История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Из истории Событие это произо­ шло 40 лет назад, в 1939 го.зу. Вот что писал по зтсм/ поводу «Комсомо­ лец Заполярья»: «Откры­ тие Мурманского драма­ тического театра являет­ ся крупнейшим событи­ ем в культурной жизни •нашей области. Мурман­ ский зритель с нетерпе­ нием ждет открытия се­ зона . » Новый театр .в Мур­ манске открылся на базе филиала Большого дра­ матического театра име­ ни Горького. Возглавил і<о.г-лечіив С. А. Морщи- хин, первым режиссером б^іл А. Шубин. В репер­ туаре первого сезона посіс*ювка по пьесе Тур и Шейнина «Генеральный консул», затем шли инс­ ценировка романа Гон­ чарова «Обрыв», новая пьеса Леонова «Волк», «Лес» Островского, «Та­ ня» Арбузова, «Васса Железнова» Горького, «Дети Ванюшина» Най­ денова, «Слава» Гусева и «Простая девушка» Шкваркина. Художественный руко­ водитель Мурманского государственного театра так сформулировал глав­ ную задачу, стоящую пе­ ред коллективом: «...быть активным бор­ цом за создание под­ линно народного искус­ ства». И еще: «Театр вы­ ражает уверенность, что . молодежь, и в первую очередь комсомол... бу­ дет первым другом на­ шего театра, будет ак­ тивно помогать нам во всей творческой и обще- 1 ственно - политической работе». П Ед и номышленни к и НЕ ОТСТАВАТЬ! — В мурманском те­ атре я с 1956 года. Сам — потомственный кораблестроитель. Но искусство оказалось притягательнее. Мой .принцип: в своем деле н V отставать от веду­ щих. Стараюсь. Но в Т'.’агре хорошая работа художника зависит и от драматургии. Все мы здесь связаны одним общим делом. И харак- В. И. Чудзин, заслу­ женный художник РСФСР: тер у нас — боевой. Всегда стремимся быть впереди, всегда волно­ вать, увлекать зрителя. Поэтому на месте не стоим. Меняемся как в Еолшебстве. Иногда думаю: видел бы мой дед день сегодняш­ ний .. И я рад видеть сегодняшний мурман­ ский театр. — Как оценить итог нашего сорокалетнего пути? Это довольно сло­ жно сделать: нельзя ос­ тановить мгновение, ведь театр, как и все на све­ те, находится в непре­ станном движении, раз­ витии. Те, кто начинал в тридцатых годах, хотели в первую очередь соз­ дать коллектив одной школы. Ленинградской. Той школы, которая "со­ храняет традиции рус­ ского реалистического искусства и в то же вре­ мя затрагивает актуаль­ ные проблемы средства­ ми современной драма­ тургии. Опираясь на классиков, мы обраща­ емся и к современным драматургам: Вампило- ва, Рощина, Жуховицкого мы ставили одними из первых. Мне думается, что сейчас театр стал на­ конец коллективом еди­ номышленников. У нас выросла интересная группа актеров: Ницен­ ко, Азарченко, Стоме- нок, Вагинов, Семениши- на. Растет * молодежь. Нельзя не вспомнить и старшее . поколение: Ф . Шевякову, В. Макаро­ ва. Труппа стала стабиль­ ной, а это большое до­ стижение: только ста­ бильная труппа может решать масштабные творческие задачи. В. В. Киселев, главный режиссер, засл. деятель искусств РСФСР: Будущее театра — это более углубленное пси­ хологическое исследо­ вание личности, челове­ ческих взаимоотноше­ ний. Актер будущего — эго не только большой мастер своего дела, но и гражданин! Проблемы, идеи, чувства, которые он будет- нести зрителю, •должны быть и его лич­ ными, и каждое выступ- п<г^е на сцене должно стать его исповедью. Вот путь, которым, на­ деюсь. идет наш театр. И лучшая нам оценка — внимание и благодар­ ность зрителей. К. А. Баздеров, за­ служенный артист РСФСР: — Актер всю жизнь сдает экзамен. Каждая роль — новое испыта­ ние. А результата, в отличие от кино, нет: постоянно идет поиск, постоянно делаешь ка­ кие-то новые открытия даже и в давно извест­ ной роли. И в этом — И ВЕЧНЫЙ ВОЙ прелесть нашей рабо­ ты. Часто играю в спек­ таклях о войне. Войну я прошел от Волги до Праги — с «катюша­ ми ;>. Многое пришлось пережить,' но всегда, в самые трудные дни я знал: буду с театром. Так и случилось. С ним п — навсегда. ОБРАЗ ВОЖДЯ — Образы ,. которые создает актер на сце­ не, откладывают отпе­ чаток на всей его жиз­ ни. Они и воспитывают, и учат, и заставляют думать. Таким образом стала для меня роль В. И. Ленина. Мне по* счастливилось одному из первых играть вож­ дя в нашем театре. Это было в спектакле «Большевики». Помню, как волновался, долго " А. Минин, засл. работник культуры готовился, добивался внешнего сходства с Лениным—но ведь это было не главное. Ста­ рался уловить ритм движения Ильича, его походку, манеры. По­ степенно понял, одна­ ко, что для настоящего проникновения в образ нужно постичь что-то более важное — мысль Ленина! Так из киноза­ лов, где я смотрел дру­ гих актеров в роли Иль­ ича, перекочевал в биб­ лиотеку: читал его тру­ ды. работы Маркса, Энгельса,- воспомина­ ния о Ленине И. К.- Крупскоіі, М. Горько­ го, А. Коллонтай. Зрители очень тепло приняли образ. Присла­ ли огромное количество писем, писали даже на стене моего дома: «Спа­ сибо за образ Ильича». А я с тех пор увлек­ ся философией, исто­ рией партии. И взгляд нл жизнь Стал шире, а сама она — интерес­ нее. ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС — Мало режиссеру поставить пьесу, а акте­ рам хорошо . сыграть. Надо еще, чтобы сцена была в порядке. Этим занимаюсь я в театре с 1950 года. Как? Вот несколько примеров. Спектакль «Характеры». Работали над ним " и радовались. Нужно было в условной манере пока­ зать просторы русской земли, нужно было пе- А. Н. Князев, зав. постановочной частью: I Я ВЛЮБЛЕНА редать декорациями ост­ рое шукшинское чув­ ство: «Как хорошо жить на земле!» Взяли мы гладкие доски, сделали кружевные аппликации из набора желтоватых ленточек, . обязательно были березки, потом по­ весили скворечники, сде­ лала подсветку х ... Это, конечно, нужно видеть! Картины сменялись под баян, а накануне как раз поставили нам на «круге» резиновый ро­ лик вместо железного. Железный тарахтел — слышно было из зала, а тут — сцена движется бесшумно, березки плы­ вут и баян... Да, фанта­ зии нам нужно не мень­ ше, чем актерам. Да еще материалы доста­ вать: в «Грозе» у нас была натуральная теле­ га, настоящие березовые коряги, а чтобы сделать «соломенный» навес, ку­ пили в магазине 150 пуч­ ков мочала. В. Крылов, секретарь комсомольской органи­ зации: — Прошло полтора го­ да с тех пор, как в театр пришло новое поколение молодежи. Сейчас уже можно сказать, что мо­ лодежь утвердила себя как творческая сила. Важную роль в этом сы­ грала комсомольская ор­ ганизация. Чем она за­ нималась? Прежде всего, конеч­ но, помогала по мере своих возможностей на­ шей основной работе. Мурманчанам также на­ верняка запомнились ве­ чера самостоятельных работ молодежи в про­ шлом сезоне, о них пи­ сал «Комсомолец Запо­ лярья». Продолжение наших творческих поис­ ков — литературно-дра­ матическая композиция, которую мы подготови­ ли к 40-летию театра. Большую пользу нам триносят интересные встречи в клубе творче- ПРОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ ской интеллигенции. Значительное место в комсомольской работе занимает пропаганда те­ атрального искусства — встречи со зрителями. Рыезжаем в самые раз­ ные точки Кольского по­ луострова, выступаем и на самодельных сценах, и на предприятиях. Всем понравилась последняя встреча с молодежью совхоза «Тулома». — В театре я с 1933 года. Около 300 роле.й довелось сыграть за это время. Вроде бы пора и на пенсию уходить, да страшно: а как же я без —театра останусь? Он мне дал очень многое. Глав­ ное — эрудицию. Здесь столько узнаешь о жиз­ ни! Ведь на сцене при­ ходится играть и произ­ водственную тему, и кол­ хозную... Роли мне больше нра- йчпись бытоц^іе, харак­ терные. Квашня («На дне»),- Липочка («Свои люди — сочтемся»). Удачная роль доставляет -радость и тебе, и зрите­ лям. Однажды, когда я играла арбузовскую Та­ ню, после спектакля, на следующий день, подо-- шла ко мне женщина. «Я, — говорит, — всю но^ь не спала. Посмотре­ ли с подругами вашу Таню и до утра обсужда- - ли ее судьбу, вспомина­ ли свою жизнь». Ф. Н. Шевякова, акт­ риса: Неудачи я переживаю сильно. Бывало, сын за­ говорит дома о театре, д я ему: «Давай не бу­ дем». И — молчок.' А когда у меня почему-ли­ бо плохое настроение, я зчэю, что стоит выйти на сцену в комедии — и на­ пряжение само пропа­ дет: буду смеяться гром­ че всех. Мге кажется, актер игргет не для публики, а для партнера. Сумеешь най-и общий язык с пар- тнеоом; и зритель будет не внакладе. А труппа у нас прекрасная. В театре чудесная атмосфера, ин­ тересная молодежь. Нра­ вится мне своим творче­ ским горением молодой режиссер Г. Михайлов. Я влюблена в свой кол­ лектив. Несколько раз из отпуска раньше воз­ вращалась — не могу без театра. — Мне часто снятся сны: будто открываю я занавес, зрители затиха­ ют, а актеров ...нет! Или будто декорации не го­ товы, а во время спек­ такля сверху на сцену что-то падает. Однажды у нас действительно рух­ нула на оркестровую яму деревянная ставка четы­ рехметровой высоты. Зрители хохотали — на­ силу их успокоили. А в другой раз — тоже на­ яву — сыграли одну сцеиу, нужно повернуть «круг» для другой, а он . .не крутится. Спектакль отменили, публика разо­ шлась ни с чем. Восемнадцать лет я работаю помощником режиссера. Мне здесь нравится. Не мыслю се- нас их трое. Думаете, легко за 15—20 секунд переодеться? Одна К. Бе­ лова в «Мужчине и жен­ щинах» раз пятнадцать это проделывает... ‘ Моя. В. В. Виноградова, помощник режиссера: КОЗА С БАНТИКОМ бя без театра. И работа — интересная!. Зритель и не догадывается, что происходит за сценой во время спектакля. А ее обслуживают около 100 человек! И радисты, и осветители. А слышали вы прр такую долж­ ность: одевальщица? У задача — ничего не за­ быть: чтобы актеры не ог.аздывали, чтобы кос­ тюмы были у них в по­ рядке, чтобы если теле­ фон но сцене стоит, то зазвонил вовремя... Од­ нажды звонок включили, а телефон на сцену по­ ставить забыли. Актер озирается: надо трубку снимать, а где она? На­ шли выход простой: вдруг из-за кулис появ­ ляется на ладошке теле­ фон. Потом это назвали оригинальной находкой. Сейчас смешно вспоми­ нать все эти происшест­ вия, а сколько приходит­ ся переживать из-за них... Зритель вот весе­ лится, если на сцене на­ стоящее животное по­ явится, а каково мне? В одной постановке у нас была коза. Беленькая та­ кая козочка, с бантиком. Артистка была прекрас­ ная! И каждый день я через весь город водила ее на спектакль и обрат­ но. А на выездах еще хуже: не повезешь же ее с собой. Приходилось ыкать у местных жите­ лей. И представьте себе, в каждом городе обяза­ тельно есть коза! Помню еще, петухи у нас были — из пушки вылетали... Вот такое мое хозяйство. И не знаешь иногда, где веселее приключится, во сне или наяву. Дружеские шаржи на­ родного ар ти с та Р СФ С Р В . Д. Туманова (свер ху вниз): В . Киселев , В . Ми­ нин, Ф . Ш евякова , В . Чуд­ зин , К . Баздеров, А . Кня­ зев. Материалы выпуска подготовил В . ПУДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz