История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
о л а с т н о и д р а м а т и ч е с к и м т е а т р ОТКРЫВАЕТ 40-й СЕЗОН Начинаем «Поднятой целиной» • Сегодня М урман ский област ной театр начинает свой соро ковой сезон. Прошлый сѳзон отмечен рядом ин тересны х ра бот. Большим событием для коллектива явились летние га строли в Эстонии, которые про шли успешно. ■” Чем же порадует театр зр и телей Мурманска и области в своем новом, сороковом сезо- не? С таним вопросом коррес пондент «Полярной правды» Р. Велигина совратилась к глав ному режиссеру театра, заслу ж енном у деятелю искусств РСФСР В. В. КИСЕЛЕВУ. — В нынешнем сезоне, а точ нее в феврале 1979 года, Мур манскому областному театру исполняется сорок лет. За эти годы • сыграны сотни спектак лей. И, как в любом творче ском коллективе, были удачи, победы, были и неудачи. Хоро шей традицией в коллективе является постоянный поиск — поиск новых пьес, новой фор мы ,’ тех средств, которые по могли бы глубже раскрыть со держание пьесы. • В новом сезоне нас ждут две крупные работы. Одна из них — «Берег». Роман для театра — так определил жанр этой инсценировки известного романа Ю. Бондарева ее автор М.^ Рогачевский. Другая — тра гедия Шекспира «МаКбет». Со ветская пьеса, ставящая остро современные проблемы, и одно из крупных произведений клас сического наследия. Роман Юрия Бондарева «Бе рег» хорошо известен совет ским читателям. Роман слож ный, многоплановый. В нем со четаются и сегодняшний день, и воспоминания военных лет. Герой размышляет о нашей ма ленькой земле, люди которой оказались на двух разных бере гах. Когда-то все было проще: все противоречия разрешала война. А сегодня нужны уже иные средства, надо наводить мосты. Вот эта проблема поис ков общего языка для сохране ния мира представляется нам очень важной. В пьесе немалое значение придается нравственным поис кам героя, его размышлениям о жизни и смерти, о проблемах бытия. Так что это действи тельно роман для театра} в ко тором сочетаются бытовой и философский планы. Как это удастся соединить на сцене? Как удастся показать связь прошлого с настоящим? Об этом наши заботы. Хочется, чтобы до зрителей дошла главная мысль — созна ние необходимости менять мир к лучшему, не сдавая своих по зиций, находить возможности договора. С пе ктакль мы с заслуженным худож н и ком РСФСР В. И- Чудзи- ным намечаем поставить к декаб рю . Главная роль Нинитина пор у чена засл уженном у артисту РСФСР К. Баздерову. В спектакле будут заняты артисты В. Стоме нок, А. А зарчен ко и другие. Вторая большая работа, кото рая потребует от театра мобили-, зации всех его творческих сил, — спектакль «Макбет». Его мы думаем выпустить во второй половине сезона. Этот спектакль будет ставить режис сер Г. Г. Михайлов. Для мурманского зрителя но вым является спектакль «Ор фей спускается в ад» (автор пьесы Т. Уильямс), поставлен ный также режиссером Г. Г. Михайловым. Уже идут репетиции «Бере- Режиссер Григорий Михайлов, заслуженный артист РСФСР Олег Лелянов, артисты Евгения Нюхтина, Алла, Семенишина, Лео нид Ниценко обсуждают новую пьесу. Д Ы Х А Н И Е В Р Е М Е Н И Каким я вижу свой новый сезон? Во-первых, это премье ра «Орфей спускается в ад». На гастролях в Таллине спек такль принимался хорошо. Но для меня и для актеров очень -важно, как отнесется к нему . мурманский зритель. Сейчас работаю над комеди ей Э. Брагинского и Э. Рязано ва «Аморальная история». На • мой взгляд, это хорошая, ум ная вещь. Заняты в спектакле интересные актерьп заслужен ный ‘артист РСФСР О. Леля нов, артисты Л. Ниценко, Ю. Талько, Е. Нюхтина и дру гие. Работа увлекает. Надеемся, что она увлечет и зрителя. А дальше моя мечта — Шек спир, «Макбет». Думал об этом давно. И вот, наконец, в новом сезоне представилась возмож ность поставить пьесу. Что зна чит для нас эта работа? Во-пер вых, попытка проникнуть в тай ны мышления, чувствования великого драматурга. Это воз можность услышать дыха ние поэтического театра. Это возможность встретить нерав нодушного, восприимчивого, со держательного зрителя. Новый театральный сезон — .это всегда новые опыты, про бы, новые испытания. Живой театр — это всегда движение. *Он не может стоять на месте. Он всегда берет на вооружение новое и отвергает то, что было сделано вчера. Театральный ор- гакнзм умирает, если топчется на месте, повторяет пройденное. Театр обязан быть всегда мо лодым. Как необходимо уметь смело, раскованно* мыслить! Мыслить образно, эмоциональ но. Это так непросто. Но быть внутренне подвижным, воспри имчивым должен быть не толь ко театр, но и зритель. Умный, творчески активный . зритель может стать тем камер- ' тоном, который не позволит нам извлекать из нашей театраль ной лиры звуки неискренние, фальшивые. Таким камертоном может явиться и умение чувст вовать дыхание сегодняшнего дня нашего города, края, стра ны. Г. МИХАЙЛОВ. . Режиссер областного дра матического театра. Ждут новые р о л и Прошедший сезон был для меня, я считаю, плодотворным. В спектакле «Моя дочь Нюша» мне поручена роль отца, кото рому ох как трудно временами понять свою любимую дочь. В пьесе А. Кургатникова «Ви на» сыграл Валдайцева. Это очень интересно выписанный автором характер. Хотелось сделать Валдайцева очень узна ваемым и не впасть при этом в карикатурность. * И, наконец, бессмертная «Поднятая целина». Роль Да выдова! О такой работе можно мечтать! Гигантская шолохов ская глыба. Постичь ее много- слойность и неоднозначность — задача весьма и весьма не из легких. Хотя роль сыграна уже неоднократно, мне кажется, что я только зде-то на пути к свое му герою. Новый сезон — новые роли. Один из популярных и интерес ных романов последнего вре мени — «Берег» Ю. Бондарева получает свое сцениче ское воплощение, не легкое для постанов ки в театре. Мне пред стоит встреча с но вым героем — писа телем Никитиным. Начались первые репе тиции, идет разведка, поиск психологиче ских ходов, отношений н прочее. Разрядка международной напря женности невозможна без взаимопонимания, без общения между людьми, без выясне ния важных политиче ских и жизненных во просов. Все это при дется решать моему Никитину с помощью постановщика заслу женного деятеля ис кусств РСФСР В. В. Киселева и моих това рищей по совместной работе в этом спектак ле: заслуженных арти стов РСФСР Г. Яшуй ского и Е. Иоффе, ар тистов М. Зотова, А. Соколовского, А. Азарченко и других. К. БАЗДЕРОВ. Артист областного драматического те атра, заслуженный артист РСФСР, га». На выпуске . спектакль «Шрамы» по пьесе Е. Шаба- на. Его ставит режиссер В. А. Минин — заслуженный работ ник культуры РСФСР. Спек такль адресован молодежной аудитории. В спектакле ставит ся проблема правонарушений, анализируются их социальные и нравственные истоки. Каза лось бы, социальных предпосы лок для правонарушений ' не осталось. Почему же люди вы растают разными? Репетируется также новая комедия Э. Рязанова и Э. Бра гинского «Аморальная .исто рия», посвященная моральн?- этнческим проблемам. Герой ко медии прожил как, бы не свою жизнь: занимался нелюбимым делом, жил с нелюбимым чело- -веком. Для юношества мы хотим по ставить наряду со «Шрама ми» еще одну пьесу — «Квад ратик неба синего» А. Штейна. Есть еще несколько пьес, ко торые нас заинтересовали. Среди ни х «Превышение вла сти» В. Ч ерны х с очень привле ка тельным главным героем — чест ным, бескомпромиссным , высший за кон для ко торо го — справедли вость. Есть и другие : «Последний срок» В. Распутина , «Должен кто- то уй ти» начинающ е го ленинград ско го са ти ри ка В. Нрасногорова, «А по утр у они проснулись» В. Ш у кш и н а и Другие. Безусловно, в репертуаре возможны изменения, т. к. по иск интересных, важных, злобо дневных пьес продолжается. Открывает театр сезон спек таклем «Поднятая целина». Настроение у коллектива хоро шее, бодрое, чему немало спо собствовали удачные летние га строли в Эстонии. ' Г о д на сцене В студенческие годы пред ставление о будущей работе в театре довольно смутное: пред ощущение ежедневного празд ника (трудности, конечно же, есть, но они успешно иреодоле- -заются) плюс список ролей, ко торые хотелось бы сыграть. На деле все оказывается не так просто. Счастье, если хотя бы одна роль из этого длинного списка становится реальностью! А ежедневная напряженная ра бота довольно редко дарит чув ство праздника. И еще понимаешь, что сы гранная роль на две трети — поражение. А та, которую предстоит сыграть, новый об раз, новая судьба — тайна за семью печатями. Итак, первый сезон в театре позади. Он был трудным, а героини мои — такими разны ми: Тося в пьесе М. Светлова «Двадцать лет спустя», Лушка в «Поднятой целине» М. Шоло хова, Ви Толбетв пьесе Т. Уиль ямса «Орфей спускается в ад»... Только сейчас, когда есть, наконец, возможность огля нуться назад и осмыслить свою работу, понимаю, как много про пущено и недопонято в судьбах моих героинь. Вспоминаю слова моего педа гога, который твердил нам в течение пяти лет: «Главное," не как, а что, ради чего, о чем». И вот впереди новый сезон — для театра сороковой, для меня- второй. А чувство у меня такое, что все только начина ется, что я ничего еще толком не знаю о театре. И тот же страх пополам с надеждой: что впереди?! Ю. ТАЛЬКО. Артистка областного драма тического театра. В этой сцене из спектакля «ІІІразпыѵ-заня- ты артисты Виктор Крылов, Сергей Кирса нов, Владимир Валов, Фото Б . Соколова. ГОВОРЯТ ЗРИТЕЛИ Моя любовь к театру нача лась совсем недавно. Мне, как секретарю комсомольской орга низации завода, надо было за ботиться о том,, чтобы моло дежь посещала театр. Я сразу же встретилась с трудностями: взять ,билеты желающих было мало. Пришлось мне, чтобы не воз вращать их, идти самой вместе с подругами. Спектакль понра вился. В следующий раз пошли уже не по необходимости, ,а по тому, что захотелось увидеть новый спектакль. І Так и стали ходить. Теперь ходим обычно большой группой. Чаще других составляют мне компанию старший инженер-ме ханик завода Наталья Новико ва, рабочая Любовь Логвинен ко, бывшая рабочая, а ныне мастер производственного обу чения технического училища № 16 Ольга Недашковская. В минувшем сезоне я посмот рела все спектакли, кроме «Трех сестер». .Уже появились любимые артисты. Нравится мне исполнитель главных ролей в спектаклях «Поднятая цели на» и «Моя дочь Нюша» заслу женный артист РСФСР К. Баз деров. Наши симпатии вызы вают артистка Е. Нюхтина, мо лодые актрисы Л. Поволоцкая, Ю. Талько. Правда, иногда наша радость встречи с театром омрачается. Так было, например, на спектак ле «Поднятая целина». На ве черний спектакль прищли школьники, очень мало настро енные на то, чтобы смотреть и слушать. Они шумели, верте лись, мешали другим. Я думаю, общение с таким зрителем не доставило радости и* самим исполнителям. -И еще у меня пожелание. Мы, конечно, готовимся быть посетителями театра в новом сезоне. Но хотелось бы видеть артистов и на нашем заводе. Почему же московские артисты у нас выступают, а свои, род ные, не заплядывают? Т. КАРПОВИЧ. Рабочая второго холодиль ного завода Мурманского' рыбокомбината,'' * * С интересом жду новых ра бот областного драматического театра. Из репертуара прошло го сезона наибольшее впечатле ние на меня произвел спектакль «Три сестры». Вообще я с ин тересом слежу за работой ре жиссера Г. Г.і Михайлова еще с той поры, когда он интересно заявил о себе постановкой го голевской «Женитьбы». С тех пор он радует значительными работами в каждом сезоне. Сильной стороной этого ре жиссера я считаю умение по мочь актеру проявиться: поче му-то у него все становятся та лантливыми! Ценно и то, что весь арсенал театральных средств в этих спектаклях «работает» на глав ную идею.. Любопытны, напри мер. декорации в спектакле «Три сестры»: -все воздушное -£- стулья, кресла, столы, ска мьи. Даны очень точные конту ры мебели конца XIX века. Я смотрела этот спектакль вместе с восьмиклассниками. Мы так «прочли» эти_ декора ции: приметы времени прозрач ны, условны. Они не должны заслонять главного — проблем человеческих отношений, внут реннего мира человека, то есть того, что не стареет и не может устареть. Пьеса Чехова волнует нас как пьеса о духовности мнимой и истинной, о смысле жизни, о том, как жить, чтобы всегда оставаться человеком. Кроме того, эти легкие кон туры очень хорошо передают и стиль чеховского письма: изящ ность, ненавязчивость. Декорации к «Трем сестрам» могут навести на мысли и об иллюзорности, пустоте жизни сестер. То есть каждый зритель «чи тает» эти декорации по-своему. Спектакль будит и мысль, и сердце, а в этом, собственно, и есть назначение театра. - Нельзя не заметить любви режиссера к классической дра матургии: «Женитьба» Гоголя. «Гроза» Островского, «Три се стры» Чехова — это одни из лучших спектаклей. Все эти классические пьесы прочитаны режиссером современно. Хотелось бы, чтобы в Мур манске проводились театраль ные вечера для юношества по типу московских «музыкальных вечеров для юношества». Раз в четверть, четыре раза в год — наверно, это не было бы обре менительно для театра. Цель таких вечеров — научить ре бят понимать язык театрально го искусства, дать им понятие о режиссерском замысле,.о ро ли декораций и музыкального оформления. Е. ТАРАБУКИНА. Учительница школы № 41 Мурманска.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz