История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ігОНЕЧНО ЖЕ , очень важно, в какой пьесе играет актер и как осущест­ вил постановку режиссер, как он интерпретирует про. изведения драматурга. И все-таки основная нагрузка ложится на плечи актера. Он ведет разговоо со зрителем с глазу на глаз. Отсюда вы. сокая требовательность к ду­ ховному содержанию лично, сти актера: его гражданской позиции, профессионализму, культуре, знанию жизни. ...Звучат аплодисменты. Только что закончился спек­ такль «Аморальная история» по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. В этой комедии Леонид Ниценко ис. полняет главную роль — референта председателя ко­ митета по делам самодея­ тельности Николая Семено­ вича Филимонова. Среди а р . ' тистов, отвечающих на апло­ дисменты зрителей, и герой этого очерка — вот он пе­ ред нами в скромном про­ фессиональном поклоне, пол. ном сдержанности и досто­ инства. Смех — дело серьезное. В этом лишний раз убежда­ ешься, побывав на спектакле «Аморальная история». По­ становщику его Григорию Михайлову удалось найти достаточно точное, я бы с-ка- зал, рязановское решение всего спектакля. Грустное и комическое здесь очень чет­ ко сбалансировано, а за явно гротесковым показом отдель. ных персонажей зритель не перестает ощущать остроту конфликта, напря­ женность ситуации, злобо­ дневность поднимаемых про­ блем. И манера игры JI. Ни­ ценко органично вплетается в композиционное построе­ ние самого спектакля. Мало того, вся постановка этой по-настоящему веселой и од­ новременно полной щемящей душу грусти пьесы держится именно на исполнителе роли Филимонова. Да кто же этот Филимо­ нов? Что это за тип*? Да и тип ли это? JI. Ниценко иг­ рает не изначально положи­ тельного героя, актёр лепит образ скорее характерный, лишенный всякой заданно, стй. Перед нами в первых сценах предстает этакий доб­ родушный увалень, самона­ деянный барин. Есть какая, то запрограммированность в его отношениях с коллегами: царственным, полным не­ брежности и легкого презре­ ния к подхалимам жестом он повелевает: «Вы тут рас­ пишите «пульку» пока без меня!». Налаженные,, расгіи. санные на много лет. вперед . взаимоотношения . с женой, напоминающие скорее вы­ полнение трудового договора, но не обременительные.., И вдруг в жизнь Филимонова входит впервые посетившее его искреннее чувство любви. Человек меняется прямо на глазах! ^ II вот здесь нельзя не обратить внимание на ту сте­ пень убедительности, с кото­ рой актер показывает разви­ тие характера своего героя, которому явно симпатизиру­ ет. Мы становимся свидете­ лями поразительного процес­ са очеловечивания погряз­ шего в бумагах чиновника, живущего до встречи с кра­ савицей медсестрой Лидой (артистка А. Семенишина) по инерции, по какому-то внутреннему расписанию. Л. Ниценко доказывает нам черег- свою игру, что Фили­ монов — честный и чистый человек, которого на опреде. ленном этапе засосала тря ­ сина канпелярщйны. Знаком­ ство с Лидой помогло ему встряхнуться, оглядеться по сторонам, задуматься над том как и чем он до сих пор жил Так в спектакль вошла темя -истинных’ и мнимых ценностей Актер не стремит. ся играть результат, и в этом его огромная заслуга. Эта работа — безусловная удача актера. В «Аморальной истории» активно проявилось очень важное для понимания ак­ терской сути Л. Ниценко качество —- ирония. Вне разговора об ирониче­ ском исполнении большинст­ ва ролей трудно постичь уровень мастерства Л. Ни­ ценко. Свое ироническое от­ ношение к героям, воплощае. мым на сцене, артист не скрывает ни в комедии ве­ ликого испанского драматур­ га Лопе де Вега «Учитель танцев», где Л. Ниценко иг­ рает хитрого, лукавого и из­ воротливого интригана и ми­ стификатора Альдемаро, ни в роли уличного певца из «Трехгрошовой оперы» Б ер ­ тольта Брехта, ни тем более в *спектакле «Театральные чванливого Актера Актеры, ча. Но и в самых фарсовых ситуациях Ниценко остается чрезвычайно убедительным, благодаря огромной внутрен­ ней наполненности. Остава. ясь в четко выстроенном л о ­ гическом и пластическом ри­ сунке роли, он наполняет его живой импровизационно, стью. И при этом не утра­ чивает способности все вре­ мя как бы видеть своего ге­ роя со стороны, иронизиро­ вать над ним. Герои актера могут иной раз показаться чересчур вы­ строенными, рационально сконструированными, даже заданными. Но это вовсе не так. Л. Ниценко просто свойственно чувство логики в каждый момент пребыва­ ния на сцене, постоянное ощущение гражданской цели спектакля, роли, отдельной реплики... ПУТЬ АКТЕРА Один из ведущих актеров областного драматического те­ атра Леонид Алек­ сандрович Ниценко хорошо известен мурманским зрите­ лям отличным ис­ полнением слож­ ных, внутренне про­ тиворечивых ролей. Указом Президиу­ ма Верховного Со­ вета РСФСР от 5 июня 1980 года J1. А. Ниценко удо­ стоен звания заслу­ женного артис та РСФСР. фантазии», где актером сыг­ рано несколько небольших, но весьма значительных ро. лей. Н А «ТЕАТРАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЯХ» стоит заострить внимание, ибо этот спектакль является прекрас­ ным материалом для анали­ за актерских возможностей Л. Ниценко. Здесь амплиту­ да колебаний от трагедии к фарсу, от пафоса к пародии столь велика, столь рази, тельна. что пройти мимо данной постановки просто невозможно! Посудите сами: в «Театральных фантазиях» актер, почти не изменяя своей внешности, играет Гамлета, дающего наставле­ ния заезжим комедиантам. Безработного актера, обуча­ ющего предводителя чикаг­ ских гангстеров Артуро Уи хорошим манерам, величест­ венным позам и декламаци­ онному искусству («Карьера Артуро Уи» Б Брехта), и, наконец. халтурщика-гаст- ролера Рыча лова, провинци­ ального оперного певца пья­ ницу и скандалиста. В дан­ ном спектакле от артиста требовалось мгновенное пе­ ревоплощение — перевопло­ щение внутреннее, а не вне­ шнее! И здесь также наблю­ дается разная степень гра­ дации: драматическое даро­ вание проявляется в .сц ен е с Гамлетом, убийственная ирония — во фрагменте из «Карьеры Артзфо Уи» и злое, пародийное, сатириче­ ское выявление ходульности и безжизненности персона­ жей дореволюционной оперы в «Гастроли Рычалова» В этой миниатюре актер не жалеет красок сочных и яр ­ ких .для создания пародий­ ного образа надменного и И ТУТ МНЕ БЫ ХОТЕ­ ЛОСЬ остановиться на одной из лучших ролей Ни­ ценко — Билл Старбак из пьесы американского драма­ турга Нэлла Ричарда Нэша «Продавец дождя» (на сним­ ке). Появление этого героя на первых порах вызывает недоверие не только у пер­ сонажей драмы, но даже и у зрителей. Подозрительный субъект, похожий по внеш­ нему виду на бродягу, эта­ кий шарлатан, пытающийся уверить всех, что он прода­ ет . дождь Актер и не стре­ мится вызвать у наг мгно­ венные симпатии Он застав­ ляет зрителей внимательно вглядываться и пристально вслушиваться в слова своего героя. Вот что мне сказал о ро­ ли Билла Старбака сам ак ­ тер: — В герое пьесы меня в первую очередь привлекли его доброта, тепло и искрен­ ность его ДУШИ- Билл Стар­ бак — романтик. Он как бы противостоит миру ..голого прагматизма, мелких, обыва­ тельских интересов... И в то же время фигура эта драма­ тичная. По пьесе мой ге­ рой возвращает к жизни, но не в буквальном, а перенос­ ном смысле, махнувшую на себя рукой. озлоблен­ ную на судьбу девушку Ли- зи... Но ведь и сам Билл Старбак _ неоднократно би­ тый жизнью, одинокий, не­ устроенный человек, сохра­ нивший в себе любовь к лю­ дям. Это какой-то чудодей, появление которого меняет каждого из действующих лиц пьесы... За последние пять лет это была для меня самая интересная работа. I I 3 ВСЕГО МНОЮ напи- ** санного может возник­ нуть впечатление, что а к ^ Р с самого начала своей твор­ ческой деятельности заявил о себе как сформировавший­ ся, зрелый мастер. Раннего успеха не было. Того гром­ кого, шумного успеха, когда на другое утро после премь­ еры спектакля молодой ак­ тер просыпается знаменитым, Постепенно с годами шел процесс накопления не толь­ ко мастерства, но и жизнен­ ного опыта, обретались твер. дые представления об истин­ ных человеческих ценностях, умение на сцене (через со­ здание художественного об­ раза) сказать свое решитель. ное слово в их защиту. — В Леониде Ниценко я ценю самое важное качество — это гражданский нерв.-— сказал главный режиссер те­ атра. заслуженный деятель искусств РСФСР Василий Васильевич Киселев. — В этом актере меня привлекает умение действенно мыслить на сцене. У него поразите^* ное чувство меры. Ниценко никогда не «пережимает», не утрирует. Это актер большо­ го обаяния. Мне глубоко симпатична его способность монологом заразить, взволно­ вать зрителей, умение дер­ жать, а не только на какой- то момент привлечь внима­ ние зала. Не случайно поэто­ му он играл Ведущего в спектакле «А зори здесь ти­ хие...» по повести Бориса Васильева. Я использовал эти его актерские качества и в своей последней постановке — «Оптимистической траге­ дии» Всеволода Вишневско­ го. Интересны были его ра ­ боты в классическом репер­ туаре: интересен Кулигин из «Грозы» Островского, удач­ но сыгран Прозоров в «Трех сестрах» Чехова. Леонид Ниценко - - высокий профес­ сионал. актер-труженик, ак­ тер-гражданин. Так я опре­ деляю его место и зн а ч ем е в нашем театральном искуо- стве. ' Вопрос к герою очерка: . — Леонид Александро­ вич, у каждого* ^артиста есть своя сокровенная мечта, творческое желание сыграть ту или иную роль... О чем мечтаете вы? — Прежде всего меня привлекает Шекспир, — го­ ворит актер. — но не Ш ек ­ спир вообще от Отелло до Фальстафа, а конкретные роли., Мне бы хотелось сыг­ рать Гамлета и Макбета. Почему? Дело все в том, что последнее время мне прихо­ дится играть людей нереши­ тельных. даже замкнутых, несколько робких. Так, напри, мер. роль Филимонова, кото.- рую мпе предложили сыг­ рать, поначалу поставила ме-, ня в тупик. Я считал, что это — не моя роль. По-сво­ ему где-то близок Филилш- нову и чеховский ПрозорХ* человек мягкий, уступчивый, деликатный... А мне хочется яростного конфликта, беспо­ щадного столкновения, по.на. стоящему шекспировского масштаба! Но в то же время я мечтаю и о герое пьесы Александра Вампнлова «У ти . : ная охота» Знлове, хотя это совсем другое, наверное, бо-, лее близкое чеховским пер­ сонажам... TJАРОрАНИЕ Леонида «Д Ниценко гибко, и диа­ пазон его творчества доста­ точно широк Мы не зияем над какими ролями будет в дальнейшем работать актер но. несомненно, что подлин­ ное зерно будущих сцениче ских образов уже существу ет: оно в яркой индивиду альнрсти актера и его талаі те самораскрытия. Н НЕКРАСОВ, театра вед. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz