История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ЖАЖДА l_I ИКТО не. верит, что 1 1 ему шестьдесят. Он все такой же живой, дея тельный, по-хорошему жад ный до всякого дела. И взгляд у него молодой — быстрый и зоркий. Так. ка- жетея, н схватывает худож ник по профессиональной привычке черты ближнего своего,- чтобы где-jo в душе мгновенно сделать набро сок. По числу лет работа в театре занимает не так уж много места в жизни Нико лая Леонтьевича Гаршшича. Лишь последнее десятиле тие отдано ей. .Но теперь кажется: все, что было раньше, служило лишь под готовкой к этому трудному Делу. Например, работа в газе те «Полярная правда», с ко торой он был связан десять лет, приучила, как он счи тает, к дисциплине. Если нужен плакат или рисунок к такому-то дню, — разбей ся, но сделай! — С тех пор и стал ноч ным работничком! — шутит Николай Леонтьевич. В педучилище творчески настраивало общение с мо лодой задорной ауднюрией. Пятнадцать лет на теле студии — первый опыт на стоящей сценографии, опыт работы с разными режиссе рами. Николай Леонтьевич — отличный рассказчик, умею щий создать зримый образ того, о ком рассказывает. Одни за другим возникают живые «портреты» режиссе ров. — Ну что ж, Коленька, — задумчиво говорит один, рассматривая эскизы и по щипывая себя за нос. — Я думаю, прекрасно. Меня все это устраивает... — Коля, мне от тебя ничего не нужно! — истово говорит другой. — Только вот... Изобрази мне здесь какой-нибудь домишко. Вдали там... ну. допустим, железную дорогу. А в не бе... в небе дирижабль! — Н-не знаю, — мнется третья. ■- Пожалуй, остаяо вимся на 'этом варианте. Или... нет. на этом Впро чем. тот. пожалуй, точнее... А вообще-то стоит еще по искать,- что-нибудь этакое... В театре он тоже встре тился с разными по почерку режиссерами. И понял: только взаимопонимание, близость взглядов, психоло гическая совместимость мо гут способствовать удаче. Если этого нет. нет и на стоящего. плодотворного, поиска. Лучше всего, по его признанию, работается с Михайловым. Хотя и труд нее. Может быть, в работе ни с одним другим режиссе ром не рождается такого ко личества вариантов, не от брасывается столько, каза лось бы. вполне закончен ных эскизов! Но зато таким страстным становится их об щее желание найти одно- единственное оптимальное решение, которое било бы точно в цель! Главный режиссер област ного драматнческогб гСатра Григорий Георгиевич Михай лов тоже считает, что ему повезло: Гарпиннч был перпым художником, с кото рым он встретился в своей 'режиссерской жизни. — Тогда я ставил в Мурманске свой студенче ский спектакль «Затю канный апостол», — расска зывает он. — Спектакль был отмечен дипломом вто рого Всероссийского фести- g a a a e f валя национальной драма тургии и театрального ис кусства народов СССР. Дипломный спектакль Г. Г. Михайлова ■ «Женитьба», по- лонваийсп на мурманской сцене. также удивил и обрадо вал зрителей, в частности, и свежестью. оригинальностью оформления. Многн» до сих пор вспоминают, как остроум но в деталях обстановки, одежды был использован мо тив черно-белой окраски шлагбаумов, караулок! Главный режиссер постарал ся определить, чем близок ему Гарпиннч, что ему в зтом художнике особенно импони рует. — У него с мастерством ебчетается жажда открытий для себя. Ему самому инте ресно искать. К тому же он очень разносторонний человек: легко работает с разным материалом, в раз ных стилях. У него богатый жизненный опыт, большая культура. широкий круго зор. Но главное, конечно, — умение «зажигаться» идеей. . Действительно, очень ув лечен должен быть человек, чтобы сделать к одному спектаклю сорок вариантов эскизов оформления!/ Так было, когда шли поиски ху дожественного образа спек такля «Трехгрошовая опе ра». Сначала мыслилось -по строить оформление, ис пользуя контраст роскоши богатого прекрасного парка и моральной нишеты. в ко торой живут герои. Уже было сделано множество эскизов парка и выбран оп- тнмзльный вариант... Но в это время у режиссера по явилась новая, более инте ресная и (юлее точная мысль. — Я боялся: как ему сказать? — рассказывает ------- ■■ - д Д ПОИСКА Т в о р ч е с к и й портрет Г. Г. Михайлов. — Ведь та кая колоссальная работа проделана! А он сразу же ухватился за мою мысль, начал снова искать, предла гать. Такой творческой щедростью не обладают, по жалуй, и многие известные сценографы. Так же не просто рожда лось оформление спектак лей «Три сестры», «Прода вец дождя», «Мгновение ис тины», «Пеппн Длннныйчу- лок». С чего же начинается ра бота художника? — Сначала мы с режис сером читаем пьесу — каж дый по отдельности, — объ ясняет художник. — А сой дясь, обсуждаем —-. о чем будет спектакль. В многоплановом драма тургическом произведении каждый режиссер ищет свою точку отсчета, свою тему. Вот почему одна и та же пьеса в постановке раз ных режиссеров по-разному воздействует на зрителя, каждый спектакль рождает у него свой определенный строй ассоциаций. Для художника это «о чем»' также имеет опреде ляющее значение. Оно дает направление поиску. Бывает, толчком для мысли режиссера становится предложение художника. Так было, например, с весе лой комедией «Попытка — не пытка». Гарпиннч пред ложил рисованные декора ции. Это и определило об щий стиль спектакля. Первыми рождаются обоб щенные образы оформления — карандашные наброски на клочках бумаги, именуе мые в обиходе «почеркуш- каміі». Посто ронний человек ничего в такой «почеркушке» не поймет. А ре жиссер «почер- кушкн» прочтет, будет над думать. домой позьмет, а потом выскажет свои соображения. Потом появля ются уже кон кретно. в цвете разработан н ы с решения. Разло жит их худож ник перед режис сером: — Так? Так? Так? Сидят режис сер и художник вместе долго — спорят, думают, ищут. Вздохнут облегченно: на шли! И будут ра доваться удач ному решению... пока не придет другое, бо лее удачное. Долго, например, искали оформление для «Трех сес тер», прежде чем создан был на сцене мир золотой и эфемерный, найдена эта грустная даль с обрубками деревьев... Эта работа была отмече на дипломом Всероссийско го смотра спектаклей дра матических театров РСФСР, посвященного 120-летию со дня рождения А. П. Чехова. К открытию сезона в те атре открылась выставка произведений главного ху дожника театра Н. Л. Гар- пиннча. Здесь представле ны и театральные работы, и пейзажи, которые писа лись. как принято говорить, «для души». (Хотя опреде ление это неточно). С картин художника смотрит наш Север с его чистыми восходами н зака тами, с его светящимися в белую ночь светлыми мха ми," тихими водами озер. Такой Север, какоіі можно увидеть только молодыми глазами. не устающими удивляться красоте и много образию мира. Р . ВЕЛИ ГИНА . НА СНИМКЕ: z.-.аеный худож ник областного дра матического театра Н. Л. Гарпинич.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz