История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Театр плжать в военной шинели Июнь — месяц отпу­ сков. В 1941 году это не было исключением. Артисты Мурманско­ го театра распроща­ лись со своими зри­ телями, которые не подозревали, что со многими любимцами им уже никогда не суждено встретиться. Взамен разъехавшейся труппы театра было решено создать кон­ цертную бригаду. В нее вошли актеры, ба­ янист, певица. С первых ж е дней войны начались кон­ цертные поездки по воинским частям. Чи ­ тали только что напи­ санные стихи, пели ед­ ва родившиеся песни, а подчас и сочиняли са­ ми. В репертуаре бригады были «Пул­ ковский меридиан» В. Инбер, .поэма А. Ж а ­ рова, посвященная памяти Героя Со­ ветского Союза Ивана Сивко. Уже в октябре сорок первого читал Виталий Илькевич поэму* «Сын артилле­ риста» К. Симонова. Рабочий день артистов начинался в 8 у тр а . До­ мой возвращались гл у ­ бокой ночью. Поездки к воинам чередовались с выступлениями в госпи­ т а л я х , в порту. Часто •случалось, что концерт прерывался очередной вражеской атакой . А од­ нажды пришлось вы с ту ­ пать на передовой: только узкая полоска земли шириной в не­ сколько десятков метров отделяла наши части от вражеских позиций. Командование запретило и гра ть или петь — тре­ бовался максимум тиш и ­ ны . Ар ти сты были в достерянности . Выручил в се х А . Додонкин — от­ личный чтец. Он целый час читал юмористиче­ ские рассказы Чехова. Бойцы прятали смех в воротники» А потом был бой... Со временем окреп творческий коллектив, была решено начать работу над спектакля­ ми. Правда, возмож­ ности были весьма ог­ раниченные. Не хв ата ­ ло актеров. На сцену выходил даже заведу­ ющий гримерным ц е ­ хом К. П. Ульянов, отозванный с фронта. А о рабочем сцены да ­ же думать было стыд­ но: роскошь... Артис­ ты -сами брали в руки молоток и гвозди. Первой постановкой военного театра была пьеса К. Симонова «Парень из нашего го- . рода». Она шла успеш­ но тогда на многих сценах страны. Здесь же, в прифронтовом _ Мурманске, спектакль - воспринимался особен­ но остро. И. пожалуй, самой большой пэхва- • . лой были для его уча ­ стников слова автора. ■ побывавшего на одном - из представлений: «Я • видел эту пьесу в шес­ ти театрах , но ваш спектакль мне понра- • вился больше». Симонов приехал в Мурманск в качестве военного корреспон­ дента. Сделав несколь­ ко ценных замечаний артистам, он пообе­ щал прислать им но­ вую свою пьесу. В июне 1942 года пьеса «Русские люди» . 17 декабря 1981 уже репетировалась в театре. В этом спек­ такле, всегда прохо­ дившем с неизменным успехом, роль Глоба была поручена само­ му молодому артисту театра — Мише Кру­ тикову. Во время войны в Заполярье приезжало много писателей, ком­ позиторов и других творческих работников. Все они в меру сил вносили свой вклад в создание репертуара театра. Специально для мурманчан была на­ писана пьеса «Шумят леса» (автор — В. Ды- ховичный), рассказы­ вающая о действиях партизан. Н. Вирта подарил актерам пьесу '«Мой друг полковник» — о событиях на Се­ вере в период войны с белофиннами. Шли спектакли, од­ новременно давались концерты на огневых рубежах. Обстановка обострялась. Фашисты изо всех сил старались прорвать оборону. Не­ сколько раз артисти­ ческие бригады попа­ дали под обстрел. Участились воздушные налеты на Мурманск. Здание театра было разрушено. Работали в наспех сколоченных сараях. Свыше 124 ты ­ сяч рублей — сборы от спектаклей — переда­ ли артисты в фонд по­ мощи детям фронто­ виков. ...Этого и еще много ' другого я не узнала бы, не узнали бы и артисты нашего обла- ■стного драматического театра, если бы не сентябрьские гастроли • в Свердловске. Именно там живет теперь М. С. Крути­ ков, всю войну рабо­ тавший в Мурманске. Понятно его волнение при встрече с театром* которому он отдал са­ мые трудные, самые незабываемые в своей - жизни годы. Встреча через многие годы з а ­ ставила Михаила Се­ меновича взяться за перо. Он решил н а ­ писать историю при­ фронтового театра в Заполярье. • Недавно по пригла­ шению нашего театра ■М. С. Крутиков вновь побывал в Мурманске. Сюда он приехал уже с первыми главами будущей книги. Из тех. кто трудился в театре ‘с 1941 .по 1943 годы, Михаил Семено­ вич разыскал лишь К. П; Ульянова и А. Д. Ри гину ,. коменданта здания. Все докумен­ ты. фотографии тех лет погибли во время авианалетов." Может быть, у кого-то из мур­ манчан сохранились газетная хроника, те­ атральные программки, афиши? Они помогли бы создателю истории театра более полно охватить тот отрезок времени, сделать ' кни­ гу достоверной и инте­ ресной. Т. МЕДВЕДОВСКАЯ, журналист. г. Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz