История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ПРОФЕССИЯ - актера ” одна из > древней­ ших на земле. Из века в век искусство., театра несло людям * высокую правду жизни, утверж­ дало самые передовые идеи гуманизма. Но уди­ вительна • профессия эта — такая со стороны яркая, необыкновенная, праздничная — нераз­ рывно связана с гро­ мадным чувством ответ­ ственности перед зрите­ лем, перед самим акте-, ром. И меру этой ответ­ ственности трудно опре­ делить привычными ве­ личинами. Потому что» актер, выходя на сцену пусть в сотый раз, начи­ нает творить всегда 'с начала, всегда ~с нуля. И так — каждый вечер, каждый спектакль •без исключения, . начиная с самого первого выхода на сцецу и до последне­ го, в буквальном смыс­ ле. И еще. Наш совет­ ский театр живет тради­ циями, великими, непре­ ходящими традициями лучших образцов рус­ ского и мирового теат­ рального искусства. В этом один из источни­ ков его силы и славы. Другой — заключает в себе молодое поколе­ ние тех, ’.'кто посвятил свою жизнь * сцене. И в этом будущее театра. . Кто же они, это моло­ дое поколение,- в какой мере проявляется ответ- . ственность. перед своей профессией, каковы идеалы и надежды, чем живет и дышит оно' се­ годня? Обратимся к нашему областному '.драматиче­ скому театру, завер­ шившему свой 39-й се­ зон, к тем/ кто пришел на его сцену осенью прошлого года или же отработал всего не­ сколько лет. Итак, слово молоде­ жи мурманского теат­ ра. Григорий МИХАЙ­ ЛОВ, режиссер: — Трудно ,' да и не совсем точно будет дать однозначную оценку минувжіему се- * зону. Хороший? Не очень? Необычным он был — это так. А лич­ но для меня он был не­ обыкновенным. ’ Это касается прежде всего двух вещей — прихода в коллектив . группы выпускников Ленин­ градского __ института театра, музыки и кине­ матографии и реперту­ ара. Появление в теат­ ре целой группы моло­ дежи — это событие, это свежая кровь, кото­ рая взбудоражила всех нас.: Что же касается репертуара-, то событи­ ем _для .. культурной жизни всей • области, мне кажется, стали «Три сестры», «20 лет спустя» и, очень хочется 1 верить, будет — «Орфей спускается в а д » . :- Не для • всех из мо­ лодых актеров сезон складывался ровно. У одного более удачно, у другого — менее: Но, бесспорно, *- работал каждый не жалея себя. И потому все без иск­ лючения показали себя актерами потенциала но творчески интерес 1 в «Орфее».- Это изуми­ тельная пьеса, и я про­ сто счастлива, что до­ велось сыграть в ней роль Лейди. Я пере­ шла какую-то грань и, думаю, не просто воз­ растную. Раньше мне были по душе., образы девочек — юных, весе­ лых, легкомысленных; или • наоборот — *это неважно. Сейчас же тянет к раскрытию на сцене характера дой женщины, у рой уже есть ный опыт, * есть шлое. Такой, как - ша в «Сестрах».* А вот с последней работой Точки соприкосновения (ВСТРЕЧА ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ РЕДАКЦИИ) ными. Но опять-таки я бы н е 'в з я л с я кон­ кретно , выделить ка­ кие-тоѵ^особо. удачные работы. Ведь роли да­ леко' не . одинаковы, есть менее эффектные, есть 69 лее, а в целом все делали полезное дело. Но об одном, ко­ нечно, следует сказать особо — о ; появлении вечеров самостоятель­ ных работ,'которые го­ товили молодые акте­ ры. Я бы тоже •назвал это событием нынешне­ го сезона.' На первый взгляд, три- вечера — это не­ много. Это экспери­ мент, но он оказался удачным и свою роль в театре сыграл. Сей­ час старшее поколение актеров думает сделать нечто подобное. Алла СЕМЕНИШИ- НА: • — Я в нынешнем сезоне вдруг с появле­ нием ребят -неожидан­ но для себя ‘оказалась самой старенькой сре­ ди них. И, хотя меня пока еще упоминают в числе молодых, начи­ наю чувствовать ка­ кую-то разницу. Все же семь лет работы в театре дают себя знать. И последний год — особенно. Я вдруг обнаружила . в самой себе другую актрису, более успокоенную, умудренную, что ли. Возможно, это уже ка­ кая-то степень профес­ сионализма. Но в то же время и следствие работы в новых поста­ новках, в «Трех сест­ рах», и особенно над моей последней ролью ещ е . дальше от «дево­ чек» отошла. - •; Лейди 38 лет. И я очень пол­ но ощущаю это. Работать - пришлось очень много и очень нелегко, но тем это и хорошо, потому и счи­ таю ^для себя сезон удачным. Любовь ПОВОЛОЦ- : КАЯ: — Для меня в этом году все давалось с бо- - лью, с кровью. Каждая роль, но особенно «Три сестры». Испытывала постоянное чувство' не­ удовлетворенности, ни минуты не была «сы­ той» и потому—полно­ стью согласна с Аллой — считаю, в этом за­ ключается удача сезо-ѵ на. Была всегда рабо 1 та, очень много работы — а это прекрасно. Не все, конечно/ ‘ получа­ лось, как хотелось, но движение, поиск ощу­ щала постоянно. Если же что-то удавалось, то в немалой степени потому, что мне помо­ гали. . Ну, например, Алла. Она очень много дала. Вот говорит ре­ жиссер, что надо де­ лать, говорит ясно, по- . нятно, а, чувствую, что- то не то у меня, какой- то малости, капли не хватает, чтобы сделать как надо. Алла же мо- ' жет объяснить иначе, более понятно, более близко. Жест, движе­ ние, взгляд — и я ее лучше понимаю, пото­ му что она сердцем, душой это чувствует, переживает. У нас раз­ ный опыт работы, но она помнит еще,, как сама начинала, и no­ i l порождает в общем- то старый, но и в то же время вечно новый вопрос — чем должно заниматься искусство, для чего оно существу-' ет? Теперь я понимаю — не для самовыра­ жения. Была бы такая возможность, я бы,- наверное, играла в ка­ ком-нибудь бродячем театре. Виктор КРЫЛОВ: — Когда пришел., в театр, я ожидал рабо­ ты. Работа была и не­ мало. Но вот по стран­ ному стечению обстоя­ тельств в : «Подня­ той целине» меня при­ стрелили, в «Трех се­ страх» — тоже, еще в одном спектакле — сгорел. Представляете, каково? Ну, а. если го­ ворить . серьезно, то этот сезон стал в моей жизни этапом именно потому, что был пер­ вым. Все очень ново, все нелегко и все инте­ ресно. • В театре сло­ жился хороший коллек­ тив, это помогает в ра­ боте, но в то же время постоянно * ощущаешь груз _ответственности. И ещё более остро — нехватку опыта. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ „ТРИ СЕСТРЫ:і этому лучше понимает то, над чем я порой бьюсь. ' Сергей КИРСАНОВ: — Я в театре пер­ вый год, и, надо ска­ зать, он был для меня тяжелым. . Единствен­ ное светлое пятно — то, что приобрел здесь единомышленн и к о в. Мечтаю о том, чтобы приходить в театр к 9 и уходить в 23 часа. Когда ощущаешь чув­ ство рабочего состоя­ ния — это здорово. Такое было часто, но хотелось бы, чтобы еще больше. Очень рад, что ставим «Ор­ фея» Уильямса, но, го­ воря ■откровенно, стра­ шно расстроился, ког­ да узнал, что буду иг­ рать Джейба Торренса. Вообще, этот год стал для меня годом испытаний. И настоль­ ко, что не раз начинал задумываться, сомне­ ваться — на своем ли я месте. *Очень остро ощущаю нехватку опы­ та, профессионализма. Юлия ТАЛЬКО: — Ничего особенно­ го за год не сделала. Почти все предыдущие роли были бледными, невыразительными, без ясно выраженной чело­ веческой позиции, не считая, конечно, «20 лет» — у меня к этой пьесе очень нежное от­ ношение. Ну, а появле­ ние . «Орфея» я тоже оцениваю как событие в жизни нашего театра. Яу играю роль ослеп­ шей художницы. Глав­ ное, . что есть в этом •образе, — совершенно определенное > отноше­ ние творческого чело­ века с миром. Он пони­ мает ... этот мир, но не принимает его. Это че­ ловек, пытающийся не­ сти свое * мировоззре­ ние людям, но он на­ талкивается на стенку равнодушия и мораль­ но гибнет, стараясь пробить ее. Это попыт­ ка пробиться в мир высшей духовности, высшей истины, где все становится на свои места. И трагедия .за­ ключается в том, что мир этот скрыт за вы­ сокой стеной равноду­ шия. Это очень близ­ ко для меня. Вот, гово­ ря «мир на грани ка­ тастрофы», обычно подразумевают войну. А на мой взгляд, чело­ веческое равнодушие— это не менее страшно. Я понимаю» что холод­ ное спокойствие, эти досужие «моя; хата...» да «своя рубашка...» — все не ново, но это глубоко волнует меня. JPjzasxsoe — любит ь Разговор, который ве­ ли за' Круглым столом редакции каши гости, шел несколько часов. И, разумеется, никакой газетной площади не хватит, чтобы передать его полностью. Мы по­ старались кратко изло­ жить ЛИШЬ О.ЦНО — оценку молодежью тё- атра своей работы в нынешнем сезоне. Бы­ ли высказаны- мнения самой различной на­ правленности. Свести же их к одному показате­ лю попыталась Евгения Владимировна НЮХТИ- НА, одна из опытней­ ших актрис нашего теат­ ра, добрый друг и на­ ставник начинающих ак­ теров: — Молодежь пришла в период очень слож­ ный для театра во .всех' отношениях — и в твор­ ческом, и в организа­ ционном. Но в этом, на мой взгляд, наряду с трудностями для каж­ дого из них заключено много хорошего. Это видно хотя бы из такого фактаТ что сегодня за­ шел такой горячий раз­ говор о значении актер­ ской профессии, ее от­ ветственности перед зрителями, о проблеме профессионализма. Самое страшное ис­ пытание для молодого актера — это, испытание успехом. Не каждый вы­ держивает его с честью. Но если выдержит —■ это открывает ему очень ( многое. Сегодня уже го­ ворили о том, что сезон был неровным, что не у каждого были роли по душе, не всегда все по­ лучалось. Что ж, это ес­ тественно, это — нача­ ло. Главное- для актера, чтобы он любил свое дело, свою профессию, свою работу, и \ вот это, мне кажется, у мо­ лодежи есть. Есть лю­ бовь, есть требователь­ ность, есть чувство не­ удовлетворения и есть, наконец, поиск. Хорошо сказал Виктор Крылов — актер должен занимать активную, воинствующую позицию, должен посто­ янно решать какую-то болевую проблему. Под этим подпишется каж­ дый, кто работает в те­ атре. * ш — м н м н м м ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Еще раз хочется по­ вторить: то, что мы предложили сегодня читателю , — лиш ь ма­ ла я часть, несколько выдержек из разгово­ ра , состоявшегося в редакции. Мы не ста­ л и анализировать об­ щие итоги работы те­ атра, давать оценку нынешнему сезону. На­ ша задача была гораз­ до уже — оценить лишь работу молодых . Почему? j Да потому , что завт­ рашний день театра, как к этому не отне­ сись, определяют те-, кто сегодня сделал первые шаги ' на его подмостках. Будущее принадлежит uJk по праву молодости, а это >■ право неоспори­ мо. И именно по ‘ этой причине нет се­ годня разговора важ­ нее, чем разговор о молодежи и для моло­ дежи. Нынешний , 39 -й сезон, был особым, на наш взгляд, как раз из-за изменения со­ става труппы. Моло­ дежный спектакль «20 лет спустя» стал собы­ тием в театральной жизни города и обла­ сти так эісе, как «об­ щие» . х постановки «Трех сестер» и пьесы Т.'. Уильямса «Орфей спускается в ад». Ус­ п е х э т и х постановок во многом определился работой молодых. Но вместе с тем, не раз в году мы отмечали у н и х досадные ошибки и просчеты, объяснить которые можно отсут­ ствием опыта, .Так же, как и понять чувство обидного неудовлетво­ рения , ■не раз упоми­ навшееся во врелія об­ суждения итогов. А чувство это можно по-, пять и простить, если знать источник его. Он же, на наш взгляд, за­ ключается в желании соотнести проблемы своего поколения с ис­ торическим процессом, в желании осознать свое место в нем, ис­ следовать свои нравст­ венные и гражданские качества. Сегодня не так уж трудно грамот­ но . поставить спек­ такль и сыграть в нем. Сложнее другое — со­ хранить верность исти­ не, утверждающей: х у ­ дожник • начинается там, ~ где происходит открытие неведомых, новых сторон действи­ тельности. А то, что наши молодые актеры вместе с режиссером Г. Михайловым стоят сейчас на этой пози­ ции, — сомнения не вызывает. Беседу за Круглым столом, редакции вели Т. БОЙКОВА и С. ГЕРМАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz