История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ігОНЕЧНО ЖЕ , очень важно, в какой пьесе играет актер и как осущест вил постановку режиссер, как он интерпретирует про. изведения драматурга. И все-таки основная нагрузка ложится на плечи актера. Он ведет разговоо со зрителем с глазу на глаз. Отсюда вы. сокая требовательность к ду ховному содержанию лично, сти актера: его гражданской позиции, профессионализму, культуре, знанию жизни. ...Звучат аплодисменты. Только что закончился спек такль «Аморальная история» по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. В этой комедии Леонид Ниценко ис. полняет главную роль — референта председателя ко митета по делам самодея тельности Николая Семено вича Филимонова. Среди а р . ' тистов, отвечающих на апло дисменты зрителей, и герой этого очерка — вот он пе ред нами в скромном про фессиональном поклоне, пол. ном сдержанности и досто инства. Смех — дело серьезное. В этом лишний раз убежда ешься, побывав на спектакле «Аморальная история». По становщику его Григорию Михайлову удалось найти достаточно точное, я бы с-ка- зал, рязановское решение всего спектакля. Грустное и комическое здесь очень чет ко сбалансировано, а за явно гротесковым показом отдель. ных персонажей зритель не перестает ощущать остроту конфликта, напря женность ситуации, злобо дневность поднимаемых про блем. И манера игры JI. Ни ценко органично вплетается в композиционное построе ние самого спектакля. Мало того, вся постановка этой по-настоящему веселой и од новременно полной щемящей душу грусти пьесы держится именно на исполнителе роли Филимонова. Да кто же этот Филимо нов? Что это за тип*? Да и тип ли это? JI. Ниценко иг рает не изначально положи тельного героя, актёр лепит образ скорее характерный, лишенный всякой заданно, стй. Перед нами в первых сценах предстает этакий доб родушный увалень, самона деянный барин. Есть какая, то запрограммированность в его отношениях с коллегами: царственным, полным не брежности и легкого презре ния к подхалимам жестом он повелевает: «Вы тут рас пишите «пульку» пока без меня!». Налаженные,, расгіи. санные на много лет. вперед . взаимоотношения . с женой, напоминающие скорее вы полнение трудового договора, но не обременительные.., И вдруг в жизнь Филимонова входит впервые посетившее его искреннее чувство любви. Человек меняется прямо на глазах! ^ II вот здесь нельзя не обратить внимание на ту сте пень убедительности, с кото рой актер показывает разви тие характера своего героя, которому явно симпатизиру ет. Мы становимся свидете лями поразительного процес са очеловечивания погряз шего в бумагах чиновника, живущего до встречи с кра савицей медсестрой Лидой (артистка А. Семенишина) по инерции, по какому-то внутреннему расписанию. Л. Ниценко доказывает нам черег- свою игру, что Фили монов — честный и чистый человек, которого на опреде. ленном этапе засосала тря сина канпелярщйны. Знаком ство с Лидой помогло ему встряхнуться, оглядеться по сторонам, задуматься над том как и чем он до сих пор жил Так в спектакль вошла темя -истинных’ и мнимых ценностей Актер не стремит. ся играть результат, и в этом его огромная заслуга. Эта работа — безусловная удача актера. В «Аморальной истории» активно проявилось очень важное для понимания ак терской сути Л. Ниценко качество —- ирония. Вне разговора об ирониче ском исполнении большинст ва ролей трудно постичь уровень мастерства Л. Ни ценко. Свое ироническое от ношение к героям, воплощае. мым на сцене, артист не скрывает ни в комедии ве ликого испанского драматур га Лопе де Вега «Учитель танцев», где Л. Ниценко иг рает хитрого, лукавого и из воротливого интригана и ми стификатора Альдемаро, ни в роли уличного певца из «Трехгрошовой оперы» Б ер тольта Брехта, ни тем более в *спектакле «Театральные чванливого Актера Актеры, ча. Но и в самых фарсовых ситуациях Ниценко остается чрезвычайно убедительным, благодаря огромной внутрен ней наполненности. Остава. ясь в четко выстроенном л о гическом и пластическом ри сунке роли, он наполняет его живой импровизационно, стью. И при этом не утра чивает способности все вре мя как бы видеть своего ге роя со стороны, иронизиро вать над ним. Герои актера могут иной раз показаться чересчур вы строенными, рационально сконструированными, даже заданными. Но это вовсе не так. Л. Ниценко просто свойственно чувство логики в каждый момент пребыва ния на сцене, постоянное ощущение гражданской цели спектакля, роли, отдельной реплики... ПУТЬ АКТЕРА Один из ведущих актеров областного драматического те атра Леонид Алек сандрович Ниценко хорошо известен мурманским зрите лям отличным ис полнением слож ных, внутренне про тиворечивых ролей. Указом Президиу ма Верховного Со вета РСФСР от 5 июня 1980 года J1. А. Ниценко удо стоен звания заслу женного артис та РСФСР. фантазии», где актером сыг рано несколько небольших, но весьма значительных ро. лей. Н А «ТЕАТРАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЯХ» стоит заострить внимание, ибо этот спектакль является прекрас ным материалом для анали за актерских возможностей Л. Ниценко. Здесь амплиту да колебаний от трагедии к фарсу, от пафоса к пародии столь велика, столь рази, тельна. что пройти мимо данной постановки просто невозможно! Посудите сами: в «Театральных фантазиях» актер, почти не изменяя своей внешности, играет Гамлета, дающего наставле ния заезжим комедиантам. Безработного актера, обуча ющего предводителя чикаг ских гангстеров Артуро Уи хорошим манерам, величест венным позам и декламаци онному искусству («Карьера Артуро Уи» Б Брехта), и, наконец. халтурщика-гаст- ролера Рыча лова, провинци ального оперного певца пья ницу и скандалиста. В дан ном спектакле от артиста требовалось мгновенное пе ревоплощение — перевопло щение внутреннее, а не вне шнее! И здесь также наблю дается разная степень гра дации: драматическое даро вание проявляется в .сц ен е с Гамлетом, убийственная ирония — во фрагменте из «Карьеры Артзфо Уи» и злое, пародийное, сатириче ское выявление ходульности и безжизненности персона жей дореволюционной оперы в «Гастроли Рычалова» В этой миниатюре актер не жалеет красок сочных и яр ких .для создания пародий ного образа надменного и И ТУТ МНЕ БЫ ХОТЕ ЛОСЬ остановиться на одной из лучших ролей Ни ценко — Билл Старбак из пьесы американского драма турга Нэлла Ричарда Нэша «Продавец дождя» (на сним ке). Появление этого героя на первых порах вызывает недоверие не только у пер сонажей драмы, но даже и у зрителей. Подозрительный субъект, похожий по внеш нему виду на бродягу, эта кий шарлатан, пытающийся уверить всех, что он прода ет . дождь Актер и не стре мится вызвать у наг мгно венные симпатии Он застав ляет зрителей внимательно вглядываться и пристально вслушиваться в слова своего героя. Вот что мне сказал о ро ли Билла Старбака сам ак тер: — В герое пьесы меня в первую очередь привлекли его доброта, тепло и искрен ность его ДУШИ- Билл Стар бак — романтик. Он как бы противостоит миру ..голого прагматизма, мелких, обыва тельских интересов... И в то же время фигура эта драма тичная. По пьесе мой ге рой возвращает к жизни, но не в буквальном, а перенос ном смысле, махнувшую на себя рукой. озлоблен ную на судьбу девушку Ли- зи... Но ведь и сам Билл Старбак _ неоднократно би тый жизнью, одинокий, не устроенный человек, сохра нивший в себе любовь к лю дям. Это какой-то чудодей, появление которого меняет каждого из действующих лиц пьесы... За последние пять лет это была для меня самая интересная работа. I I 3 ВСЕГО МНОЮ напи- ** санного может возник нуть впечатление, что а к ^ Р с самого начала своей твор ческой деятельности заявил о себе как сформировавший ся, зрелый мастер. Раннего успеха не было. Того гром кого, шумного успеха, когда на другое утро после премь еры спектакля молодой ак тер просыпается знаменитым, Постепенно с годами шел процесс накопления не толь ко мастерства, но и жизнен ного опыта, обретались твер. дые представления об истин ных человеческих ценностях, умение на сцене (через со здание художественного об раза) сказать свое решитель. ное слово в их защиту. — В Леониде Ниценко я ценю самое важное качество — это гражданский нерв.-— сказал главный режиссер те атра. заслуженный деятель искусств РСФСР Василий Васильевич Киселев. — В этом актере меня привлекает умение действенно мыслить на сцене. У него поразите^* ное чувство меры. Ниценко никогда не «пережимает», не утрирует. Это актер большо го обаяния. Мне глубоко симпатична его способность монологом заразить, взволно вать зрителей, умение дер жать, а не только на какой- то момент привлечь внима ние зала. Не случайно поэто му он играл Ведущего в спектакле «А зори здесь ти хие...» по повести Бориса Васильева. Я использовал эти его актерские качества и в своей последней постановке — «Оптимистической траге дии» Всеволода Вишневско го. Интересны были его ра боты в классическом репер туаре: интересен Кулигин из «Грозы» Островского, удач но сыгран Прозоров в «Трех сестрах» Чехова. Леонид Ниценко - - высокий профес сионал. актер-труженик, ак тер-гражданин. Так я опре деляю его место и зн а ч ем е в нашем театральном искуо- стве. ' Вопрос к герою очерка: . — Леонид Александро вич, у каждого* ^артиста есть своя сокровенная мечта, творческое желание сыграть ту или иную роль... О чем мечтаете вы? — Прежде всего меня привлекает Шекспир, — го ворит актер. — но не Ш ек спир вообще от Отелло до Фальстафа, а конкретные роли., Мне бы хотелось сыг рать Гамлета и Макбета. Почему? Дело все в том, что последнее время мне прихо дится играть людей нереши тельных. даже замкнутых, несколько робких. Так, напри, мер. роль Филимонова, кото.- рую мпе предложили сыг рать, поначалу поставила ме-, ня в тупик. Я считал, что это — не моя роль. По-сво ему где-то близок Филилш- нову и чеховский ПрозорХ* человек мягкий, уступчивый, деликатный... А мне хочется яростного конфликта, беспо щадного столкновения, по.на. стоящему шекспировского масштаба! Но в то же время я мечтаю и о герое пьесы Александра Вампнлова «У ти . : ная охота» Знлове, хотя это совсем другое, наверное, бо-, лее близкое чеховским пер сонажам... TJАРОрАНИЕ Леонида «Д Ниценко гибко, и диа пазон его творчества доста точно широк Мы не зияем над какими ролями будет в дальнейшем работать актер но. несомненно, что подлин ное зерно будущих сцениче ских образов уже существу ет: оно в яркой индивиду альнрсти актера и его талаі те самораскрытия. Н НЕКРАСОВ, театра вед. -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz