История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

|—|Е ДАВНО товарищи по сцене сердечно поздра­ вили актрису областного дра­ матического театра Аллу Азар- ченко: она была принята кан­ дидатом в члены КПСС. Алла работает в Мурман­ ском театре уже девятый год. Пришла к нам после окончания Ленинградского театрального института. О себе заявила сра­ зу, с первых же ролей: Натали в спектакле «Преступление продолжается», Танька Мухи­ на в спектакле «Справедли­ вость — мое ремесло». Особен­ но порадовала всех ее Танька — этакая современная девуш­ ка, независимая, обороняющая свои внутренний мир иронией, колкой шуткой, бравадой от по­ стороннего взгляда. Эти работы молодой актрисы былн замече­ ны. Все в них было отточено, закончено... Мне же больше запомнилась в то время ее Полина из спек­ такля' <Мое сердце о тобой». Порывистая, искренняя, сплош- боте над ролью идет от чувства, от ощущения. . Чувства не об­ манут. Именно они позволили и позволяют eš'f до сих пор сохра­ нить в своем творчестве непо­ средственность, чистоту и яс­ ность. Все в ней подлинно. Это подкупает не только взрослых, но и юных зрителей, которые радуются совсем «взаправдаш­ ним» Малышу — другу Карл­ сона. Пеппиу Камы из спектак^ ля «За все хорошее — смерть». Года четыре назад к р и т и к и об­ ратили внимание на работу акт- оисы в сп е кта кл е «Счастливый Ш у р и к» . Она сы грала а нем Зою — п о д р у гу главной герои ни х у ­ д ож н ицы А йны . Пеоед а ктри сой стояла трудная задача — досто* верно п р ож и ть на сиене отрезок ж и з н и своей герои ни о т 25 до ЛО лет. И в то ж е время требовалось вы явить свое отнош ение к Зоэ. Мы ясно видим, что а ктри са осу* ждает ж е н с к ую непоследователь­ ность Зои, ее способность к ду­ шевным компромиссам . Алла сво­ бодно пользуется здесь гроте ­ ском , ш три хам и острой х а р а кте р ­ ности. А вскоре новая работа — Липочка з спектакле «Свои лю- Товариіц о товарище е з с е р д ц е ной потон эмоций. Хоть и не­ большая роль, а запомнилась. Ну. а потом была Машенька — центральная роль в спектак­ ле «Эй, ты, здравствуй!». Красная коф та Маше явно не по плечу. Бабка ку п ил а ее «на- вырост». Но Маша сю гордилась и. сидя рядом с Валеркой, лю ­ бовно разглаживала ее и тянула, тянула не сча стную эту коф ту на свои хУДенькие колен ки . Это была ум нен ь ка я , хи трен ь ­ кая девчонка , к а к говори тся , себе на уме. На мир смотрела по ка что и з баб кино го «сквалыжно го» огорода. И в то ж е время с кол ь ко было в ней непосредственности и детской незащищенности! И та ­ кое неодолимое желание подру­ ж и т ь с я с п р и е зж им мальчиш кой! Одно наслаждение было следить за дуэтом Аллы А эарчен ко и Вла­ димира Стоменка в этом с п е к т а к ­ ле.. '.'Г С 1970 года в стране идет Всесоюзный смотр работы теат­ ров с артистической молоде­ жью. Его итоги подводятся каж­ дые два года. И не раз Алла выходила здесь победителем. Имеет награды, призы. Кого только не привелось ей играть: и девочек, и мальчи­ ков, и даже зверюшек в сказ­ ках. Не отказывалась она и от участия в эпизодах, массовках. Алла Азарченко — актриса искренняя, каждую роль про­ пускающая через сердце. Все в ней На сцене живет активно, ярко, укрупненно. Достаточно малейшего повода, малейшег? психологического поворота — и тут же внутренний, эмоцио­ нальный отклик, импровизация, яркие находки. На сцене в ха­ рактерах и образах искренне и достоверно всегда живет сама актриса. В театре это называют самовыражением. Самовыражение —- вещь ко­ варная. Трудно уберечься от повтора, от механической экс­ плуатации своих данных. Если нет достаточного внутреннего багажа, нет постоянной работы «в себе», самовыражение как форма существования актера на сцене грозит обернуться штам­ пом. Не избежала штампов и Азарченко. Не были по-настоя­ щему интересными ее работы в спектаклях «Три дня и веч­ ность» (Нина), «Самый послед­ ний день» (Алка), «Валентин и Валентина» (Дина£ В чем дело? Так иногда, к со­ жалению, отражается на актер­ ской судьбе разлад в личной жи зни ,;в душе. Все это в той Или иной форме «вылезает» на сцену. Позже, уже вместе с ма­ стерством и жизненным опы­ том. придет собранность, уме­ ние все забыть, отбросить все, что мешает, без остатка отдать­ ся' образу. -. Алла Азарченко в своей ра­ ди — сочтемся». Вот где тем­ перамент актрисы проявился в полную силу! Взять, например, сцену с матушкой. Уж издева­ лась Липа над ней, уж измыва­ лась! И плакала, и рыдала, и грозила утопиться, повеситься... если не купят ей бриллианто­ вые сережкн да замуж не зы- дадут! В финале это была смазли­ вая мещаночка, довольная сво­ им мужем, домом, нарядами и выездом. Появились барствен­ ные ноткн в голосе —- низкие, благородные, «зальяжность» в движениях — зсе, кал-с у свет­ ских дам. Довольство и чзанст- зо ярко оттенили жестокость Липочки, ее нравственное пре­ дательство. И становилось страшно, что есть (или был) на свете такой человек, а вернее, такой тип человека... Роль Фитюльки в молодеж­ ном спектакле «Музыка на 11 этаже» не казалась обещаю­ щей. Такие Азарченко уже иг­ рала. Но неожиданно Алла от­ крыла в своей Фитюльке новые черты: женственность, лиризм, поиск идеала. И это маленькое открытие было предпосылкой большой актерской удачи в «Иркутской истории». :’где Алле Азарченко было доверено сыграть Вален­ тину. И это не просто удача. Сама актриса считает роль Ва­ лентины переломной в своей творческой биографии^ Об этой работе рассказали читателям не только местные газеты, но н журнал «Театральная жизнь>. То, что было только намече­ но в молодежном спектакле, здесь разработано в деталях. Образ получился емким, значи-. тельным, человечным. Не было Вальки-дешевки, с самого на­ чала была Валентина; ждущая, ищущая, ошибающаяся и сно­ ва ищущая. Актрисе оказались доступны мельчайшие оттенки чувств и настроений. Она сумела пока­ зать на сцене неимоверно труд­ ный процесс преодоления горя, пассивности, растерянности, по­ казать через это преодоление человеческий взлет своей геро­ ини. . .'.Новые роли, новые слож­ ности. Думается, что з творче­ стве актрисы наступил самый благодатный период. Опыт, ма­ стерство и взыскательность —- главные условия для интерес­ ной и успешной работы. Н. САФИНА. Заведующая литературной частью Мурманского обла­ стного драматического те­ атра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz