я б р о си ли с ь к т о на п о ч т у — д а в а т ь т е ­ л е г р ам м у с т а р ы м своим р о д и т е л я м , к т о з в о н и т ь по т е л еф о н у , к т о з а с е л з а п и с ьм а . «С о в е с т ь у в з р о с ­ л ы х д е т е й з а г о в о р и л а » , « В з я л и з а д уш у » , «Д о бр о е д ел о с д е л а л и ...» — т а к о вы бы ли к о р о т к и е з р и т е л ь с к и е р е ц е н з и и н а н аш сп е к т а к л ь . И х о т я в н ем п о д н я ты м н о ­ ги е д р у г и е п р о б л емы , мы бы ли р а ды , что и т а к и м об ­ р а з о м с ц е н и ч е с к о е слово в о з д е й с т в о в а л о н а н аш и х зр и т е л е й . Ко гда в с п е к т а к л е «В д о ­ вин п ар о х о д » з р и т е л и ви ­ д я т т яж е л е й ш и е у с л о в и я ж и з н и ж е нщ и н в г о ды вой ­ ны , их с т р а д а н и я , они вм е ­ с т е с ним и п е р еж и в аю т все н е в з г о ды . Но^ э то н е в с е н н е гл а в н о е . Ж и з н е с т о й к о с т ь э т и х вдов, у м е н и е п о б оро т ь б ед у , вы с т о я т ь и д а ж е п о ­ м очь вы с т о я т ь д р у г и м р о ж ­ д а е т в з р и т е л я х оп тими зм , в е р у в люд еіі, в ж и з н ь . П од обными в с т р еч ам и , р а з г о в о р а м и , б е с е д ам и со з р и т е л я м и , ч ащ е в с е г о в н е о ф и ц и а л ь н о й о б с т а н о в к е , и з м е р я е м м ы К П Д т е а т р а , а в е р н е е , его К П В — к о ­ эф ф и ц и е н т п о л е з н о г о в о з ­ д ей с т в и я . К а к ж е в е л и к и о тв е тс т - | в ен н о с т ь а к т е р а , з н а ч е н и е н е т о л ь к о его д а р о в а н и я , но и личности ! Ч т о бы бы т ь н а в ы с о т е с в ои х з а д а ч , а к ­ т е р д о лж е н по с т о янн о у ч и т ь с я , у ч и т ь с я у ж и зни . Он д о лж е н п ри н о си т ь н а сц е н у е е ж и в о е ды х ан и е . В о т п о ч ем у мы и д ем на су д о р ем о н тны й з а в о д и на с т р о й к у , вы х о д им в м ор е . В м о р е мы н е т о л ь к о д а ­ ем р ы б а к а м к о н ц е р ты , мы н а б лю д а ем з а ж и з н ью р ы ­ б а к о в , о бщ а е м с я с ними. Это люди совсем не про­ стые, вовсе не однозначные. А к а к тяжел и х тр уд ! Усло­ вия моря, корабля часто тре ­ б ую т от людей о громного напряж ения духа. Здесь во зн и каю т то и дело та ки е колли зии , ко то ры е не п р и д у ­ маешь сидя на берегу. И нам остается то л ь ко сожалеть, что театр до с и х пор не имеет настоящего драм а тур гич е ­ с ко го произведения, которое правдиво и гл убо ко , во всей сложности отразило бы э ту м н о го тр уд н ую ж и з н ь . Ка к здесь проявляется Человек! Это ли не золотое дно для творчества писателей! Вот п о ч ем у н е т о л ь к о р у к о в о д и т е л и т е а т р а , его л и т е р а т у р н а я ч а с т ь , но и а к т е р ы о з а б о ч е ны т ем , что м ы б у д ем г о то ви т ь , с ч ем вы й д ем к з р и т е лю . Т е а т р бы л , о с т а е т с я и д о лж е н ос­ т а в а т ь с я д ей с т в е н ны м с р е д ­ с т в ом в б о р ь б е з а с в е т лы е и д е а л ы ч е л о в е ч е с т в а , з а « ч у в с т в а д о б р ы е » , з а д р у ж б у , м и р и в заим о п о ­ н и м а н и е м еж д у лю д ьм и , м е ж д у н а р о д ам и . Г . ЯШ У Н С К И И . А р т и с т М у рм а н с к о го о б л а с т н о г о д р ам а т и ч е ­ с к о го т е а т р а , з а с л у ж е н ­ н ы й а р т и с т Р С Ф С Р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz