История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

I ЧТО ПОКАЗАЛ СЕЗОН В О Б Л А С Т Н О М Д Р А М А Т И Ч Е С К О М М у р м а н с к и й облает- ной драматический* театр завершил очередной сезон. Каким же был он для .творческого - колдекти- *а? Прежде всего, >:приятно отметать, что вот уже вто­ рой раз наш театр получает переходящее Красное внамя Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры. Это немалый успех, если учесть, ‘ что, в республике триста с лишним театров. : , * К таким результатам при­ вело участие в эксперимен­ те - по перспективному пла­ нированию, . который прово­ дится в Российской Феде­ рации. То, что театр заранее оп­ ределяет, какие пьесы он поставит, когда начнет над каждой из - них работу и когда ее закончит, мобили­ зует коллектив, увеличива­ ет период работы над каж­ дым спектаклем, так как есть возможность дольше вынашивать замысел, уточ­ нять его. Плановость по­ зволяет заранее готовить оформление, все атрибуты спектакля, весь реквизит. — Декорацию . получаем теперь не за два-три дня до спектакля, как это было раньше, а за полторы неде­ ли, — рассказывает и. о. главного режиссера Г. Г. Михайлов. — . Артисты вполне - успевают . ее «об­ жить», приспособиться к ней. Очень важно, что уве­ личилось количество репе­ тиций на выпуске. С вводом новой системы разумнее стала эксплуата­ ция спектаклей. Раньше бы­ вали случаи, когда новая работа эксплуатировалась буквально на' износ. . При таком положении у актеров может выработаться авто­ матизм, уходит живое ды­ хание творчества. Теперь каждый спектакль имеет более долгую жизнь. Не происходит его морального старения, поддерживается интерес зрителей. Сейчас уже театр практически не испытывает недостатка в зрителях. Особенно на дет­ ских спектаклях.. Конечно, есть и слож­ ности. То, что заранее оп­ ределяются исполнители каждой роли, ставит режис­ сера порой в трудное поло­ жение. Ведь он ведет по­ иск, нащупывает свое, един­ ственно верное, на его взгляд, решение. И в какой- то момент может оказать­ ся, что на эту роль нужен человек с совершенно ины­ ми . данными. Видимо, пла- •нирование исполнителей все же не должно быть чрез­ мерно - жестким, иначе из помощника новый порядок может превратиться в про­ тивника, станет препятст­ вием на пути творческого поиска, без которого, соб­ ственно, нет и искусства. Видимо, жизнь внесет свои коррективы в ход экс- , .перимента. Но в том, что в целом он оказался плодо­ творным, сомнений . нет. . Какими ж е . творческими . победами отмечен новый се­ зон? XXVI съезду КПСС те­ атр посвятил два спек­ такля: «Тринадцатый пред­ седатель».и «Баня». «Тринадцатый председа­ тель»—острый, злободнев­ ный спектакль, был постав­ лен бывшим главным ре­ жиссером театра В. В. Ки­ селевым . (В. - В. Киселев, проработавший в нашем те­ атре около 20 лет, по со­ стоянию здоровья должен был покинуть Заполярье. Ныне он главный режиссер драматического театра в Се­ вастополе). Спектакль «Тринадцатый председатель» пробудил гражданскую активность и у актеров, н у зрителей. Бурно, взволнованно про­ шли обсуждения этой рабо­ ты, состоявшиеся в театре и в новом клубе Кольского зверосовхоза. У зрителей возникало желание вме­ шаться в действие, выска­ зать свое мнение, дать свою оценку создавшейся. си­ туации. Особенно ярко это про­ явилось на обсуждении в клубе. Звероводы вставали и обращались к -исполните­ лям, видя в гіих не только героев спектакля, но и сво­ их коллег: — Зачем вы выбирали такого секретаря партор­ ганизации?! Почему вы выдвинули общественного обвинителя, Приводили примеры из жизни своего совхоза. С большой заинтересо­ ванностью был встречен зрителями и спектакль «Ба­ ня», поставленный режис­ сером Г. Г. Михайловым. ‘ Театр вновь обратился к творчеству прогрессивного талантливого американско­ го драматурга Теннеси Уильямса. Он уже знакомил зрителей с.пьесами «Трам­ вай Желание» и «Орфей спускается в ад». В нынеш­ нем сезоне зрители увидели пьесу «Татуированная ро­ за».. Спектакль. • получился поэтическим, многослой­ ным, заставляющим ду­ мать. На фестиваль финской драматургии коллектив откликнулся постановкой «Мошенник поневоле» (по повести • «Четвертый позво­ нок» Мартти Ларин). Интересной была работа над пьесой, ленинградского актера А. Яковлева «Воз­ вращение Одиссея». ‘Зри­ тели увидели, как при од­ ном -и том же режиссерском решении меняются акцен­ ты, нюансы спектакля в зависимости от. характера актера. В оценке этого спектакля мнения зрителей разошлись. С точкой зрения автора статьи «А женщина Т Е А Т Р Е Одиссея», по словам Г. Г. Михайлова, много дал и самим актерам. Они с инте­ ресом смотрели работы друг друга, что-то 'подска­ зывали, что-то пересматри­ вали. Создалась серьезная, вдумчивая творческая ат­ мосфера, когда актер чувст­ вует себя соавтором. . — Мне было очень доро­ го ощущение этого актер­ ского соавторства, — гово­ рит Г. Г. Михайлов. Завершился сезон шек­ спировской «Зимней сказ­ кой». Всего второй раз за годы своего существова­ ния театр обращается к творчеству этого великого драматурга. Коллективу пришлось много поработать, так к а к .опыта в постановке таких спектаклей у него не было. Этот спектакль про­ шел. всего три раза. Основ­ ная работа с ним предстоит в новом сезоне. Детям была адресована постановка «Сын полка» (инсценировка одноименной повести В. Катаева). С удо­ вольствием смотрели ребята спектакль о своем любимом литературном герое Ване Солнцеве. Можно считать, что театральный Ваня (ар­ тистка В. Лепкова) вполне «показался» юным зрите­ лям. . То. что в Мурманске нет своего ТЮЗа, обязывает областной драматический театр постоянно заботить­ ся о воспитании юного зри­ теля. Нынче наш театр по­ лучил право принять до­ полнительную группу мо­ лодежи (так называемую «тюзовскую»), с тем, что­ бы выпускать значительно больше спектаклей для де- * тей: два—три в год. Они будут рассчитаны на раз­ ные - возрастные группы, различны по темам и жан­ рам. Недавно и. о. главного режиссера Г. Г. Михайлов ; побывал в Ленинграде, по­ смотрел. работы выпускни­ ков института театра, музы­ ки и кинематографии и при­ гласи-! для нашего театра группу .актеров и художни­ ков. - Думается, что это буг дет во всех отношениях полезно. Не все было равноценно в завершившемся сезоне. Были и сомнения, и споры, не все работы .театра зри­ тели принимали безогово­ рочно. И сам коллектив не- всем доволен. Но быдо главное — дви­ жение, поиск, стремление ставить перед собой и ре­ шать все более сложные задачи. Сейчас театр выступает в городах и поселках обла- . сти, встречается с труже­ никами Кольского края. В августе и сентябре мур­ манские артисты будут га­ стролировать в городах Горьком и Свердловске. Как всегда, выступление перед новым зрителем .(особенно в городах «театральных») — для творческого коллек­ тива строгий экзамен. Одна­ ко есть все основания на­ деяться, что он будет вы­ держан. . Р. ВЕЛИГИНА. а не общественного защит ника? ждет...» не согласны, напри­ мер. наши читатели В. Ере­ мин и Э. Егоров. 'Были и другие мнения. Спектакль «Возвращение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz