История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
Из истории Событие это произо шло 40 лет назад, в 1939 го.зу. Вот что писал по зтсм/ поводу «Комсомо лец Заполярья»: «Откры тие Мурманского драма тического театра являет ся крупнейшим событи ем в культурной жизни •нашей области. Мурман ский зритель с нетерпе нием ждет открытия се зона . » Новый театр .в Мур манске открылся на базе филиала Большого дра матического театра име ни Горького. Возглавил і<о.г-лечіив С. А. Морщи- хин, первым режиссером б^іл А. Шубин. В репер туаре первого сезона посіс*ювка по пьесе Тур и Шейнина «Генеральный консул», затем шли инс ценировка романа Гон чарова «Обрыв», новая пьеса Леонова «Волк», «Лес» Островского, «Та ня» Арбузова, «Васса Железнова» Горького, «Дети Ванюшина» Най денова, «Слава» Гусева и «Простая девушка» Шкваркина. Художественный руко водитель Мурманского государственного театра так сформулировал глав ную задачу, стоящую пе ред коллективом: «...быть активным бор цом за создание под линно народного искус ства». И еще: «Театр вы ражает уверенность, что . молодежь, и в первую очередь комсомол... бу дет первым другом на шего театра, будет ак тивно помогать нам во всей творческой и обще- 1 ственно - политической работе». П Ед и номышленни к и НЕ ОТСТАВАТЬ! — В мурманском те атре я с 1956 года. Сам — потомственный кораблестроитель. Но искусство оказалось притягательнее. Мой .принцип: в своем деле н V отставать от веду щих. Стараюсь. Но в Т'.’агре хорошая работа художника зависит и от драматургии. Все мы здесь связаны одним общим делом. И харак- В. И. Чудзин, заслу женный художник РСФСР: тер у нас — боевой. Всегда стремимся быть впереди, всегда волно вать, увлекать зрителя. Поэтому на месте не стоим. Меняемся как в Еолшебстве. Иногда думаю: видел бы мой дед день сегодняш ний .. И я рад видеть сегодняшний мурман ский театр. — Как оценить итог нашего сорокалетнего пути? Это довольно сло жно сделать: нельзя ос тановить мгновение, ведь театр, как и все на све те, находится в непре станном движении, раз витии. Те, кто начинал в тридцатых годах, хотели в первую очередь соз дать коллектив одной школы. Ленинградской. Той школы, которая "со храняет традиции рус ского реалистического искусства и в то же вре мя затрагивает актуаль ные проблемы средства ми современной драма тургии. Опираясь на классиков, мы обраща емся и к современным драматургам: Вампило- ва, Рощина, Жуховицкого мы ставили одними из первых. Мне думается, что сейчас театр стал на конец коллективом еди номышленников. У нас выросла интересная группа актеров: Ницен ко, Азарченко, Стоме- нок, Вагинов, Семениши- на. Растет * молодежь. Нельзя не вспомнить и старшее . поколение: Ф . Шевякову, В. Макаро ва. Труппа стала стабиль ной, а это большое до стижение: только ста бильная труппа может решать масштабные творческие задачи. В. В. Киселев, главный режиссер, засл. деятель искусств РСФСР: Будущее театра — это более углубленное пси хологическое исследо вание личности, челове ческих взаимоотноше ний. Актер будущего — эго не только большой мастер своего дела, но и гражданин! Проблемы, идеи, чувства, которые он будет- нести зрителю, •должны быть и его лич ными, и каждое выступ- п<г^е на сцене должно стать его исповедью. Вот путь, которым, на деюсь. идет наш театр. И лучшая нам оценка — внимание и благодар ность зрителей. К. А. Баздеров, за служенный артист РСФСР: — Актер всю жизнь сдает экзамен. Каждая роль — новое испыта ние. А результата, в отличие от кино, нет: постоянно идет поиск, постоянно делаешь ка кие-то новые открытия даже и в давно извест ной роли. И в этом — И ВЕЧНЫЙ ВОЙ прелесть нашей рабо ты. Часто играю в спек таклях о войне. Войну я прошел от Волги до Праги — с «катюша ми ;>. Многое пришлось пережить,' но всегда, в самые трудные дни я знал: буду с театром. Так и случилось. С ним п — навсегда. ОБРАЗ ВОЖДЯ — Образы ,. которые создает актер на сце не, откладывают отпе чаток на всей его жиз ни. Они и воспитывают, и учат, и заставляют думать. Таким образом стала для меня роль В. И. Ленина. Мне по* счастливилось одному из первых играть вож дя в нашем театре. Это было в спектакле «Большевики». Помню, как волновался, долго " А. Минин, засл. работник культуры готовился, добивался внешнего сходства с Лениным—но ведь это было не главное. Ста рался уловить ритм движения Ильича, его походку, манеры. По степенно понял, одна ко, что для настоящего проникновения в образ нужно постичь что-то более важное — мысль Ленина! Так из киноза лов, где я смотрел дру гих актеров в роли Иль ича, перекочевал в биб лиотеку: читал его тру ды. работы Маркса, Энгельса,- воспомина ния о Ленине И. К.- Крупскоіі, М. Горько го, А. Коллонтай. Зрители очень тепло приняли образ. Присла ли огромное количество писем, писали даже на стене моего дома: «Спа сибо за образ Ильича». А я с тех пор увлек ся философией, исто рией партии. И взгляд нл жизнь Стал шире, а сама она — интерес нее. ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС — Мало режиссеру поставить пьесу, а акте рам хорошо . сыграть. Надо еще, чтобы сцена была в порядке. Этим занимаюсь я в театре с 1950 года. Как? Вот несколько примеров. Спектакль «Характеры». Работали над ним " и радовались. Нужно было в условной манере пока зать просторы русской земли, нужно было пе- А. Н. Князев, зав. постановочной частью: I Я ВЛЮБЛЕНА редать декорациями ост рое шукшинское чув ство: «Как хорошо жить на земле!» Взяли мы гладкие доски, сделали кружевные аппликации из набора желтоватых ленточек, . обязательно были березки, потом по весили скворечники, сде лала подсветку х ... Это, конечно, нужно видеть! Картины сменялись под баян, а накануне как раз поставили нам на «круге» резиновый ро лик вместо железного. Железный тарахтел — слышно было из зала, а тут — сцена движется бесшумно, березки плы вут и баян... Да, фанта зии нам нужно не мень ше, чем актерам. Да еще материалы доста вать: в «Грозе» у нас была натуральная теле га, настоящие березовые коряги, а чтобы сделать «соломенный» навес, ку пили в магазине 150 пуч ков мочала. В. Крылов, секретарь комсомольской органи зации: — Прошло полтора го да с тех пор, как в театр пришло новое поколение молодежи. Сейчас уже можно сказать, что мо лодежь утвердила себя как творческая сила. Важную роль в этом сы грала комсомольская ор ганизация. Чем она за нималась? Прежде всего, конеч но, помогала по мере своих возможностей на шей основной работе. Мурманчанам также на верняка запомнились ве чера самостоятельных работ молодежи в про шлом сезоне, о них пи сал «Комсомолец Запо лярья». Продолжение наших творческих поис ков — литературно-дра матическая композиция, которую мы подготови ли к 40-летию театра. Большую пользу нам триносят интересные встречи в клубе творче- ПРОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ской интеллигенции. Значительное место в комсомольской работе занимает пропаганда те атрального искусства — встречи со зрителями. Рыезжаем в самые раз ные точки Кольского по луострова, выступаем и на самодельных сценах, и на предприятиях. Всем понравилась последняя встреча с молодежью совхоза «Тулома». — В театре я с 1933 года. Около 300 роле.й довелось сыграть за это время. Вроде бы пора и на пенсию уходить, да страшно: а как же я без —театра останусь? Он мне дал очень многое. Глав ное — эрудицию. Здесь столько узнаешь о жиз ни! Ведь на сцене при ходится играть и произ водственную тему, и кол хозную... Роли мне больше нра- йчпись бытоц^іе, харак терные. Квашня («На дне»),- Липочка («Свои люди — сочтемся»). Удачная роль доставляет -радость и тебе, и зрите лям. Однажды, когда я играла арбузовскую Та ню, после спектакля, на следующий день, подо-- шла ко мне женщина. «Я, — говорит, — всю но^ь не спала. Посмотре ли с подругами вашу Таню и до утра обсужда- - ли ее судьбу, вспомина ли свою жизнь». Ф. Н. Шевякова, акт риса: Неудачи я переживаю сильно. Бывало, сын за говорит дома о театре, д я ему: «Давай не бу дем». И — молчок.' А когда у меня почему-ли бо плохое настроение, я зчэю, что стоит выйти на сцену в комедии — и на пряжение само пропа дет: буду смеяться гром че всех. Мге кажется, актер игргет не для публики, а для партнера. Сумеешь най-и общий язык с пар- тнеоом; и зритель будет не внакладе. А труппа у нас прекрасная. В театре чудесная атмосфера, ин тересная молодежь. Нра вится мне своим творче ским горением молодой режиссер Г. Михайлов. Я влюблена в свой кол лектив. Несколько раз из отпуска раньше воз вращалась — не могу без театра. — Мне часто снятся сны: будто открываю я занавес, зрители затиха ют, а актеров ...нет! Или будто декорации не го товы, а во время спек такля сверху на сцену что-то падает. Однажды у нас действительно рух нула на оркестровую яму деревянная ставка четы рехметровой высоты. Зрители хохотали — на силу их успокоили. А в другой раз — тоже на яву — сыграли одну сцеиу, нужно повернуть «круг» для другой, а он . .не крутится. Спектакль отменили, публика разо шлась ни с чем. Восемнадцать лет я работаю помощником режиссера. Мне здесь нравится. Не мыслю се- нас их трое. Думаете, легко за 15—20 секунд переодеться? Одна К. Бе лова в «Мужчине и жен щинах» раз пятнадцать это проделывает... ‘ Моя. В. В. Виноградова, помощник режиссера: КОЗА С БАНТИКОМ бя без театра. И работа — интересная!. Зритель и не догадывается, что происходит за сценой во время спектакля. А ее обслуживают около 100 человек! И радисты, и осветители. А слышали вы прр такую долж ность: одевальщица? У задача — ничего не за быть: чтобы актеры не ог.аздывали, чтобы кос тюмы были у них в по рядке, чтобы если теле фон но сцене стоит, то зазвонил вовремя... Од нажды звонок включили, а телефон на сцену по ставить забыли. Актер озирается: надо трубку снимать, а где она? На шли выход простой: вдруг из-за кулис появ ляется на ладошке теле фон. Потом это назвали оригинальной находкой. Сейчас смешно вспоми нать все эти происшест вия, а сколько приходит ся переживать из-за них... Зритель вот весе лится, если на сцене на стоящее животное по явится, а каково мне? В одной постановке у нас была коза. Беленькая та кая козочка, с бантиком. Артистка была прекрас ная! И каждый день я через весь город водила ее на спектакль и обрат но. А на выездах еще хуже: не повезешь же ее с собой. Приходилось ыкать у местных жите лей. И представьте себе, в каждом городе обяза тельно есть коза! Помню еще, петухи у нас были — из пушки вылетали... Вот такое мое хозяйство. И не знаешь иногда, где веселее приключится, во сне или наяву. Дружеские шаржи на родного ар ти с та Р СФ С Р В . Д. Туманова (свер ху вниз): В . Киселев , В . Ми нин, Ф . Ш евякова , В . Чуд зин , К . Баздеров, А . Кня зев. Материалы выпуска подготовил В . ПУДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz