История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).
ПРОФЕССИЯ - актера ” одна из > древней ших на земле. Из века в век искусство., театра несло людям * высокую правду жизни, утверж дало самые передовые идеи гуманизма. Но уди вительна • профессия эта — такая со стороны яркая, необыкновенная, праздничная — нераз рывно связана с гро мадным чувством ответ ственности перед зрите лем, перед самим акте-, ром. И меру этой ответ ственности трудно опре делить привычными ве личинами. Потому что» актер, выходя на сцену пусть в сотый раз, начи нает творить всегда 'с начала, всегда ~с нуля. И так — каждый вечер, каждый спектакль •без исключения, . начиная с самого первого выхода на сцецу и до последне го, в буквальном смыс ле. И еще. Наш совет ский театр живет тради циями, великими, непре ходящими традициями лучших образцов рус ского и мирового теат рального искусства. В этом один из источни ков его силы и славы. Другой — заключает в себе молодое поколе ние тех, ’.'кто посвятил свою жизнь * сцене. И в этом будущее театра. . Кто же они, это моло дое поколение,- в какой мере проявляется ответ- . ственность. перед своей профессией, каковы идеалы и надежды, чем живет и дышит оно' се годня? Обратимся к нашему областному '.драматиче скому театру, завер шившему свой 39-й се зон, к тем/ кто пришел на его сцену осенью прошлого года или же отработал всего не сколько лет. Итак, слово молоде жи мурманского теат ра. Григорий МИХАЙ ЛОВ, режиссер: — Трудно ,' да и не совсем точно будет дать однозначную оценку минувжіему се- * зону. Хороший? Не очень? Необычным он был — это так. А лич но для меня он был не обыкновенным. ’ Это касается прежде всего двух вещей — прихода в коллектив . группы выпускников Ленин градского __ института театра, музыки и кине матографии и реперту ара. Появление в теат ре целой группы моло дежи — это событие, это свежая кровь, кото рая взбудоражила всех нас.: Что же касается репертуара-, то событи ем _для .. культурной жизни всей • области, мне кажется, стали «Три сестры», «20 лет спустя» и, очень хочется 1 верить, будет — «Орфей спускается в а д » . :- Не для • всех из мо лодых актеров сезон складывался ровно. У одного более удачно, у другого — менее: Но, бесспорно, *- работал каждый не жалея себя. И потому все без иск лючения показали себя актерами потенциала но творчески интерес 1 в «Орфее».- Это изуми тельная пьеса, и я про сто счастлива, что до велось сыграть в ней роль Лейди. Я пере шла какую-то грань и, думаю, не просто воз растную. Раньше мне были по душе., образы девочек — юных, весе лых, легкомысленных; или • наоборот — *это неважно. Сейчас же тянет к раскрытию на сцене характера дой женщины, у рой уже есть ный опыт, * есть шлое. Такой, как - ша в «Сестрах».* А вот с последней работой Точки соприкосновения (ВСТРЕЧА ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ РЕДАКЦИИ) ными. Но опять-таки я бы н е 'в з я л с я кон кретно , выделить ка кие-тоѵ^особо. удачные работы. Ведь роли да леко' не . одинаковы, есть менее эффектные, есть 69 лее, а в целом все делали полезное дело. Но об одном, ко нечно, следует сказать особо — о ; появлении вечеров самостоятель ных работ,'которые го товили молодые акте ры. Я бы тоже •назвал это событием нынешне го сезона.' На первый взгляд, три- вечера — это не много. Это экспери мент, но он оказался удачным и свою роль в театре сыграл. Сей час старшее поколение актеров думает сделать нечто подобное. Алла СЕМЕНИШИ- НА: • — Я в нынешнем сезоне вдруг с появле нием ребят -неожидан но для себя ‘оказалась самой старенькой сре ди них. И, хотя меня пока еще упоминают в числе молодых, начи наю чувствовать ка кую-то разницу. Все же семь лет работы в театре дают себя знать. И последний год — особенно. Я вдруг обнаружила . в самой себе другую актрису, более успокоенную, умудренную, что ли. Возможно, это уже ка кая-то степень профес сионализма. Но в то же время и следствие работы в новых поста новках, в «Трех сест рах», и особенно над моей последней ролью ещ е . дальше от «дево чек» отошла. - •; Лейди 38 лет. И я очень пол но ощущаю это. Работать - пришлось очень много и очень нелегко, но тем это и хорошо, потому и счи таю ^для себя сезон удачным. Любовь ПОВОЛОЦ- : КАЯ: — Для меня в этом году все давалось с бо- - лью, с кровью. Каждая роль, но особенно «Три сестры». Испытывала постоянное чувство' не удовлетворенности, ни минуты не была «сы той» и потому—полно стью согласна с Аллой — считаю, в этом за ключается удача сезо-ѵ на. Была всегда рабо 1 та, очень много работы — а это прекрасно. Не все, конечно/ ‘ получа лось, как хотелось, но движение, поиск ощу щала постоянно. Если же что-то удавалось, то в немалой степени потому, что мне помо гали. . Ну, например, Алла. Она очень много дала. Вот говорит ре жиссер, что надо де лать, говорит ясно, по- . нятно, а, чувствую, что- то не то у меня, какой- то малости, капли не хватает, чтобы сделать как надо. Алла же мо- ' жет объяснить иначе, более понятно, более близко. Жест, движе ние, взгляд — и я ее лучше понимаю, пото му что она сердцем, душой это чувствует, переживает. У нас раз ный опыт работы, но она помнит еще,, как сама начинала, и no i l порождает в общем- то старый, но и в то же время вечно новый вопрос — чем должно заниматься искусство, для чего оно существу-' ет? Теперь я понимаю — не для самовыра жения. Была бы такая возможность, я бы,- наверное, играла в ка ком-нибудь бродячем театре. Виктор КРЫЛОВ: — Когда пришел., в театр, я ожидал рабо ты. Работа была и не мало. Но вот по стран ному стечению обстоя тельств в : «Подня той целине» меня при стрелили, в «Трех се страх» — тоже, еще в одном спектакле — сгорел. Представляете, каково? Ну, а. если го ворить . серьезно, то этот сезон стал в моей жизни этапом именно потому, что был пер вым. Все очень ново, все нелегко и все инте ресно. • В театре сло жился хороший коллек тив, это помогает в ра боте, но в то же время постоянно * ощущаешь груз _ответственности. И ещё более остро — нехватку опыта. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ „ТРИ СЕСТРЫ:і этому лучше понимает то, над чем я порой бьюсь. ' Сергей КИРСАНОВ: — Я в театре пер вый год, и, надо ска зать, он был для меня тяжелым. . Единствен ное светлое пятно — то, что приобрел здесь единомышленн и к о в. Мечтаю о том, чтобы приходить в театр к 9 и уходить в 23 часа. Когда ощущаешь чув ство рабочего состоя ния — это здорово. Такое было часто, но хотелось бы, чтобы еще больше. Очень рад, что ставим «Ор фея» Уильямса, но, го воря ■откровенно, стра шно расстроился, ког да узнал, что буду иг рать Джейба Торренса. Вообще, этот год стал для меня годом испытаний. И настоль ко, что не раз начинал задумываться, сомне ваться — на своем ли я месте. *Очень остро ощущаю нехватку опы та, профессионализма. Юлия ТАЛЬКО: — Ничего особенно го за год не сделала. Почти все предыдущие роли были бледными, невыразительными, без ясно выраженной чело веческой позиции, не считая, конечно, «20 лет» — у меня к этой пьесе очень нежное от ношение. Ну, а появле ние . «Орфея» я тоже оцениваю как событие в жизни нашего театра. Яу играю роль ослеп шей художницы. Глав ное, . что есть в этом •образе, — совершенно определенное > отноше ние творческого чело века с миром. Он пони мает ... этот мир, но не принимает его. Это че ловек, пытающийся не сти свое * мировоззре ние людям, но он на талкивается на стенку равнодушия и мораль но гибнет, стараясь пробить ее. Это попыт ка пробиться в мир высшей духовности, высшей истины, где все становится на свои места. И трагедия .за ключается в том, что мир этот скрыт за вы сокой стеной равноду шия. Это очень близ ко для меня. Вот, гово ря «мир на грани ка тастрофы», обычно подразумевают войну. А на мой взгляд, чело веческое равнодушие— это не менее страшно. Я понимаю» что холод ное спокойствие, эти досужие «моя; хата...» да «своя рубашка...» — все не ново, но это глубоко волнует меня. JPjzasxsoe — любит ь Разговор, который ве ли за' Круглым столом редакции каши гости, шел несколько часов. И, разумеется, никакой газетной площади не хватит, чтобы передать его полностью. Мы по старались кратко изло жить ЛИШЬ О.ЦНО — оценку молодежью тё- атра своей работы в нынешнем сезоне. Бы ли высказаны- мнения самой различной на правленности. Свести же их к одному показате лю попыталась Евгения Владимировна НЮХТИ- НА, одна из опытней ших актрис нашего теат ра, добрый друг и на ставник начинающих ак теров: — Молодежь пришла в период очень слож ный для театра во .всех' отношениях — и в твор ческом, и в организа ционном. Но в этом, на мой взгляд, наряду с трудностями для каж дого из них заключено много хорошего. Это видно хотя бы из такого фактаТ что сегодня за шел такой горячий раз говор о значении актер ской профессии, ее от ветственности перед зрителями, о проблеме профессионализма. Самое страшное ис пытание для молодого актера — это, испытание успехом. Не каждый вы держивает его с честью. Но если выдержит —■ это открывает ему очень ( многое. Сегодня уже го ворили о том, что сезон был неровным, что не у каждого были роли по душе, не всегда все по лучалось. Что ж, это ес тественно, это — нача ло. Главное- для актера, чтобы он любил свое дело, свою профессию, свою работу, и \ вот это, мне кажется, у мо лодежи есть. Есть лю бовь, есть требователь ность, есть чувство не удовлетворения и есть, наконец, поиск. Хорошо сказал Виктор Крылов — актер должен занимать активную, воинствующую позицию, должен посто янно решать какую-то болевую проблему. Под этим подпишется каж дый, кто работает в те атре. * ш — м н м н м м ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Еще раз хочется по вторить: то, что мы предложили сегодня читателю , — лиш ь ма ла я часть, несколько выдержек из разгово ра , состоявшегося в редакции. Мы не ста л и анализировать об щие итоги работы те атра, давать оценку нынешнему сезону. На ша задача была гораз до уже — оценить лишь работу молодых . Почему? j Да потому , что завт рашний день театра, как к этому не отне сись, определяют те-, кто сегодня сделал первые шаги ' на его подмостках. Будущее принадлежит uJk по праву молодости, а это >■ право неоспори мо. И именно по ‘ этой причине нет се годня разговора важ нее, чем разговор о молодежи и для моло дежи. Нынешний , 39 -й сезон, был особым, на наш взгляд, как раз из-за изменения со става труппы. Моло дежный спектакль «20 лет спустя» стал собы тием в театральной жизни города и обла сти так эісе, как «об щие» . х постановки «Трех сестер» и пьесы Т.'. Уильямса «Орфей спускается в ад». Ус п е х э т и х постановок во многом определился работой молодых. Но вместе с тем, не раз в году мы отмечали у н и х досадные ошибки и просчеты, объяснить которые можно отсут ствием опыта, .Так же, как и понять чувство обидного неудовлетво рения , ■не раз упоми навшееся во врелія об суждения итогов. А чувство это можно по-, пять и простить, если знать источник его. Он же, на наш взгляд, за ключается в желании соотнести проблемы своего поколения с ис торическим процессом, в желании осознать свое место в нем, ис следовать свои нравст венные и гражданские качества. Сегодня не так уж трудно грамот но . поставить спек такль и сыграть в нем. Сложнее другое — со хранить верность исти не, утверждающей: х у дожник • начинается там, ~ где происходит открытие неведомых, новых сторон действи тельности. А то, что наши молодые актеры вместе с режиссером Г. Михайловым стоят сейчас на этой пози ции, — сомнения не вызывает. Беседу за Круглым столом, редакции вели Т. БОЙКОВА и С. ГЕРМАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz